Итак, после этих двух имен [Младенец и Сын] Он будет называться шестью другими именами: Чудный, Советник Богу крепкий, Отец будущего века, Князь мира. Эти имена не должны быть соединяемы по два, чтобы читать: чудный Советник, Бог крепкий, Но Чудный, что по-еврейски pele, должно читать отдельно, и Советник, по-еврейски yô‘ēs?, отдельно. Бог, по- еврейски, ēl - отдельно. И в дальнейших местах, где читаем: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня (Ис. 45:5), и во многих подобных этому местах, вместо того, что по-латыни называется Deus, в еврейском стоит ēl. Дальнейшее слово крепкий по- еврейски gibbôr, поэтому и в том месте, где тот же пророк говорит: Возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно, и остаток Иакова - к Богу сильному (Ис. 10:20-21), вместо Бога крепкого в еврейском поставлено ēl gibbôr (Комментарии на пророка Исаию).
Иисус — «Бог крепкий»
Учение Сторожевой Башни. Исайя 9:6 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо младенец был рожден нам, сын был дан нам; и владычество будет на плечах его. И его именем будет Чудный Советник, Мощный Бог, Вечный Отец, Князь Мира» (пер. с англ.).
Свидетели Иеговы согласны называть Иисуса «Мощным Богом», но не допускают и мысли, что Он, подобно Иегове, может быть Всемогущим Богом [Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 28-29; Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 39-40. См. также: Сторожевая башня. 1992. 1 апреля. С. 26]. Кроме того, утверждают Свидетели, «называть Иегову Бога „Всемогущим“ не имеет большого смысла, если нет других существ, также именуемых богами, но занимающих подчиненное или менее высокое положение» [Цит. по кн.: Robert М. Bowman. P. 97].
Библейское учение. Обсуждая со Свидетелями Иговы этот отрывок, отметьте, что уже в следующей главе (10:21) Исайя называет «Богом сильным» (то же самое еврейское слово) Самого Иегову [Robert М. Bowman. P. 97-98]. Данный факт полностью лишает смысла рассуждения Сторожевой Башни, что выражение «Бог сильный» или «Бог крепкий» непременно указывает на меньшую степень божественности по сравнению со «Всемогущим Богом». Наоборот, то обстоятельство, что Иисуса называют таким же титулом, как и Отца, указывает на Его равенство с Отцом.
Иегова назван «Богом сильным» и в Иеремии 32:17-18: «...О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них; Боже великий, сильный, Которому имя Господь [Иегова] Саваоф!» [David A. Reed. P. 43].
Учитывая, что «Богом сильным» Библия называет не только Иисуса (Исайя 9:6), но и Иегову (Исайя 10:21), может быть, ошибочно считать этот титул указанием на меньшую степень божественности? Если Иисус — «Бог сильный», и Иегова — «Бог сильный», что вы можете сказать о божественной природе Иисуса? Если Иегова — «Бог сильный», и Иисус — «Бог сильный», как быть с учением Писания, что на небесах не может быть двух сильных Богов? Единственно возможное объяснение: учение о Троице истинно.
Подтвердить, что на небесах есть только один сильный Бог, можно следующими стихами:
· Исайя 44:6: «...Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога».
· Исайя 44:8: «Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю».
· Исайя 45:5: «Я — Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня...».
Cловом «Бог» в Библии чаще всего переводится еврейское слово Elohim. Elohim — самое распространенное имя Бога в Ветхом Завете, где встречается примерно 2570 раз. В буквальном переводе это слово означает «сильный», а окончание множественного числа (-im) указывает на полноту силы или власти [См.: Robert P. Lightner. The God of the Bible (Grand Rapids: Baker Book House, 1978), pp. 109-110]. Elohim в Ветхом Завете изображается могущественным и суверенным Властелином Вселенной, держащим в Своих руках все человечество. Слово Elohim входит в состав таких титулов, как «Бог всей земли» (Исайя 54:5), «Бог всякой плоти» (Иеремия 32:27), «Бог небесный» (Неемия 2:4 [букв. «Бог небес». — Примеч. науч. ред.] и «Бог богов и Владыка владык» (Второзаконие 10:17).
Исайя называет Иисуса одновременно и Яхве (Иеговой), и Элогимом: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу [Yahweh], прямыми сделайте в степи стези Богу [Elohim] нашему» (40:3). Это пророчество о грядущем пришествии Иисуса Христа (см. Иоанна 1:23) и одно из сильнейших ветхозаветных утверждений божественности Христа. Кроме того, Исайя называет Его «нашим Богом», а не «их» Богом, и тем самым показывает, что Иисус Христос — Бог одновременно и Ветхого, и Нового Завета. Таким образом, учение Сторожевой Башни, преуменьшающее божественность Иисуса в сравнении с Иеговой, абсолютно неверно.
Иисус как «Вечный Отец». При случае, подчеркните важность того обстоятельства, что в тексте Исаии 9:6 Иисус назван «Вечным Отцом» (ПНМ). Эту фразу из Исаии 9:6 будет правильнее перевести как «Отец вечности» [так в Синодальном переводе. — Примеч. науч. ред.]. В данном конкретном контексте выражение «Отец вечности» означает «обладающий вечностью». Это традиционный для еврейского и арабского языков оборот: обладатель какого-то качества именуется его отцом. Так, фраза «отец силы» означает «сильный»; «отец знания» — «разумный»; «отец славы» — славный [Albert Barnes. Notes on the Old Testament — Isaiah (Grand Rapids: Baker Book House, 1977), p. 193]. Аналогичным образом «отец мира» означает «миролюбивый», «отец сострадания» — сострадательный, а «отец доброты» — добрый [E. W. Hengstenberg. Chrlstology of the Old Testament (Grand Rapids: Kregel, 1970), p. 196]. Следовательно, в соответствии с общим правилом фраза «Отец вечности» в Исаии 9:6 означает «вечный». Как «Отец вечности» Иисус существует вечно [Там же]. Отсюда библеист Джон А. Мартин делает закономерный вывод, что фраза «Вечный Отец» — просто «идиома, которая описывает взаимоотношения Мессии со временем, а не Его взаимоотношения с другими членами Троицы» [John Martin. «Isaiah», The Bible Knowledge Commentary, Old Testament, p. 1053].
Такое понимание подтверждают «таргумы» — упрощенные парафразы Ветхозаветных Писаний, которыми пользовались древние евреи. В таргуме Исаии стих 9:6 выглядит следующим образом: «Его имя было наречено издревле, Чудный Советник, Могущественный Бог, Живущий вечно, Помазанник (или Мессия), во дни которого у нас прибавится мира» [J. F. Stenning. The Targum of Isaiah (London: Oxford Press, 1949), p. 32]. Очевидно, что древние евреи считали фразу «Отец вечности» указанием на вечность Мессии. Нет никаких сомнений, что Исайя хотел донести до своих читателей именно этот смысл.
читать (pdf)