Кроме того, исповедание Фомы содержит две части. Он исповедует, что Христос – его Господь. А потом восходит выше и называет Его также Богом. Мы знаем, в каком смысле Писание приписывает Христу имя «Господь». В том, что Отец поставил Его содержащим все Своей властью верховным правителем, пред Которым преклонится любое колено, и Который, будучи наместником Отца, управляет этим миром. Таким образом, Ему приличествует имя Господь постольку, поскольку Он является Посредником, явленным во плоти, и главою Церкви. Но Фома, познав Его Господом, тут же возносится выше к Его вечному божеству. И делает это вполне заслуженно. Ведь Христос спустился к нам, уничижил Себя, а затем воссел одесную Отца, обретя власть над небом и землею. Он сделал это для того, чтобы вознести нас к Своей общей с Отцом божеской славе. Посему, дабы наша вера достигла вечного божества Христа, она должна начать с более близкого и легкого знания. Так что, некоторые правильно говорили: от Христа человека мы приходим ко Христу Богу. Ведь вера наша возрастает постепенно. Познав Христа на земле, рожденным в яслях, повешенным на кресте, она переходит ко славе Его воскресения, а уже потом – к Его вечной жизни и силе, в которой сияет божеское величие. Кроме того, можно сделать вывод: мы не можем правильно познать Христа Господом, чтобы тут же не признать Его божества. Нет сомнения: это должно быть общим исповеданием благочестивых. Ведь Христос, как мы видим, полностью его одобрил. Он никогда бы не потерпел, чтобы люди ложно похищали честь у Отца и переносили ее на Него. Однако Христос открыто одобрил сказанное Фомой. Так что одного этого места достаточно для опровержения безумия Ария. Ибо не подобает измышлять себе двух Богов. Добавь, что одновременно здесь выражается единство Христовой ипостаси. Ведь один и Тот же Христос зовется и Богом, и Господом. Фома подчеркнуто дважды повторяет слово «мой», показывая тем самым, что говорит с живой и искренней верой (Толкование на Евангелие от Иоанна).
Теперь же подумай немного о том, какие слова Писаний побуждают нас исповедовать Единого Господа Бога: если нас спросят только об Отце? или только о Сыне? или только о Святом Духе? или одновременно об Отце, Сыне и Святом Духе? Определенно написано: Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть. О Ком, по-твоему, это сказано? Если только об Отце, то Иисус Христос не Господь Бог наш. И апостол Фома, прикоснувшись, воскликнул: Господь мой и Бог мой (Ин. 20:28), и Сам Христос не осудил его, но одобрил, говоря: Ты поверил, потому что увидел (Ин. 20:28).
«Господь мой и Бог мой»
Учение Сторожевой Башни. Увидев воскресшего Христа, сомневающийся Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28, ПНМ). Некоторые Свидетели Иеговы истолковывают слова Фомы как возглас удивления при виде воскресшего Христа. Фома якобы не сдержал эмоций и воскликнул: «Боже мой!»
Другое возможное объяснение предлагает брошюра «Следует ли верить в Троицу?»: Фоме показалось, что Иисус «богоподобен» — возможно, из-за чуда, свидетелем которого он только что стал. А может быть, у Фомы вырвалось эмоциональное восклицание, адресованное Иегове Богу, хотя он и обращался к Иисусу [Следует ли верить в Троицу? С. 29]. Так или иначе, нет никаких причин полагать, что в этом стихе Иисус назван Богом в том же смысле, что и Отец.
Как утверждает книга Reasoning from the Scriptures, обращение Фомы к Иисусу отлично согласуется с контекстом Писания. Например, в Иоанна 1:18 Иисус назван «единородным богом» [Так в самых древних и надежных рукописях Нового Завета. В Синодальном переводе сказано «единородный Сын». — Примеч. науч.ред.], и это показывает, что Он — меньший бог по сравнению с Иеговой. В Книге Исаии 9:6 Иисус назван «богом крепким», а этот титул ниже по значению, чем «Всемогущий Бог». В Иоанна 1:1 Иисус тоже назван «богом» (с маленькой буквы), или «божественным» [Reasoning from the Scriptures. P. 213].
Библейское учение. Можно ли предположить, что при виде воскресшего Христа Фома от удивления воскликнул: «Боже мой!»? Ни в коем случае! Это означало бы, что Фома произнес имя Бога напрасно. В I веке н. э. иудеи приравнивали бездумное употребление имени Божьего к богохульству [David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 84].
Кроме того, если бы Фома действительно произнес имя Божье всуе, Иисус, конечно, упрекнул бы его за это. Но Иисус не только не упрекнул Своего ученика, но еще и похвалил его за то, что он все-таки поверил. Иисус действительно был Тем, Кем Его назвал Фома (и «Господом», и «Богом»), поэтому Он похвалил ученика, а не упрекнул.
Может быть, в глазах Фомы Иисус был «подобен» Богу? Согласиться с таким предположением никак нельзя. Человек, выросший в атмосфере иудаизма I века при виде воскресшего Христа не мог воскликнуть «Господь мой и Бог мой», если только Иисус действительно не был Богом (см. Деяния 14:11-15) [Robert M. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity. P. 96-97]. Фома назвал Иисуса не «каким-то» богом, а своим Господом и своим Богом. И если Иисус не был Всемогущим Богом в том же смысле, что и Отец, Он непременно поправил бы Фому, сказав что-нибудь в таком духе: «Нет, я просто божественное существо, меньший бог. Единственный истинный Бог — Иегова. Ты не должен ставить меня на Его место. Только Иегову можно называть „Господь мой и Бог мой“». Однако Иисус не сказал ничего подобного — наоборот, Он похвалил Фому за то, что тот понял, Кто Он есть на самом деле.
Между прочим, в Псалме 34:23 обращение «Боже мой и Господи мой» употреблено применительно к Яхве [Robert M. Bowman. Jehovah's Witnesses, Jesus Christ and the Gospel of John (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 133]. Интересно, не вспомнил ли Фома — верующий еврей, хорошо знакомый с Ветхим Заветом, — об этих словах, когда назвал Иисуса «своим Господом и своим Богом»?
Таким образом, стих Иоанна 20:28 представляет собой блестящее подтверждение учения о Троице. Отец — настоящий Бог; Сын — настоящий Бог; но все же есть только один истинный Бог. Эти утверждения согласуются лишь в контексте учения о Троице. В единстве Божества есть три равные и одинаково вечные Личности — Отец, Сын и Святой Дух.
читать (pdf)