3:18. потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
Воскрес ли Христос из мертвых как духовное создание?
Учение Сторожевой Башни. 1 Петра 3:18 в «Переводе нового мира» звучит так: «Потому что сам Христос раз и навсегда умер за грехи, праведный за неправедных, чтобы привести вас к Богу, будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе».
Свидетели Иеговы считают этот стих доказательством того, что Иисус воскрес в духовном, а не в физическом теле. В книге «Познание, ведущее к вечной жизни» говорится: «Иисус навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь» [Познание, ведущее к вечной жизни. С. 68]. Иными словами, Иисус «не был возведен из могилы как человеческое существо, но был воскрешен как дух» [Let God Be True. P. 272]. Иисус воскрес «в духе», без чего невозможна духовная жизнь на небесах [Aid to Bible Understanding. P. 139].
В книге Reasoning from the Scriptures Общество Сторожевой Башни утверждает, что Иисус был воскрешен в духовном теле, потому что слова «плоть» и «дух» в греческом тексте 1 Петра 3:18 якобы являются антонимами («будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе» [Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 334]).
Библейское учение. В. Н. Кузнецова [Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого. М.: Российское Библейское общество, 2001. — Прим. научн. ред.] переводит 1 Петра 3:18 так: «Потому что и Христос пострадал за грехи — раз и навсегда, праведный за грешников, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни» .
Речь в этом стихе не идет о духовном воскресении Христа. Многие исследователи полагают, что здесь говорится о физическом воскрешении Христа Святым Духом [Louis A. Barbieri. First and Second Peter (Chicago: Moody Press, 1979), p. 69. См. также: Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), p. 70; Norman Geisler. When Critics Ask (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 533; NIV Study Bible (Grand Rapids: Zondervan, 1985), p. 1893]. Я тоже считаю, что 1 Петра 3:18 описывает воскрешение Христа из мертвых — Его «возвращение к жизни» — посредством Святого Духа [Louis A. Barbieri. P. 69], «Бог не воскресил Иисуса как духа, но воскресил Его Своим Духом» [Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), p. 70].
Но это вовсе не означает, что Отец и Сын не принимали в процессе воскрешения никакого участия. Библия часто говорит, что Бог Отец воскресил Христа из мертвых (Деяния 2:32; 13:30; Римлянам 6:4; Ефесянам 1:19, 20). Ничуть не умаляя ключевую роль Отца в воскресении, Писание также утверждает, что Иисус Христос Сам воскресил Себя из мертвых. В Иоанна 10:17-18 Иисус говорит: «...Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Очевидно, что в воскрешении Христа принимали участие все Лица Троицы — Отец, Сын и Дух Святой.
Основополагающий принцип толкования Библии состоит в том, чтобы объяснять Писание Писанием. В соответствии с этим принципом, если толкование какого-то отрывка явно противоречит всему контексту Библии, оно неверно по определению. Внутреннее единство Писания имеет первостепенное значение.
Не нарушая этого принципа, из текста 1 Петра 3:18 нельзя сделать вывод, что Иисус воскрес из мертвых в духовном теле.
Сам воскресший Иисус сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Луки 24:39). Обратите внимание на три обстоятельства: 1) воскресший Христос утверждает, что он не дух; 2) Его воскресшее тело состояло из плоти и костей и 3) телесные руки и ноги Христа были осязаемым доказательством вещественности Его воскресения из мертвых. Аналогичным образом, в Деяниях 2:31 мы читаем: «...не оставлена душа Его в аде, и плоть его не видела тления». Почему его плоть не видела тления? Потому что Иисус был воскрешен из мертвых в материальном, плотском теле.
В Евангелии от Луки 24:39 Иисус говорит, что Он не дух и у Него есть тело из костей и плоти. Как вы согласуете это с учением Сторожевой Башни о том, что Иисус был воскрешен как духовное создание, лишенное физического тела?
