Это место по-разному искажалось. Ариане, чтобы доказать, будто Христос есть какой-то вторичный Бог, говорили, что Он меньше Отца. Православные отцы, чтобы не дать повода такой клевете, заявляли, что это следует относить лишь к человеческой природе. Однако, как ариане злоупотребляли этим свидетельством, так и мнение отцов не было правильным и согласным с контекстом. Здесь идет речь не о человеческой природе Христа, и не о Его вечном божестве, но из-за слабости нашего разумения Христос как бы ставит Себя посредине между Богом и нами. Действительно, нам не дано возвыситься до божественного величия, и Христос как раз и снизошел для того, чтобы нас вознести. Надо, – говорит Он, –радоваться, что Я возвращаюсь к Отцу. Ведь к этой цели подобает стремиться и вам. Он не показывает этими словами, чем отличается от Отца Сам по Себе. Он говорит лишь о том отличии, что соизволил снизойти к нам, дабы соединить нас с Богом. И пока мы этого не достигнем, мы будем стоять как бы посередине. И мы можем думать о Христе лишь половинчато и ущербно, пока Он не приведет нас к Богу. Похожее место есть у Павла (1Кор.15:24). Павел говорит, что Христос передаст царство Богу и Отцу, дабы Бог был все во всем. Действительно, Христос правит не по человеческой природе, но поскольку есть Бог, явленный во плоти. Итак, каким же образом Он лишится Своего царства? Таким, что божество, которое ныне можно узреть лишь в лице Христа, тогда станет открытым для всех. Различие лишь в том, что Павел описывает конечное совершенство божественного света, лучи которого начали сиять, как только Христос взошел на небеса. Чтобы больше прояснить этот вопрос, скажем немного проще. Здесь Христос не сравнивает Свое божество с божеством Отца, и Свое человечество с божественной Отчей сущностью; скорее Он сравнивает теперешнее состояние с небесной славой, которую вскоре должен был обрести. Он как бы говорит: Вы хотите удержать Меня в мире, но Мне подобает взойти на небеса. Итак, научимся же взирать на уничижение Христово во плоти, дабы Он привел нас к источнику блаженного бессмертия. Ибо этот Вождь дан нам не только для того, чтобы вознести нас до солнца и луны, но и соединить с Самим Богом Отцом (Толкование на Евангелие от Иоанна).
«Отец больше Меня»
Учение Сторожевой Башни. Иоанна 14:28 в «Переводе нового мира» звучит так: «Вы слышали, что я сказал вам: я ухожу и приду к вам опять. Если бы вы любили Меня, то обрадовались бы, что Я иду к Отцу; потому что Отец больше Меня» (выделено автором). Книга Let God Be True сообщает нам, что Иегова больше Иисуса не только по положению, но и как личность [Let God Be True (Brooklyn, NY: Wachtower Bible and Tract Society, 1946), p. 110. См. также: Время для истинной покорности Богу. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1994. C. 29]. Иегова больше Иисуса по природе.
Таким образом, Общество Сторожевой Башни приходит к выводу, что Иисус не может быть Богом Всемогущим, потому что Иегова «мощнее» его. Раз Иисус меньше Иеговы, Он не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова [Reasoning from the Scriptures (Brooklyn, Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 410]. И действительно, «в целом ряде случаев Иисус ясно говорил, что он менее Отца, и что он подчиняется Отцу... Даже после вознесения Иисуса на небеса его апостолы продолжали говорить то же самое» [Aid to Bible Understanding (Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 919].
Библейское учение. Очень важно понимать, что в Иоанна 14:28 Иисус говорит не о Своей вечной природе и сущности (ранее Христос сказал: «Я и Отец — одно», Ин. 10:30), а о том положении, которое Он, уничижив Себя, занял после воплощения [Leon Morris. The Gospel According to John (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1971), p. 658]. Афанасьевский Символ Веры утверждает, что Христос «равен Отцу по Божеству, менее Отца по человечеству» [Цит. по: Афанасий Великий. Творения: В 4 т. M.: Издание Свято- Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. С. 479].
В своем толковании на Евангелие от Иоанна Артур У. Пинк связывает слова Христа о том, что Отец «более» Его, с огромным уничижением, на которое пошел Христос, став человеком.
Воплотившись и пребывая в теле среди людей, [Христос] величайшим образом уничижил Себя, добровольно снизойдя навстречу позору и страданиям в самом жестоком их виде... Таким образом, Христос здесь сопоставляет Свое положение с положением Отца в небесном святилище. Отец восседал на троне величайшего могущества; сияние Его славы было немеркнущим; Его окружали сонмы святых существ, превозносивших Его в непрестанной хвале. Но для Его воплотившегося Сына все было иначе: презренный и отверженный людьми, окруженный неумолимыми врагами, Он, словно преступник, ожидал скорого распятия на кресте [Arthur W. Pink. Exposition of the Gospel of John, vol. 3 (Swengel, PA: Bible Truth Depot, 1945), pp. 281-282].
Очень важно подчеркнуть разницу между греческими словами «больше» (meizon) и «превосходнее» (kreitton) [Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), pp. 162-164]. Иисус выразился очень точно: «Отец Мой более Меня», а не «Отец Мой превосходнее Меня». Слово «более» указывает на более высокое положение Отца (на небесах), а не на превосходство природы Отца. Вот если бы Иисус использовал слово «превосходнее», это означало бы, что Отец выше Его по природе.
Это различие ясно видно в Евреям 1:4, где превосходство Иисуса над ангелами описывается словом «превосходнее» (kreitton). Слово «превосходнее» в этом стихе свидетельствует, что Иисус выше ангелов не только по положению, но и по самой Своей природе. Иисус отличается от ангелов (в большую сторону) и по чину, и по существу.
Это различие между «больше» и «превосходнее» можно увидеть и на другом примере. Президент государства занимает более высокое положение по сравнению с рядовыми гражданами. Поэтому он больше (meizon) своих соотечественников по статусу. Но президент по-прежнему остается человеком — следовательно, он ничем не превосходнее (kreitton) нас по природе.
Иисус никогда не использовал слова «превосходнее» (kreitton) для описания Своих отношений с Отцом, потому что Он не меньше и не ниже Отца по природе. Для этого Иисус использовал слово «более» (meizon), которое указывает лишь на более высокое положение Отца. Уничиженное положение Иисуса по сравнению с Отцом было обусловлено тем, что Он жил в человеческом мире.
Итак, чтобы жить среди людей, Христос уничижил Себя в том смысле, что Он спрятал Свою прежнюю славу, добровольно отказался от использования некоторых божественных качеств (не отказываясь от них самих) и облекся в человеческую природу. Все это придает глубокий смысл словам Иисуса: «...Отец Мой более Меня» (Иоанна 14:28). Он явно произнес их, имея в виду Свое воплощение.
читать (pdf)