Учение Сторожевой Башни. Текст Притчей 8:22-23 в «Переводе нового мира» звучит так: «Сам Иегова произвел меня в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений. От бесконечности я была поставлена, от начала, от времен более древних, чем земля» (пер. с англ.. Свидетели Иеговы полагают, что этот стих однозначно указывает на тварную природу Иисуса Христа. На самом деле в 8-й главе Книги Притчей речь идет о Премудрости, однако Свидетели Иеговы утверждают: «...большинство ученых согласны, что это риторическая фигура, обозначающая Иисуса как духовное создание до его прихода на землю»[Следует ли верить в Троицу? С. 14].
В изданном Сторожевой Башней справочнике Aid to Bible Understanding читаем: «Многие известные христианские писатели первых веков нашей эры считали этот отрывок [из 8-й главы Книги Притчей] символическим описанием Сына Божьего в его дочеловеческом состоянии... Невозможно отрицать ни того, что Сын был „произведен“ Иеговой „в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений“, ни того, что при сотворении земли Сын был „рядом [с Иеговой] как главный работник“» [AidtoBibleUnderstanding (WatchtowerBibleandTractSociety, 1971), p. 918].
Библейское учение. Предлагаемое Сторожевой Башней толкование противоречит контексту не только Книги Притчей, но и всего Писания в целом. Прежде всего вам следует обратить внимание собеседника на то, что в первых девяти главах Книги Притчей речь идет об олицетворенной мудрости. Олицетворение — художественный прием, когда неодушевленные предметы или абстрактные понятия наделяются человеческими качествами или изображаются в виде личностей [TheAmericanHeritageDictionary (Boston: HoughtonMifflinCo., 1978)]. В первых девяти главах Книги Притчей мудрость фигурально наделяется человеческими качествами [TheBibleKnowledgeCommentary, OldTestament, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Wheaton, IL: Victor Books, 1985), p. 992].
С учетом этого обстоятельства укажем на тот важный факт, что в тексте Книги Притчей нет никаких указаний на то, что 8-ю главу следует понимать как-либо иначе, нежели остальные восемь. Апологет Роберт Боумэн развивает эту мысль: «Если мы сочтем 8:22 буквальным описанием Христа, нам также придется допустить, что Христос — это женщина, которая кричит на улицах (1:20-21) и живет с кем-то по имени „Разум“ (8:12) в доме с семью столбами (9:1)!» [RobertM. Bowman. P. 60]. Эти главы Книги Притчей теряют всякий смысл, если «вставить» в них Христа.
Другой важный вопрос: всегда ли у Бога была мудрость? Мудрость, по определению, должна быть так же вечна, как и Сам Бог [Там же. P. 60-61]. У «мудрости» из 8-й главы Книги Притчей было начало. Значит ли это, что до какого-то момента у Бога не было мудрости? Что же это за «Бог»?
С помощью этих вопросов мы всего лишь хотим показать, что мудрость Бога столь же вечна, как и Сам Бог. Конечно, мудрость у Бога была всегда. В Книге Притчей 8:23 мы читаем: «...от века я [мудрость] помазана...». Это поэтический образ, призванный показать вечную природу Божьей мудрости [Там же. P. 61]. Точно такой же оборот («от века») в Псалме 89:3 указывает на вечность Самого Бога [Там же].
Таким образом, Книга Притчей 8:22-23 — это метафорическое описание вечной мудрости Бога и того, как она «родилась» (стих 24), чтобы принять участие в создании Вселенной. В 8-й главе Притчей не сказано, что мудрость возникла в какой-то момент времени. И уж, конечно, Иисус здесь не изображен творением, поскольку речь идет вовсе не об Иисусе, а об олицетворенной мудрости.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 106-108.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Иисус — «самое первое свершение» Иеговы?
Учение Сторожевой Башни. Текст Притчей 8:22-23 в «Переводе нового мира» звучит так: «Сам Иегова произвел меня в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений. От бесконечности я была поставлена, от начала, от времен более древних, чем земля» (пер. с англ.. Свидетели Иеговы полагают, что этот стих однозначно указывает на тварную природу Иисуса Христа. На самом деле в 8-й главе Книги Притчей речь идет о Премудрости, однако Свидетели Иеговы утверждают: «...большинство ученых согласны, что это риторическая фигура, обозначающая Иисуса как духовное создание до его прихода на землю» [Следует ли верить в Троицу? С. 14].
В изданном Сторожевой Башней справочнике Aid to Bible Understanding читаем: «Многие известные христианские писатели первых веков нашей эры считали этот отрывок [из 8-й главы Книги Притчей] символическим описанием Сына Божьего в его дочеловеческом состоянии... Невозможно отрицать ни того, что Сын был „произведен“ Иеговой „в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений“, ни того, что при сотворении земли Сын был „рядом [с Иеговой] как главный работник“» [Aid to Bible Understanding (Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 918].
Библейское учение. Предлагаемое Сторожевой Башней толкование противоречит контексту не только Книги Притчей, но и всего Писания в целом. Прежде всего вам следует обратить внимание собеседника на то, что в первых девяти главах Книги Притчей речь идет об олицетворенной мудрости. Олицетворение — художественный прием, когда неодушевленные предметы или абстрактные понятия наделяются человеческими качествами или изображаются в виде личностей [The American Heritage Dictionary (Boston: Houghton Mifflin Co., 1978)]. В первых девяти главах Книги Притчей мудрость фигурально наделяется человеческими качествами [The Bible Knowledge Commentary, Old Testament, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Wheaton, IL: Victor Books, 1985), p. 992].
С учетом этого обстоятельства укажем на тот важный факт, что в тексте Книги Притчей нет никаких указаний на то, что 8-ю главу следует понимать как-либо иначе, нежели остальные восемь. Апологет Роберт Боумэн развивает эту мысль: «Если мы сочтем 8:22 буквальным описанием Христа, нам также придется допустить, что Христос — это женщина, которая кричит на улицах (1:20-21) и живет с кем-то по имени „Разум“ (8:12) в доме с семью столбами (9:1)!» [Robert M. Bowman. P. 60]. Эти главы Книги Притчей теряют всякий смысл, если «вставить» в них Христа.
Другой важный вопрос: всегда ли у Бога была мудрость? Мудрость, по определению, должна быть так же вечна, как и Сам Бог [Там же. P. 60-61]. У «мудрости» из 8-й главы Книги Притчей было начало. Значит ли это, что до какого-то момента у Бога не было мудрости? Что же это за «Бог»?
С помощью этих вопросов мы всего лишь хотим показать, что мудрость Бога столь же вечна, как и Сам Бог. Конечно, мудрость у Бога была всегда. В Книге Притчей 8:23 мы читаем: «...от века я [мудрость] помазана...». Это поэтический образ, призванный показать вечную природу Божьей мудрости [Там же. P. 61]. Точно такой же оборот («от века») в Псалме 89:3 указывает на вечность Самого Бога [Там же].
Таким образом, Книга Притчей 8:22-23 — это метафорическое описание вечной мудрости Бога и того, как она «родилась» (стих 24), чтобы принять участие в создании Вселенной. В 8-й главе Притчей не сказано, что мудрость возникла в какой-то момент времени. И уж, конечно, Иисус здесь не изображен творением, поскольку речь идет вовсе не об Иисусе, а об олицетворенной мудрости.
читать (pdf)