Еще одним аргументом в пользу физического воскресения Христа являются Его собственные слова, записанные в Иоанна 2:19-21: «Иисус сказал им в ответ: „Разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его“. Тогда иудеи сказали: „Этот храм строили сорок шесть лет, а ты воздвигнешь его в три дня?“ Но он говорил о храме тела своего» (ПНМ). Здесь Иисус утверждает, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых телесноа не духовно.
Что Иисус называет словом «храм» в Иоанна 2:19-21? Поскольку «храм» — это тело Иисуса, и поскольку Он обещал, что Сам воздвигнет этот «храм» (тело), не говорил ли Иисус в Иоанна 2:19-21 о Своем телесном воскресении?
На воскрешенном теле Иисуса по-прежнему были раны, полученные на кресте. Воскресший Христос показал ученикам эти раны (Луки 24:39) и даже предложил сомневавшемуся Фоме прикоснуться к ним (Иоанна 20:27).
Воскресший Христос четырежды принимал физическую пищу в подтверждение того, что у Него есть реальное, физическое тело (Луки 24:30, 24:42—43; Иоанна 21:12-13; Деяния 1:4 [Греч. слово sunalizomenos в Деян. 1:4 можно истолковать как в том смысле, что Господь просто собрал Своих учеников, так и в том смысле, что Он ел с ними. Первое толкование более распространено, но в последнее время многие переводчики и толкователи склоняются ко второму варианту. Подробный анализ см.: Левинская И. Деяния апостолов. Главы I–VIII: Историко-филологический комментарий. М.: ББИ св. апостола Андрея, 1999. С. 76-77. — Примеч. науч. ред.]). Норман Гайслер справедливо замечает, что «со стороны Иисуса было бы обманом демонстрировать способность есть физическую пищу в доказательство Своего телесного воскресения, если в действительности Он не воскрес в физическом теле» [Norman Geisler. «The Significance of Christ's Resurrection», Bibliotheca Sacra, April-June 1989, p. 163].
Физического тела воскресшего Христа касались разные люди — например, Мария (Иоанна 20:17) и другие женщины (Матфея 28:9). Иисус Сам предлагал ученикам прикоснуться к Нему и удостовериться, что Его тело материально (Луки 24:39).
В Новом Завете, если речь идет о личности, греческое слово soma (тело) всегда означает физическое тело. Исключений нет. Знаток греческого языка Роберт Гандри отмечает «однозначность, с которой Павел использует слово soma в значении физического тела» [Robert Gundry. Soma in Biblical Theology (Cambridge: Cambridge University Press, 1976), p. 186]. Таким образом, все новозаветные упоминания о «теле» (soma) воскресшего Иисуса следует рассматривать как указания на физическое тело.
Возвращено к жизни было то же самое тело, которое было «посеяно» в смерть (1 Коринфянам 15:35-44). Положенное в могилу восстало к жизни (стих 42).
Напоследок можно привести еще один аргумент: вопреки учению Сторожевой башни о том, что Иисус был воскрешен как архангел Михаил, тварное духовное существо, и навсегда отказался от человеческой природы, Новый Завет утверждает, что Иисус после воскресения все еще обладает человеческой природой.
Христос воскрес к бессмертию в том же самом человеческом теле, в котором умер (Луки 24:37-39; Деяния 2:31; 1 Иоанна 4:2; 2 Иоанна 7). И когда Христос возносился на небеса, Он по-прежнему был в том же физическом человеческом теле — об этом засвидетельствовали несколько учеников (Деяния 1:11).
В 1 Тимофею 2:5 об уже воскресшем Иисусе говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…». В конце времен Христос вернется как «Сын Человеческий» — этот мессианский титул указывает на Его человеческую природу (Матфея 26:64). Вне всякого сомнения, Писание последовательно утверждает, что воскресший Христос навсегда сохранил Свою человеческую природу.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 164-168.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Воскрес ли Христос из мертвых как духовное создание?
