Когда царь Соломон строил свой великолепный храм, он поставил два бронзовых столба высотой 18 локтей и установил их у притвора перед храмом (2 Пар. 3:15; примечание: локоть равен примерно 18 дюймам или 45 см). Он даже дал им имена: Иахин справа и Воаз слева (3 Цар. 7:21). Оба полых столба были увенчаны капителями («венцами») высотой в пять локтей, которые украшали «цепочки», «сетки» и «гранатовые яблоки» (3 Цар. 7:17-18, 20).
Если сравнить различные библейские повествования, в которых есть описание столбов и капителей храма (3 Цар. 7; 4 Цар. 25; 2 Пар. 3; Иер. 52), на ум сразу же приходят два вопроса. Во-первых, почему во 2 Пар. 3:15 сказано, что два столба высотой по 18 локтей (3 Цар. 7:15; 4 Цар. 25:17; Иер. 52:21) были «длиною по тридцати пяти локтей»? Во-вторых, какова была высота капителей — «пять локтей» (3 Цар. 7:16 и Иер. 52:22) или все же «три локтя» (4 Цар. 25:17)?
Прежде всего, следует помнить, что библейскому апологету не обязательно знать точный ответ на конкретный вопрос, чтобы снять с библейского автора подозрения в ошибке. Так же, как христиане не обязаны знать все подробности того, как Иисус приобрел осла (Матфея 21:1-7), чтобы снять с Него обвинение в краже, верующие в Библию могут обоснованно отстаивать целостность Библии, не зная точного решения проблемы. Более века назад Джон Уильям Макгарви прокомментировал данное обстоятельство следующим образом:
Мы не обязаны доказывать истинность данной гипотезы, необходимо лишь доказать, что она может быть истинной. Если это в принципе возможно, вполне может быть, что никакого противоречия просто не существует; если это вероятно, то никакого противоречия, скорее всего, не существует... Кроме того, если кажется, что два автора противоречат друг другу, справедливость требует, чтобы мы, прежде чем обвинить одного из них или обоих сразу во лжи, приложили все усилия, чтобы найти какое-нибудь вероятное допущение, на основании которого оба утверждения можно было бы признать истинными. И чем лучше репутация этих авторов в целом, тем более не следует поспешно обвинять во лжи тех, кто имеет право на уважительное рассмотрение (McGarvey, J. W. Evidences of Christianity [Cincinnati, OH: Standard, 1886], 2:32).
Действительно, для того, чтобы снять с богодухновенного автора обвинения в ошибке, апологету нужно лишь предложить одно или несколько правдоподобных объяснений. Именно такого принципа мы придерживаемся в суде, при анализе исторических книг, а также в повседневных жизненных ситуациях. Будет справедливо проявить такую же вежливость к Библии и приложить все усилия для поиска возможности согласовать тексты друг с другом, прежде чем объявить один или оба ложными. Пусть никто точно не знает, почему высоты столбов и капителей отличаются, но этому есть несколько логически возможных объяснений.
Таких объяснений есть по меньшей мере три. Во-первых, древний переписчик мог перепутать еврейские цифры גה) 35) и יח) 18). Даже сегодня типографии допускают мелкие опечатки при издании Библии, а в различных исторических трудах (например, Тацита, Флавия и т. д.) встречаются ошибки переписчиков, которые не нарушают общую целостность текста. Аналогичным образом читатели Библии иногда сталкиваются с числами, именами и т. п., которые были неправильно скопированы и не свидетельствуют об ошибках, допущенных богодухновенными авторами.
Во-вторых, может оказаться, что в в 3 Цар. 7:15, 4 Цар. 25:17 и Иер. 52:21 указана высота только самих столбов, тогда как автор книги Паралипоменон включил в подсчет высоту основания, капителей и прочих украшений. Возьмем для примера двух людей, которые измеряют высоту современного церковного здания. Один человек поднимается по ступеням и измеряет высоту от поверхности паперти до нижней части крыши, получив в результате 8 метров. Другой человек измеряет высоту от фундамента до кончика шпиля. По его расчетам высота составляет 17 метров. Могут ли оба измерения были правильными? Да. Они в точности соответствуют тому, что человек счел нужным включить в показатель «высоты здания церкви». Возвращаясь к столбам храма, возможно, цифра во 2-й книге Паралипоменон отражает более сложные измерения, нежели записанная в 3-й и 4-й книгах Царств и в книге Иеремии.
