В той день погибнут все помышления его, то есть, во время смерти разглашено будет все, о чем помышлял он, и ничто не скроется, о чем ни мечтал н а земле.
Днем здесь Давид называет день смерти, в который душа человека выходит из тела, а помышлениями именует заботы о житейских делах, т. е. о богатстве, о славе, о силе, об удовольствиях и о другом подобном тому. Для чего, как бы так вопрошает, надеешься, безрассудный человек, на такого смертного, служащего в пищу червям и самого бессильного начальника? Устранив же верующих от упования на людей, Давид далее показывает безопасную и надежную пристань и крепкий столп, на который должны надеяться они, и к которому должны прибегать во всяком случае; это один Бог: потому что способ и порядок увещания и наставления таков, что учитель сперва удаляет слушателей или учеников своих от неосновательных и ничтожных мыслей и надежд и потом ведет их к надежным и прочным, сперва разрушает учением своим суетное и ложное и потом выставляет постоянное и истинное, открывает вредное и обманчивое и указывает полезное и душеспасительное.
Ибо по распряжении души, по словам Феодорита, и разрешении тела в прах, вся мечтательность помыслов вдруг оказывается суетною. А мечтают одни о начальствах и властях, другие, как сонные грезы, видят победы на бранях. Но наступив внезапно смерть оставляет сию мечту мыслей без исполнения. Евсевия: Слова: погибнут помышления его, сказаны о помышлении относящемся к веку сему, как то: к постройкам, к местам, странам и подобному тому. Все сиe, как только душа выйдет из тела, пропадет у нее и ни о чем не вспомнит тогда и не позаботится она. А что сделала по отношению к добродетели или с страданием здесь, все это, и слова и дела и помышления, будет помнить и ничего такового не может забыть, и то, чем доставила кому либо пользу, или сама воспользовалась, также будет помнить, притом гораздо яснее, как освободившаяся от земного тела.
Обладает ли человек сознанием после смерти?
Учение Сторожевой Башни. Псалом 146:3-4 [Поскольку цитата приводится в переводе с английского, ссылка дана согласно нумерации псалмов, принятой в оригинале «Перевода нового мира». — Примеч. науч. ред.] в «Переводе нового мира» звучит так: «Не надейтесь ни на вельмож, ни на сына низкого человека, у которого нет никакого спасения. Дух его выходит, он возвращается в свою землю; в тот день его помышления исчезают» (пер. с англ.).
Как утверждают Свидетели Иеговы, этот стих доказывает, что после смерти сознательного существования нет. Отрывки, в которых говорится, что дух выходит из человеческого тела, следует понимать в том смысле, что жизненная сила в человеке больше не существует. «Чувства человека — слух, зрение, осязание, обоняние и вкус, — которые тесно связаны со способностью думать, перестают функционировать. Согласно Библии, мертвые находятся в состоянии полной бессознательности» [Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 77].
Библейское учение. Свидетели Иеговы неверно понимают сказанное в Псалме 146:3-4. Здесь нет и намека на то, что люди после смерти вообще не думают. Напротив, как поясняют авторитетные богословские источники [Theological Workbook of the Old Testament, ed. R. Laird Harris (Chicago: Moody Press, 1981), 2:1056], контекст и особенности оригинального древнееврейского текста свидетельствуют, что в момент смерти прекратятся и исчезнут планы людей, их амбиции и замыслы относительно будущего. Именно эту мысль передает древнееврейское слово «помышления» в Псалме 146:3-4. Планы человека и его замыслы относительно будущего умирают вместе с ним.
Как отмечал комментатор Альберт Барнс, «намерения [человека]; его замыслы; его планы; его властолюбивые и честолюбивые устремления; его замыслы, как стать богатым и великим; его планы построить дом, обустроить земельные владения и наслаждаться жизнью; его идея написать книгу или совершить путешествие, или предаться праздности и удовольствиям» [Albert Barnes. Barnes' Notes on the Old & New Testaments, Psalms (Grand Rapids: Baker Book House, 1977) III:326] — все это исчезает, когда умирает великий князь. И потому псалмопевец убеждает людей довериться Тому, Кто бесконечно более могуществен, чем любой смертный человек, в том числе и князь, — Тому, чьи планы всегда осуществляются. Надежда на обычного смертного человека может привести только к разочарованию, потому что люди смертны.
Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид приводит такой пример из нашей сегодняшней жизни:
Подлинное воплощение урока, преподанного нам в Псалме 146, можно увидеть в смерти президента Джона Ф. Кеннеди. Он был «князем», который, как надеялись многие, поможет им во многом улучшить жизнь. Когда же Кеннеди умер, «исчезли все его помышления», — когда его не стало, его планы и программы вскоре потерпели крах. Люди, всецело полагавшиеся на него, были разочарованы. Им следовало прежде всего доверять Богу, Который предлагает настоящую надежду, справедливость, исцеление и спасение, и Который остается Царем всегда [David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 39].
Очевидно, что Псалом 146 [№ ПНМ] не может служить подтверждением ошибочной идеи о прекращении сознательного существования после смерти. В момент смерти человека исчезают только его планы и устремления, но никак не его сознание.
читать (pdf)