Учение Сторожевой Башни. 1 Петра 3:18 в «Переводе нового мира» звучит так: «Потому что сам Христос раз и навсегда умер за грехи, праведный за неправедных, чтобы привести вас к Богу, будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе».
Свидетели Иеговы считают этот стих доказательством того, что Иисус воскрес в духовном, а не в физическом теле. В книге «Познание, ведущее к вечной жизни» говорится: «Иисус навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь» [Познание, ведущее к вечной жизни. С. 68]. Иными словами, Иисус «не был возведен из могилы как человеческое существо, но был воскрешен как дух» [Let God Be True. P. 272]. Иисус воскрес «в духе», без чего невозможна духовная жизнь на небесах [Aid to Bible Understanding. P. 139].
В книге Reasoning from the Scriptures Общество Сторожевой Башни утверждает, что Иисус был воскрешен в духовном теле, потому что слова «плоть» и «дух» в греческом тексте 1 Петра 3:18 якобы являются антонимами («будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе» [Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 334]).
Библейское учение. В. Н. Кузнецова [Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого. М.: Российское Библейское общество, 2001. — Прим. научн. ред.] переводит 1 Петра 3:18 так: «Потому что и Христос пострадал за грехи — раз и навсегда, праведный за грешников, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни» .
Речь в этом стихе не идет о духовном воскресении Христа. Многие исследователи полагают, что здесь говорится о физическом воскрешении Христа Святым Духом [Louis A. Barbieri. First and Second Peter (Chicago: Moody Press, 1979), p. 69. См. также: Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), p. 70; Norman Geisler. When Critics Ask (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 533; NIV Study Bible (Grand Rapids: Zondervan, 1985), p. 1893]. Я тоже считаю, что 1 Петра 3:18 описывает воскрешение Христа из мертвых — Его «возвращение к жизни» — посредством Святого Духа [Louis A. Barbieri. P. 69], «Бог не воскресил Иисуса как духа, но воскресил Его Своим Духом» [Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), p. 70].
Но это вовсе не означает, что Отец и Сын не принимали в процессе воскрешения никакого участия. Библия часто говорит, что Бог Отец воскресил Христа из мертвых (Деяния 2:32; 13:30; Римлянам 6:4; Ефесянам 1:19, 20). Ничуть не умаляя ключевую роль Отца в воскресении, Писание также утверждает, что Иисус Христос Сам воскресил Себя из мертвых. В Иоанна 10:17-18 Иисус говорит: «...Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Очевидно, что в воскрешении Христа принимали участие все Лица Троицы — Отец, Сын и Дух Святой.
Основополагающий принцип толкования Библии состоит в том, чтобы объяснять Писание Писанием. В соответствии с этим принципом, если толкование какого-то отрывка явно противоречит всему контексту Библии, оно неверно по определению. Внутреннее единство Писания имеет первостепенное значение.
Не нарушая этого принципа, из текста 1 Петра 3:18 нельзя сделать вывод, что Иисус воскрес из мертвых в духовном теле.
Сам воскресший Иисус сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Луки 24:39). Обратите внимание на три обстоятельства: 1) воскресший Христос утверждает, что он не дух; 2) Его воскресшее тело состояло из плоти и костей и 3) телесные руки и ноги Христа были осязаемым доказательством вещественности Его воскресения из мертвых. Аналогичным образом, в Деяниях 2:31 мы читаем: «...не оставлена душа Его в аде, и плоть его не видела тления». Почему его плоть не видела тления? Потому что Иисус был воскрешен из мертвых в материальном, плотском теле.
В Евангелии от Луки 24:39 Иисус говорит, что Он не дух и у Него есть тело из костей и плоти. Как вы согласуете это с учением Сторожевой Башни о том, что Иисус был воскрешен как духовное создание, лишенное физического тела?