В-третьих, высота каждого столба могла составлять 17,5 локтей, но половина локтя каждого столба была скрыта капителью, и цифра 35 представляет собой высоту обоих столбов вместе взятых. Интересно, что в оригинале 2 Пар. 3:15 не сказано, что «каждый» столб был высотой 35 локтей, а просто сказано, что «два столба» были «тридцать пять локтей в высоту». Создатели Нового русского перевода сочли такое объяснение вероятным и перевели текст 2 Пар. 3:15 так: «...две колонны, которые вместе были тридцати пяти локтей в длину».
А как быть с высотой капителей? Почему в 4 Цар. 25:17 сказано, что их высота была три локтя, а не пять? Как и в случае со столбами, цифра 3 могла появиться из-за ошибки переписчика. Еврейская цифра ג) 3) в 4 Цар. 25:17 могла по ошибке быть вставлена вместо цифры ה) 5), которая присутствует в 3 Цар. 7:16 и Иер. 52:22. Однако есть и другое объяснение, которое в XVIII веке предложил Джон Уэсли. В своем комментарии к 3-й книге Царств он предположил, что «слово капитель может означать либо все навершие колонны в целом, высота которого равна пяти локтям; либо в более узком смысле чашеобразную часть капителей (2 Пар. 4:12)... в которой было всего три локтя, и к которой гранатовые яблоки добавляли еще один локоть... и еще одно украшение тоже составляло один локоть, так что в целом выходило пять локтей». Таким образом, и цифра 3, и цифра 5 могут быть правильными в зависимости от того, каким именно части капителей были включены в измерение.
Каковы же правильные ответы на поставленные вопросы? Почему отличаются высоты колонн и капителей? Однозначно сказать невозможно. Однако есть вполне разумные предположения помимо того, что авторы допустили ошибку.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Когда царь Соломон строил свой великолепный храм, он поставил два бронзовых столба высотой 18 локтей и установил их у притвора перед храмом (2 Пар. 3:15; примечание: локоть равен примерно 18 дюймам или 45 см). Он даже дал им имена: Иахин справа и Воаз слева (3 Цар. 7:21). Оба полых столба были увенчаны капителями («венцами») высотой в пять локтей, которые украшали «цепочки», «сетки» и «гранатовые яблоки» (3 Цар. 7:17-18, 20).
Если сравнить различные библейские повествования, в которых есть описание столбов и капителей храма (3 Цар. 7; 4 Цар. 25; 2 Пар. 3; Иер. 52), на ум сразу же приходят два вопроса. Во-первых, почему во 2 Пар. 3:15 сказано, что два столба высотой по 18 локтей (3 Цар. 7:15; 4 Цар. 25:17; Иер. 52:21) были «длиною по тридцати пяти локтей»? Во-вторых, какова была высота капителей — «пять локтей» (3 Цар. 7:16 и Иер. 52:22) или все же «три локтя» (4 Цар. 25:17)?
Прежде всего, следует помнить, что библейскому апологету не обязательно знать точный ответ на конкретный вопрос, чтобы снять с библейского автора подозрения в ошибке. Так же, как христиане не обязаны знать все подробности того, как Иисус приобрел осла (Матфея 21:1-7), чтобы снять с Него обвинение в краже, верующие в Библию могут обоснованно отстаивать целостность Библии, не зная точного решения проблемы. Более века назад Джон Уильям Макгарви прокомментировал данное обстоятельство следующим образом:
Мы не обязаны доказывать истинность данной гипотезы, необходимо лишь доказать, что она может быть истинной. Если это в принципе возможно, вполне может быть, что никакого противоречия просто не существует; если это вероятно, то никакого противоречия, скорее всего, не существует... Кроме того, если кажется, что два автора противоречат друг другу, справедливость требует, чтобы мы, прежде чем обвинить одного из них или обоих сразу во лжи, приложили все усилия, чтобы найти какое-нибудь вероятное допущение, на основании которого оба утверждения можно было бы признать истинными. И чем лучше репутация этих авторов в целом, тем более не следует поспешно обвинять во лжи тех, кто имеет право на уважительное рассмотрение (McGarvey, J. W. Evidences of Christianity [Cincinnati, OH: Standard, 1886], 2:32).
