А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня (глава VII).
И опять, давая ученикам власть возрождать в Бога, Он говорил им: «итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19) (Против ересей, книга III, глава XVII).
Кем бы ни был Господь наш Иисус Христос (да позволит Он пока выразиться так), Сыном какого Бога Он ни был бы, какова бы ни была природа (materia) Его человечества и Божества, какой бы веры Он ни был наставник, какое бы воздаяние ни обещал, — однако Он Сам возвещал, что Он есть, что Он был, какую волю Отца Он исполнял, что определил делать человеку, когда обитал Он на земле: возвещал или открыто, народу, или отдельно, ученикам, из коих двенадцать Он особенно приблизил к Себе, определив им быть учителями народов. Когда же один из них отпал, остальным одиннадцати, возносясь к Отцу после Воскресения, Он приказал идти и учить народы, крестя их в Отца, и Сына и Духа Святого (Мф. 28:19) (О проскрипции против еретиков 20).
Это очищение проникнуто верой, скрепленной печатью во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. Мф.28:19). Ведь если при трех свидетелях подтвердится всякое слово (Мф. 18:16), разве нам тем более не будет довольно (как залога нашей надежды) такого же числа Божественных Имен, — если при благословении они для нас и свидетели веры, и поручители спасения? А если свидетельство веры и обетование спасения утверждаются в присутствии троих, то необходимо присоединить еще и Церковь. Ибо где пребывают все Три, то есть Отец и Сын и Святой Дух, там и Церковь, которая есть тело Трех. [...] Конечно, спасение через чистую веру существовало прежде Страстей и Воскресения Господа. Но как только вера возросла, обратившись на Его Рождество, Страсти и Воскресение, то и таинство получило расширение — печать крещения, своего рода одежду веры, которая до того была нагой, а теперь уже не может существовать без исполнения закона. Ибо закон крещения был дан и форма его была предписана. Идите, — говорит Христос, — учите язычников, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). С этим законом согласуется следующее определение: Если кто не был возрожден от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5); оно связывает веру с необходимостью крещения (О крещении 6, 13).
Стих 19: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. — Сначала они учат все народы, потом поят наученных водой. Ибо не может быть, чтобы тело приняло таинство крещения, если душа прежде не восприняла истины веры. А принимают крещение они во Имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы один дар был от Тех, божество Которых едино: и имя Троицы — один Бог.
Стих 20: Уча их соблюдать все, что Я повелел вам. — Особый порядок: Он повелел апостолам, чтобы они сначала учили все народы, потом насыщали таинством веры, а после веры и крещения учили всему, что нужно соблюдать. А чтобы мы не подумали, что это повеленное легко и незначительно, Он присоединил: Все, что Я заповедал вам. Так что те, которые уверуют и будут крещены в Троицу, пусть соблюдают все, что повелено (Четыре книги толкования на Евангелие от Матфея).
«Имя» Отца и Сына и Святого Духа
Учение Сторожевой Башни. Матфея 28:19 в «Переводе нового мира» звучит так: «…идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа…».
Доказывает ли этот стих, что Отец, Сын и Святой Дух равны по своей сути, могуществу и вечности? Нет, отвечает Общество Сторожевой Башни, «так же, как перечисление трех людей — например, Иванов, Петров, Сидоров — не означает, что они трое в одном» [Следует ли верить в Троицу? С. 23]. С точки зрения Свидетелей Иеговы, верующие в Троицу вкладывают в этот текст совершенно чуждый смысл. Учение о Троице навязано этому стиху, а не проистекает из него.