Еще одним аргументом в пользу физического воскресения Христа являются Его собственные слова, записанные в Иоанна 2:19-21: «Иисус сказал им в ответ: „Разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его“. Тогда иудеи сказали: „Этот храм строили сорок шесть лет, а ты воздвигнешь его в три дня?“ Но он говорил о храме тела своего» (ПНМ). Здесь Иисус утверждает, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых телесноа не духовно.
Что Иисус называет словом «храм» в Иоанна 2:19-21? Поскольку «храм» — это тело Иисуса, и поскольку Он обещал, что Сам воздвигнет этот «храм» (тело), не говорил ли Иисус в Иоанна 2:19-21 о Своем телесном воскресении?
На воскрешенном теле Иисуса по-прежнему были раны, полученные на кресте. Воскресший Христос показал ученикам эти раны (Луки 24:39) и даже предложил сомневавшемуся Фоме прикоснуться к ним (Иоанна 20:27).
Воскресший Христос четырежды принимал физическую пищу в подтверждение того, что у Него есть реальное, физическое тело (Луки 24:30, 24:42—43; Иоанна 21:12-13; Деяния 1:4 [Греч. слово sunalizomenos в Деян. 1:4 можно истолковать как в том смысле, что Господь просто собрал Своих учеников, так и в том смысле, что Он ел с ними. Первое толкование более распространено, но в последнее время многие переводчики и толкователи склоняются ко второму варианту. Подробный анализ см.: Левинская И. Деяния апостолов. Главы I–VIII: Историко-филологический комментарий. М.: ББИ св. апостола Андрея, 1999. С. 76-77. — Примеч. науч. ред.]). Норман Гайслер справедливо замечает, что «со стороны Иисуса было бы обманом демонстрировать способность есть физическую пищу в доказательство Своего телесного воскресения, если в действительности Он не воскрес в физическом теле» [Norman Geisler. «The Significance of Christ's Resurrection», Bibliotheca Sacra, April-June 1989, p. 163].
Физического тела воскресшего Христа касались разные люди — например, Мария (Иоанна 20:17) и другие женщины (Матфея 28:9). Иисус Сам предлагал ученикам прикоснуться к Нему и удостовериться, что Его тело материально (Луки 24:39).
В Новом Завете, если речь идет о личности, греческое слово soma (тело) всегда означает физическое тело. Исключений нет. Знаток греческого языка Роберт Гандри отмечает «однозначность, с которой Павел использует слово soma в значении физического тела» [Robert Gundry. Soma in Biblical Theology (Cambridge: Cambridge University Press, 1976), p. 186]. Таким образом, все новозаветные упоминания о «теле» (soma) воскресшего Иисуса следует рассматривать как указания на физическое тело.
Возвращено к жизни было то же самое тело, которое было «посеяно» в смерть (1 Коринфянам 15:35-44). Положенное в могилу восстало к жизни (стих 42).
Напоследок можно привести еще один аргумент: вопреки учению Сторожевой башни о том, что Иисус был воскрешен как архангел Михаил, тварное духовное существо, и навсегда отказался от человеческой природы, Новый Завет утверждает, что Иисус после воскресения все еще обладает человеческой природой.
Христос воскрес к бессмертию в том же самом человеческом теле, в котором умер (Луки 24:37-39; Деяния 2:31; 1 Иоанна 4:2; 2 Иоанна 7). И когда Христос возносился на небеса, Он по-прежнему был в том же физическом человеческом теле — об этом засвидетельствовали несколько учеников (Деяния 1:11).
В 1 Тимофею 2:5 об уже воскресшем Иисусе говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус…». В конце времен Христос вернется как «Сын Человеческий» — этот мессианский титул указывает на Его человеческую природу (Матфея 26:64). Вне всякого сомнения, Писание последовательно утверждает, что воскресший Христос навсегда сохранил Свою человеческую природу.
читать (pdf)