Действительно, для того, чтобы снять с богодухновенного автора обвинения в ошибке, апологету нужно лишь предложить одно или несколько правдоподобных объяснений. Именно такого принципа мы придерживаемся в суде, при анализе исторических книг, а также в повседневных жизненных ситуациях. Будет справедливо проявить такую же вежливость к Библии и приложить все усилия для поиска возможности согласовать тексты друг с другом, прежде чем объявить один или оба ложными. Пусть никто точно не знает, почему высоты столбов и капителей отличаются, но этому есть несколько логически возможных объяснений.
Таких объяснений есть по меньшей мере три. Во-первых, древний переписчик мог перепутать еврейские цифры גה) 35) и יח) 18). Даже сегодня типографии допускают мелкие опечатки при издании Библии, а в различных исторических трудах (например, Тацита, Флавия и т. д.) встречаются ошибки переписчиков, которые не нарушают общую целостность текста. Аналогичным образом читатели Библии иногда сталкиваются с числами, именами и т. п., которые были неправильно скопированы и не свидетельствуют об ошибках, допущенных богодухновенными авторами.
Во-вторых, может оказаться, что в в 3 Цар. 7:15, 4 Цар. 25:17 и Иер. 52:21 указана высота только самих столбов, тогда как автор книги Паралипоменон включил в подсчет высоту основания, капителей и прочих украшений. Возьмем для примера двух людей, которые измеряют высоту современного церковного здания. Один человек поднимается по ступеням и измеряет высоту от поверхности паперти до нижней части крыши, получив в результате 8 метров. Другой человек измеряет высоту от фундамента до кончика шпиля. По его расчетам высота составляет 17 метров. Могут ли оба измерения были правильными? Да. Они в точности соответствуют тому, что человек счел нужным включить в показатель «высоты здания церкви». Возвращаясь к столбам храма, возможно, цифра во 2-й книге Паралипоменон отражает более сложные измерения, нежели записанная в 3-й и 4-й книгах Царств и в книге Иеремии.
В-третьих, высота каждого столба могла составлять 17,5 локтей, но половина локтя каждого столба была скрыта капителью, и цифра 35 представляет собой высоту обоих столбов вместе взятых. Интересно, что в оригинале 2 Пар. 3:15 не сказано, что «каждый» столб был высотой 35 локтей, а просто сказано, что «два столба» были «тридцать пять локтей в высоту». Создатели Нового русского перевода сочли такое объяснение вероятным и перевели текст 2 Пар. 3:15 так: «...две колонны, которые вместе были тридцати пяти локтей в длину».
А как быть с высотой капителей? Почему в 4 Цар. 25:17 сказано, что их высота была три локтя, а не пять? Как и в случае со столбами, цифра 3 могла появиться из-за ошибки переписчика. Еврейская цифра ג) 3) в 4 Цар. 25:17 могла по ошибке быть вставлена вместо цифры ה) 5), которая присутствует в 3 Цар. 7:16 и Иер. 52:22. Однако есть и другое объяснение, которое в XVIII веке предложил Джон Уэсли. В своем комментарии к 3-й книге Царств он предположил, что «слово капитель может означать либо все навершие колонны в целом, высота которого равна пяти локтям; либо в более узком смысле чашеобразную часть капителей (2 Пар. 4:12)... в которой было всего три локтя, и к которой гранатовые яблоки добавляли еще один локоть... и еще одно украшение тоже составляло один локоть, так что в целом выходило пять локтей». Таким образом, и цифра 3, и цифра 5 могут быть правильными в зависимости от того, каким именно части капителей были включены в измерение.
Каковы же правильные ответы на поставленные вопросы? Почему отличаются высоты колонн и капителей? Однозначно сказать невозможно. Однако есть вполне разумные предположения помимо того, что авторы допустили ошибку.