А слова: ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему относятся к воплощению, так как и восшествие свойственно только плоти. Христос выражается так потому, что говорит с женою, которая не представляла себе ничего великого. Значит, Бог в ином смысле Отец Его и в ином – наш? Именно так. Если Бог не в одинаковом смысле – Бог праведных и Бог прочих людей, то тем более – Сына и наш.
В ином смысле назвал Иисус Христос Бога Отца Своим Отцом, а в ином смысле – Отцом учеников: Своим – по природе, как единосущный Ему, а Отцом учеников – по творению и промышлению, как творений Его и удостоенных Его промышления. Назвал Его также Богом и Своим и учеников, как вообще людей. Но почему же Иисус Христос не сказал прямо: и Богу нашему, а здесь отделил Себя? Потому что, хотя Он был Человеком и братом учеников по Своей человеческой природе, однако далеко превосходил их вследствие соединения с Божественной природой и безгрешности.
«Бог Мой и Бог ваш»
Учение Сторожевой Башни. Иоанна 20:17 в «Переводе нового мира» звучит так: «Иисус сказал ей: „Перестань за Меня держаться. Ибо Я еще не восшел ко Отцу. Но пойди к моим братьям и скажи им: Восхожу к Отцу моему и Отцу вашему и к Богу моему и Богу вашему“» .
Раз Иисус говорил о «Своем Отце» и «Своем Боге», уверяют Свидетели Иеговы, Он никак не мог быть Всемогущим Богом. Книга Reasoning from the Scriptures поясняет: «Отец был Богом для воскресшего Иисуса точно так же, как Он был Богом для Марии Магдалины» [Reasoning from the Scriptures. P. 212]. И наоборот, «нигде в Библии не записано, что Отец называл Сына „Бог мой“» [Там же. P. 411].
Библейское учение. Почему Иисус называет Отца «Своим Богом»? Значит ли это, что Сам Иисус — не Бог? Вовсе нет! До воплощения Христос, второе Лицо Троицы, обладал лишь божественной природой. Однако при воплощении Он воспринял человеческую природу и «Своим Богом» называл Отца именно как человек. Как Бог, Иисус не мог бы назвать Отца «Своим Богом», поскольку во всех отношениях был совершенно равен Ему.
Богослов Пол Дж. Уизерс тонко подметил:
Поскольку Иисус пришел на землю в образе человека, а одной из неизбежных для человека обязанностей является поклонение Богу, Он совершенно справедливо называл Отца «Своим Богом», обращаясь к Нему в молитве. Выступая в роли Человека, Еврея и Первосвященника («во всем уподобившись братиям» — Евр. 2:17), Иисус мог называть Отца «Мой Бог». Однако Он не обращался к Отцу таким образом, пока не «уничижил Себя Самого» и не стал человеком (Филиппийцам 2:6-8) [Уизерс Пол Дж. Отвечая на доводы Свидетелей Иеговы против учения о Троице // публикация ЦАИ С-028. С. 6. (PDF)].
Слова Иисуса, что Он восходит к «Богу Моему и Богу вашему» (Иоанна 20:17), наводят на интересную мысль: почему Иисус не сказал просто: «Я иду к нашему Отцу и нашему Богу»? Дело в том, что Иисус всегда четко разграничивал Собственные отношения с Отцом и отношения людей с Ним. Как полагает Роберт Боумэн, Иисус уделял этому столь большое внимание по той причине, что «был Сыном Бога по природе, тогда как христиане являются приемными „сыновьями“ Бога. Аналогичным образом для Иисуса Отец был Богом потому, что Он смирил Себя, чтобы стать человеком (Филиппийцам 2:7); для нас же Отец является Богом, потому что мы — Его творения по самой своей природе» [Robert М. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 42].
Комментируя это принципиальное различие, Роберт Реймонд пишет:
Примечательно, что Иисус, наставляя Своих учеников, никогда не называл Бога «наш Отец» или «наш Бог». На всем протяжении Своего служения Он называл Отца «Отец» или «Мой Отец», но никогда — «наш Отец». (Фраза «Отче наш» из так называемой молитвы Господней не является исключением из правила, поскольку в этом случае Иисус показывает Своим ученикам, как им следует сообща обращаться к Богу в молитве.) Здесь [в Иоанна 20:17] Иисус по Своему обыкновению отказался от очевидно более краткой формы выражения («наш») и воспользовался более длинной («Мой» и «ваш»). Я полагаю, что в этом случае Он стремился подчеркнуть различие между Своим положением как Сына Божьего по природе и по праву и положением Своих учеников как сыновей Божьих по благодати и по усыновлению [Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness. C.210-211].
Христос был Сыном Божьим по природе, тогда как христиане — приемные сыновья Бога. Поскольку Иисус — Сын Божий по природе, Он — истинный Бог. Но Он обладает и человеческой природой (после воплощения), а потому может называть Отца «Мой Бог».
читать (pdf)