40:20. На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих;
40:21. и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону,
40:22. а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф.
Грех ли праздновать дни рождения?
Учение Сторожевой башни. Бытие 40:20-22 в «Переводе нового мира» выглядит так: «А на третий день случился день рождения фараона, и он устроил пир для всех своих слуг и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих. Соответственно, он восстановил главного виночерпия в должности виночерпия, и тот продолжал вкладывать чашу в руку фараона. Но главного хлебодара он повесил [убил], в точности, как и истолковал Иосиф» (пер. с англ.).
По словам Свидетелей Иеговы, ничто из записанного в Библии не включено туда просто так, без причины (2 Тимофею 3:16-17), — даже исторические повествования о деяниях язычников в библейские времена. Поскольку Библия представляет дни рождения в негативном свете, христианам не следует их праздновать [Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), pp. 68-69]. Если говорить конкретнее, Свидетели Иеговы утверждают, что празднование дней рождения — порочная практика, поскольку развращенный фараон праздновал свой день рождения и в этот день казнил кого-то. Следовательно, христианам не следует отмечать этот праздник.
Библейское учение. Данное учение Сторожевой Башни представляет собой типичный пример ошибки, известной как «обвинение по ассоциации». Считать, что какой-то день порочен лишь потому, что в этот день случилось нечто плохое, — поистине извращенная логика. Бытие 40:20-22 доказывает порочность фараона, но никак не дней рождения. Конечно, в Писании нет повеления праздновать дни рождения, однако нет и оснований считать, что Бытие 40:20-22 или какой-то иной стих запрещает.
Стоит также отметить, что в свой день рождения фараон сделал и нечто хорошее — он амнистировал главного виночерпия (Бытие 40:21). Он выпустил человека на свободу!
Вот что говорит об обычае празднования дня рождения в библейские времена исследователь Библии Е. М. Блэйклок:
Празднование годовщины своего рождения — всеобщая практика, поскольку в большинстве человеческих городов жизненные права и обязанности привязаны к достижению определенного возраста. В сохранившихся данных переписи населения, датируемых 48 г. н. э., тщательно записан возраст учтенных людей — в соответствии с римским законом о переписях, который предусматривал наблюдение и счисление дней рождения. В соответствии с 12-й главой Книги Левит, рождение ребенка сопровождалось определенными обрядами и церемониями. По Закону Моисееву, авторитет и общественное положение человека зависели, главным образом, от его возраста. Родители слепорожденного говорили, что их сын «в совершенных летах» (Ин. 9:21). В том, что Иисус пришел в храм, когда Ему исполнилось двенадцать лет, был особый смысл. Несмотря на отсутствие документальных подтверждений, представляется очевидным, что значение дня рождения отмечалось ежегодно [E. M. Blaiklock. Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible, ed. Merrill C. Tenney, vol. 1 (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1978), p. 616].
С исторической точки зрения с днями рождения, о которых говорилось выше, не ассоциировалось ничто порочное.
Многие исследователи Библии (Альберт Барнс, Адам Кларк, Роберт Джемисон, Эндрю Фоссет и Дэвид Браун) полагают, что в Книге Иова 1:4 есть упоминание о днях рождения [См.: Evangelical Commentary on the Bible, ed. Walter A. Elwell (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 342; Albert Barnes. Job; Psalms. Barnes' Notes on the Old & New Testaments (Grand Rapids: Baker Book House, 1977), p. 95. См. также: David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 25]: «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали, и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними». Адам Кларк отмечает: «Похоже, здесь идет речь о празднике дня рождения. Когда у кого-то из сыновей Иова наступал день рождения, он приглашал своих братьев и сестер на пир; и этот обычай соблюдал каждый» [Adam Clarke. The Bethany Parallel Commentary — Old Testament (Minneapolis, MN: Bethany House, 1980), p. 870]. (Обратите внимание, что в Книге Иова 3:1-3 фраза «свой день», похоже, означает «день рождения».)
Между тем в тексте нет и намека на то, что дети Иова занимались в этот день чем-то предосудительным. Их празднества не кажутся языческим обычаем. И уж, конечно, Иов не осуждал детей за то, что они отмечали дни рождения. Если бы дни рождения были оскорбительны для Иеговы, то Иов — «непорочный, справедливый и богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:1) — запретил бы им устраивать такие праздники.
читать (pdf)