Библейское учение. В греческом тексте Евангелия от Матфея перед словами «Отец», «Сын» и «Святой Дух» стоит определенный артикль — в англоязычных переводах, в том числе и в «Переводе нового мира», эта особенность текста видна. Очень важно отметить, что слово «имя» в греческом тексте стоит в единственном числе — отсюда следует, что есть только один Бог, но в едином Божестве есть три самостоятельные Личности: Отец, Сын и Святой Дух [Benjamin В. Warfield. The Person and Work of Christ (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1950), p. 66]. Богослов Роберт Реймонд обращает наше внимание на важную роль, которую этот стих играет в учении о Троице:
Иисус не говорит (1) «в имена [во множественном числе] Отца и Сына и Святого Духа» или — что по сути то же самое — (2) «во имя Отца, и во имя Сына, и во имя Святого Духа», как если бы мы говорили о трех отдельных Существах. Он также не говорит (3) «во имя Отца и Сына и Святого Духа», используя общий определенный артикль для всех трех существительных, как если бы «Отец, Сын Дух Святой» были лишь тремя обозначениями одной и той же личности. Он говорит так: (4) «во имя [в единственном числе] Отца [с определенным артиклем], и Сына [с определенным артиклем], и Святого Духа [с определенным артиклем]». Тем самым Он сначала утверждает единство трех Личностей, соединяя их в рамках одного Имени, а затем выводит на первый план каждую Личность в отдельности, по очереди называя их и предваряя имя каждой артиклем [Robert L. Reymond. C. 84. В одном из номеров «Сторожевой башни» за 2002 год Общество высказывается по этому вопросу так: «Ранние последователи Иисуса проводили четкое различие между Богом, Христом и святым духом. Учеников они крестили 1) во имя Отца, 2) во имя Сына, 3) во имя святого духа, а не во имя Троицы» (Сторожевая башня. 2002. 15 июля. С. 18-19). — Примеч. науч. ред.].
Следовательно, вопреки утверждению Сторожевой Башни Матфея 28:19 однозначно и очень явно подтверждает учение о Троице.
В Писании есть много других указаний на триединство Божества. Например, приступая к сотворению человека, Бог сказал: «…сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему,и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26. Толкователи высказывают различные предположения о том, что означают местоимения множественного числа в этом стихе [Н. С. Leupold. Exposition of Genesis, vol. 1 (Grand Rapids: Baker Book House, 1980), pp. 86-88], но у нас есть достаточно оснований считать их намеком на Троицу [Там же]. (В 27-м стихе уточняется, что слова «по образу Нашему» относятся к образу Божьему.) Комментируя этот стих, профессор Глисон Арчер отмечает, что «единый истинный Бог существует в трех Личностях — в Личностях, которые способны сообщаться друг с другом и осуществлять совместные действия, не переставая быть единым Богом» [Gleason Arche. Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982), p. 359].
После грехопадения Адама и Евы Бог сказал: «…вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22. Слова «как один из Нас» отсылают читателя к 5-му стиху («как Бог»). Здесь, как и в Бытии 1:26, мы находим указание на множественность личностей в одном Божестве.
Впоследствии, когда люди пытались построить Вавилонскую башню, Бог сказал: «…сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Бытие 11:7). Мы вновь сталкиваемся с множественностью личностей в Божестве.
Много веков спустя пророк Исайя получил видение, в котором Бог призывал его на служение. Бог спросил Исайю: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Исайя 6:8).
Незадолго до Своей смерти, во время Тайной вечери, Иисус также говорил ученикам о трех Лицах Троицы:
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает
Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Иоанна 14:16-17).
Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (14:26).
Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне… (15:26).
Писания Павла просто полны тринитарных выражений. Обратите внимание на следующий небольшой отрывок из его Первого послания к фессалоникийцам:
Всегда благодарим Бога [Отца] за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, зная избрание ваше, возлюбленные Богом [Отцом] братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу [Иисусу Христу], приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне [слово Иисуса] не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога [Отца], так что нам ни о чем не нужно рассказывать. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу [Отцу] от идолов, чтобы служить Богу [Отцу] живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1 Фессалоникийцам 1:2-10, вставки для пояснения).
Интересно, что Павел и другие новозаветные писатели не видели никаких противоречий между учением о Троице и ветхозаветными представлениями о Боге. «Новозаветные писатели определенно не считали себя „изобретателями иных богов“… Бог Ветхого Завета был их Богом, и Троица была их Богом, и тождество этих двух понятий в их представлении было настолько полным, что у них не возникало никаких вопросов по этому поводу» [Benjamin B. Warfield. Biblical and Theological Studies. P. 32]. Иными словами, Новый Завет не предлагает новое, ранее не виданное представление о Боге. «В Новом Завете учение о Троице появляется не в незаконченном виде, а уже вполне оформившимся» [Там же].
читать (pdf)