34:27. И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
34:28. И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие.
После того, как Моисей разбил первые каменные скрижали, дарованные Господом на горе Синай, Бог повелел вырезать из камня еще две скрижали и снова предстать перед Ним на вершине горы Синай (Исход 34:1-2). По словам скептиков, в 34-й главе Исхода сказано, что вторую пару скрижалей написал Моисей, а в 10-й главе Второзакония — что это сделал Сам Бог. Соответственно, скептики утверждают, что имеет место вопиющее противоречие. Однако при более внимательном изучении выясняется, что эти отрывки не только не противоречат друг другу, но, скорее, дополняют друг друга.
В 10-й главе Второзакония действительно сказано, что вторую пару скрижалей написал Бог:
В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я [Бог] напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я [Моисей] ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали были в руках моих. И написал Он [Бог] на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне (10:1-4, прим. в скобках добавлены).
Таким образом, Моисей вытесал скрижали из камня, а Бог написал на них текст. Скептики с этим согласны.
Спорный отрывок из 34-й главы Исхода звучит так:
И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (34:27-28).
Скептики делают отсюда вывод, что текст на второй паре скрижалей написал не Бог, а Моисей, и, следовательно, два библейских отрывка противоречат друг другу.
На первый взгляд действительно может показаться, что (1) повеление сделать надпись на второй паре скрижалей было дано Моисею, и что (2) Моисей это повеление исполнил в точности. Однако первое впечатление может быть обманчивым, в особенности, если не обращать внимание на контекст. «Сии слова», которые Бог велел Моисею записать, были произнесены в предыдущих стихах (34:10-26) и представляли собой обрядовые и судебные предписания, а не «десятисловие из 20-й главы Исхода.
Что же касается Десяти заповедей, их текст на вновь изготовленных скрижалях написал Сам Бог. В 1-м стихе 34-й главы Исхода Он обещал написать (а не повелеть Моисею это сделать) «слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил». В 28-м стихе этой же главы мы читаем, что Бог выполнил Свое обещание (см. Втор. 10:2-4). В 27-м же стихе сказано всего лишь, что Моисей записал предписания, данные в стихах 10-26. В их числе не было десяти заповедей, они даже не упоминаются (Coffman, 1985, p. 474).
Вопреки утверждениям скептиков, 34-я глава Исхода и 10-я глава Второзакония не противоречат друг другу. Десять заповедей на второй паре скрижалей написал не Моисей под водительством Бога. «Сам Бог... второй раз сделал надпись собственной рукой, чтобы показать, какое значение Он придает Десяти заповедям» (Jamieson et al, 1997).
Примечания
Coffman, James Burton (1985), Commentary on Exodus (Abilene, TX: ACU Press).
Jamieson, Robert, et al. (1997), Jamieson, Faussett, Brown Bible Commentary (Electronic Database: Biblesoft).
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
После того, как Моисей разбил первые каменные скрижали, дарованные Господом на горе Синай, Бог повелел вырезать из камня еще две скрижали и снова предстать перед Ним на вершине горы Синай (Исход 34:1-2). По словам скептиков, в 34-й главе Исхода сказано, что вторую пару скрижалей написал Моисей, а в 10-й главе Второзакония — что это сделал Сам Бог. Соответственно, скептики утверждают, что имеет место вопиющее противоречие. Однако при более внимательном изучении выясняется, что эти отрывки не только не противоречат друг другу, но, скорее, дополняют друг друга.
В 10-й главе Второзакония действительно сказано, что вторую пару скрижалей написал Бог:
В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я [Бог] напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я [Моисей] ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали были в руках моих. И написал Он [Бог] на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне (10:1-4, прим. в скобках добавлены).
Таким образом, Моисей вытесал скрижали из камня, а Бог написал на них текст. Скептики с этим согласны.
Спорный отрывок из 34-й главы Исхода звучит так:
И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (34:27-28).
Скептики делают отсюда вывод, что текст на второй паре скрижалей написал не Бог, а Моисей, и, следовательно, два библейских отрывка противоречат друг другу.
На первый взгляд действительно может показаться, что (1) повеление сделать надпись на второй паре скрижалей было дано Моисею, и что (2) Моисей это повеление исполнил в точности. Однако первое впечатление может быть обманчивым, в особенности, если не обращать внимание на контекст. «Сии слова», которые Бог велел Моисею записать, были произнесены в предыдущих стихах (34:10-26) и представляли собой обрядовые и судебные предписания, а не «десятисловие из 20-й главы Исхода.
Что же касается Десяти заповедей, их текст на вновь изготовленных скрижалях написал Сам Бог. В 1-м стихе 34-й главы Исхода Он обещал написать (а не повелеть Моисею это сделать) «слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил». В 28-м стихе этой же главы мы читаем, что Бог выполнил Свое обещание (см. Втор. 10:2-4). В 27-м же стихе сказано всего лишь, что Моисей записал предписания, данные в стихах 10-26. В их числе не было десяти заповедей, они даже не упоминаются (Coffman, 1985, p. 474).
Вопреки утверждениям скептиков, 34-я глава Исхода и 10-я глава Второзакония не противоречат друг другу. Десять заповедей на второй паре скрижалей написал не Моисей под водительством Бога. «Сам Бог... второй раз сделал надпись собственной рукой, чтобы показать, какое значение Он придает Десяти заповедям» (Jamieson et al, 1997).
Примечания