Иисус обещает распятому разбойнику, что тот «сегодня же» окажется с Ним «в раю». Но разве Сам Иисус не провел следующие три дня в могиле? И разве Библия не говорит, что в промежутке между смертью и воскресением Он находился в аду? Разве Он не вознесся в рай только после воскресения?
Прежде всего, тело Иисуса однозначно и несомненно находилось в могиле до воскресения. Поскольку это обстоятельство является важным свидетельством реальности воскресения, евангелисты описывают положение Его тела в гроб (Мф. 27:61; Мк. 15:47; Лк. 23:55), а Матфей также упоминает о том, что гробница была запечатана, а у входа в нее была выставлена стража (Мф. 27:62-66).
Однако это касается только тела Иисуса. Сам Господь говорил, что смерть тела не означает смерти души (Мф. 10:28). А Откровении 6:9-11 мы видим души «убиенных», которые в ожидании воскресения пребывают в сознательном общении с Богом. Апостол Павел, говоря о смерти в 1-й главе Послания к филиппийцам и в 5-й главе 2-го Послания к коринфянам, свидетельствует о том, что сразу после физической смерти человек оказывается в присутствии Господа. Все это свидетельствует в пользу христианского учения о том, что некая нематериальная часть человека, обладающая всеми чертами его личности, продолжает сознательно существовать после смерти его тела до момента физического воскресения. Поскольку Бог Сын облекся в человеческую природу, библейское описание смерти и посмертного существования человека относится к Нему в полной мере. Хотя Его физическое тело умерло и было заперто в могиле, Он не исчез, не перестал существовать и не был заключен в стенах гробницы.
Другой вопрос связан с тем, где Иисус провел три дня, разделявшие Его смерть и Его воскресение. Согласно распространенному мнению, все это время Он провел в аду. Такое мнение основывается на текстах 1 Петра 3:19 (возможно, также 1 Петра 4:6) и Ефесянам 4:9. Однако при ближайшем рассмотрении ни один из этих текстов подобный вывод не оправдывает. Если принять без возражений традиционную точку зрения, что во всех указанных отрывках идет речь об одном и том же событии — а именно, о сошествии Христа в ад, — ни один из этих текстов ничего не говорит ни о продолжительности пребывания Христа в аду, ни о том, когда именно в промежутке между Его смертью и воскресением оно имело место. Таким образом, речь вполне могла идти о кратковременном, одномоментном схождении в ад с конкретной целью.
Но где еще мог пребывать Иисус после смерти? Возможную подсказку мы находим в тексте 2 Коринфянам 12:2-4, где апостол Павел употребляет как синонимы выражения «третье небо» и «рай». Таким образом, в Писании слово «рай» может обозначать не только Эдемский сад, но и место обитания Бога (третье, духовное небо в отличие от первого, облачного, и второго, звездного). В таком случае обещание, данное Иисусом разбойнику, обретает конкретные и вполне реальные черты: спасение действительно «совершилось» на кресте, и для всех верующих во Христа в тот же день открылся вход в присутствие Божье.
Возможным доводом против такого объяснения может служить текст Иоанна 20:17, где Господь говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему...». Но здесь, вполне возможно, речь идет об окончательном и телесном вознесении Христа, которое совершилось лишь 40 дней спустя.
Еще одно возможное объяснение предлагает в своей «Толковой Библии» А. П. Лопухин:
Этот рай (ὁ παράδεισος), как можно выводить из притчи о богатом и Лазаре (Лк. 16:23), находился, по верованию иудеев, в «шеоле» и был блаженным местопребыванием праведных душ до дня воскресения. Его не нужно смешивать с «небесный раем», о котором говорит апостол Павел (2 Кор. 12:4) и Апокалипсис (Откр. 2:7).
Kaiser, Walter C.; Davids Peter H.; Bruce F. F.; Brauch, Manfred T. Hard Sayings of the Bible (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1996), pp. 488-489.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Иисус обещает распятому разбойнику, что тот «сегодня же» окажется с Ним «в раю». Но разве Сам Иисус не провел следующие три дня в могиле? И разве Библия не говорит, что в промежутке между смертью и воскресением Он находился в аду? Разве Он не вознесся в рай только после воскресения?
Прежде всего, тело Иисуса однозначно и несомненно находилось в могиле до воскресения. Поскольку это обстоятельство является важным свидетельством реальности воскресения, евангелисты описывают положение Его тела в гроб (Мф. 27:61; Мк. 15:47; Лк. 23:55), а Матфей также упоминает о том, что гробница была запечатана, а у входа в нее была выставлена стража (Мф. 27:62-66).
Однако это касается только тела Иисуса. Сам Господь говорил, что смерть тела не означает смерти души (Мф. 10:28). А Откровении 6:9-11 мы видим души «убиенных», которые в ожидании воскресения пребывают в сознательном общении с Богом. Апостол Павел, говоря о смерти в 1-й главе Послания к филиппийцам и в 5-й главе 2-го Послания к коринфянам, свидетельствует о том, что сразу после физической смерти человек оказывается в присутствии Господа. Все это свидетельствует в пользу христианского учения о том, что некая нематериальная часть человека, обладающая всеми чертами его личности, продолжает сознательно существовать после смерти его тела до момента физического воскресения. Поскольку Бог Сын облекся в человеческую природу, библейское описание смерти и посмертного существования человека относится к Нему в полной мере. Хотя Его физическое тело умерло и было заперто в могиле, Он не исчез, не перестал существовать и не был заключен в стенах гробницы.
Другой вопрос связан с тем, где Иисус провел три дня, разделявшие Его смерть и Его воскресение. Согласно распространенному мнению, все это время Он провел в аду. Такое мнение основывается на текстах 1 Петра 3:19 (возможно, также 1 Петра 4:6) и Ефесянам 4:9. Однако при ближайшем рассмотрении ни один из этих текстов подобный вывод не оправдывает. Если принять без возражений традиционную точку зрения, что во всех указанных отрывках идет речь об одном и том же событии — а именно, о сошествии Христа в ад, — ни один из этих текстов ничего не говорит ни о продолжительности пребывания Христа в аду, ни о том, когда именно в промежутке между Его смертью и воскресением оно имело место. Таким образом, речь вполне могла идти о кратковременном, одномоментном схождении в ад с конкретной целью.
Но где еще мог пребывать Иисус после смерти? Возможную подсказку мы находим в тексте 2 Коринфянам 12:2-4, где апостол Павел употребляет как синонимы выражения «третье небо» и «рай». Таким образом, в Писании слово «рай» может обозначать не только Эдемский сад, но и место обитания Бога (третье, духовное небо в отличие от первого, облачного, и второго, звездного). В таком случае обещание, данное Иисусом разбойнику, обретает конкретные и вполне реальные черты: спасение действительно «совершилось» на кресте, и для всех верующих во Христа в тот же день открылся вход в присутствие Божье.
Возможным доводом против такого объяснения может служить текст Иоанна 20:17, где Господь говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему...». Но здесь, вполне возможно, речь идет об окончательном и телесном вознесении Христа, которое совершилось лишь 40 дней спустя.
Еще одно возможное объяснение предлагает в своей «Толковой Библии» А. П. Лопухин: