Что же, говорит? значит Он создан? Почему это так, скажи мне? Потому, что он назвал Его перворожденным. Но он не сказал: первосозданный, а – перворожденный. Затем, если ты называешь Его сотворенным потому, что (апостол) назвал Его перворожденным, то что ты скажешь, когда услышишь, что Он называется братом? Действительно Писание называет Его также братом, уподобившимся по всему нам. Ужели вследствие этого мы будем отвергать даже и то, что Он – Творец, и утверждать, что Он не имеет никакого преимущества пред нами ни по достоинству, ни по чему-нибудь другому? И кто, имея ум, может говорит это? Слово – перворожденный не показывает достоинства и чести, а выражает только время. Но если Он не имеет никакого преимущества пред нами, то в этом смысле Он – перворожденный по отношению ко всему, а в таком случае Бог Слово будет подобосущен и камням, и деревьям, и прочему.«Рожденный прежде», – говорит, – «всякой твари». Но скажешь: Он назван перворожденным, значит – создан. Да, если бы так, если бы не приписывались Ему и другие подобные свойства, как-то: «первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Скажи мне, что показывают (слова):«Первенец из мертвых»? Конечно не то, что Он первый воскрес; (апостол) не сказал просто, что (Он первый из) мертвых, но что Он перворожденный из мертвых, и не сказал также, что Он первый умер, но что Он воскрес, как перворожденный из мертвых, так что (апостол теми словами) показывает только то, что (Христос) был начатком воскресения. Стало быть не иное что-нибудь (говорит он) и в настоящем месте (Беседы на Послание к колоссянам).
В Синодальном переводе Христос неудачно назван «рожденным прежде всякой твари», что очень удобно для Свидетелей Иеговы и всех прочих, кто верит, что у Христа было начало.
Между тем, сами Свидетели Иеговы в собственном Переводе нового мира использовали слово «первенец» (англ. firstborn). В греческом же тексте употребляется слово πρωτότοκος, которое буквально переводится как «первородный». Именно в таком значении это слово употребляется на всем протяжении Нового Завета (см. Лк. 2:7; Рим. 8:29; Кол. 1:18; Евр. 1:6; 11:28; 12:16; 12:23; Отк. 1:5).
Слово «первородный» — это юридическое понятие, которое обозначает сына, получающего главную и лучшую часть наследства и заменяющего отца в роли главы семейства. В обычной ситуации первородным считался старший сын, первым появившийся на свет. Единственный сын получал право первородства автоматически. Однако старший сын мог лишиться наследства, и тогда право первородства переходило к другим сыновьям:
В Быт. 25:30-34 Исав уступает первородство своему брату Иакову за похлебку.
В Быт. 49:1-8 Иаков лишает права первородства старших сыновей Рувима, Симеона и Левия и делает своим наследником четвертого сына, Иуду: «…поклонятся тебе сыны отца твоего».
В Иер. 31:9 пророк называет Ефрема первородным сыном Иосифа, хотя в Быт. 41:61-52 мы читаем, что первым сыном Иосифа был Манассия (см. Быт. 48:14).
Таким образом, юридическое содержание первородства (преимущество, старшинство, главенство над остальными потомками) не было неразрывно связано с порядком или фактом рождения. Особенно интересен в этом смысле отрывок Пс. 88:27-28: «[Давид] будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем (LXX, prototokon), превыше царей земли». В данном случае Бог усыновляет Давида и назначает его первородным. По поводу этого и других подобных отрывков в «Богословском словаре Нового Завета» говорится:
Идея даже иносказательного рождения или зачатия в этих отрывках уже не является очевидной составляющей понятия πρωτότοκος. Она нигде не высказывается, а в Пс. 88:28, более того, исключается глаголом θήσομαι, который подразумевает, скорее, усыновление (см. тж. Пс. 2:7). Идея первенства перед другими сыновьями по времени также отступает в тень. Это слово уже не ориентировано на присутствие других сыновей. Оно выражает тот факт, что Бог особенно благоволит к конкретному народу, человеку или царю (Kittel, Gerhard. πρωτότοκος // Theological Dictionary of the New Testament [Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1984]).
Применительно к Господу Иисусу, слово «первородный» также является не свидетельством тварности, а свидетельством главенства, старшинства:
Описание Христа как πρωτότοκος πάσης κτίσεως в Кол. 1:15 очевидно находит более точное подтверждение и объяснение в пояснительном предложении, начинающемся с ὅτι (стих 16): при сотворении мира Христос выполнял роль Посредника, и все твари без исключения обязаны Ему своим творением... Следовательно, фраза πρωτότοκος πάσης κτίσεως обозначает не просто первенство Господа по времени. Если эта фраза указывает на то, что творение было создано через посредство Христа, она не может одновременно означать, что Он был создан как первое творение. Решающее возражение против подобной точки зрения, которая рассматривает πάσης κτίσεως как родительный партитивный падеж, заключается в том, что логическое ударение в таком случае падало бы на -τοκος, в то время как ни разу, за исключением Лк. 2:7, где речь идет о буквальном рождении, в новозаветных отрывках, относящихся ко Христу, логическое ударение на -τοκος не делается, особенно в Кол. 1:18. Кроме того, подобное толкование породило бы противоречие между -τοκος и -κτίσις (а также κτίσεσθαι in 1:16), поскольку творение и рождение — разные понятия, и πρωτότοκος нельзя считать простым синонимом слова πρωτόκτίστος. Единственная остающаяся возможность — истолковать πρωτότοκος в иерархическом смысле. Речь идет об уникальном главенстве Христа как Посредника при творении над всеми тварями. Следующее далее утверждение в стихе 1:17 — αὐτός ἐστιν πρὸ πάντων — подчеркивает это же главенство, а вывод во второй части стиха 1:17 опирается на стих 1:16 (Kittel, Gerhard. πρωτότοκος // Theological Dictionary of the New Testament [Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1984])
Учение Сторожевой Башни. Текст Колоссянам 1:15 в «Переводе нового мира» звучит так: «Он — образ невидимого Бога, первенец из всего творения» . Свидетели Иеговы ссылаются на этот стих в подтверждение того, что Иисус когда-то появился на свет в качестве творения, ангела. Игнорируя библейские свидетельства в пользу противоположной точки зрения, они настаивают, что слово «первенец» [в англ. тексте ПНМ firstborn, т. е. «первородный». — Примеч. науч. ред.] в этом стихе означает «сотворенный первым» [AidtoBibleUnderstanding. P. 918].
Как утверждает Общество Сторожевой Башни в книге Reasoning from the Scriptures, слово «первенец» указывает на положение Иисуса как «самого старшего в семье сыновей Иеговы» [ReasoningfromtheScriptures (Brooklyn, WatchtowerBibleandTractSociety, 1989), p. 408]. Эта же книга утверждает, что слово «первенец» в Библии встречается более 30 раз, и каждый раз, когда оно употребляется в отношении живого существа, первенец оказывается частью более широкой группы. Писание называет «первенцем» первого сына, который родился у фараона, — так и Иисус был первым, кого «родил», или сотворил, Иегова. Иисус «стоит в ряду творений Бога как первое из них, а также самое любимое и самое привилегированное из них» [LetGodBeTrue. P. 33]. Книга «Самый великий человек, который когда-либо жил» сообщает нам, что Иисус был «совсем особенной личностью, потому что был создан Богом прежде всего другого» [Самый великий человек, который когда-либо жил. [Предисловие]. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1991].
Библейское учение. Из этого стиха Свидетели Иеговы сделали ошибочный вывод, что когда-то Иисуса не было и Его существование началось в определенный момент времени. Слово «первенец» (греч. prototokos) вовсе не означает «сотворенный первым». Наоборот, специалисты по греческому языку единодушны во мнении, что оно означает «первый по положению, превосходящий других наследник» [См.: RobertL. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), p. 247]. Оно выражает идею должностного превосходства и главенства. Христос — первенец в том смысле, что Он занимает более высокое положение по отношению к творению и главенствует над всем сущим. Христос также является наследником всего творения, поскольку все принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну.
Рассуждения Сторожевой Башни относительно Колоссянам 1:15 нелогичны. Как уже было сказано, Общество Сторожевой Башни считает «первенца» Христа первым творением Иеговы, подобно тому как «первенцем» фараона назван первый сын фараона. Но заметьте, что в Послании к колоссянам Христос назван «первенцем из всего творения» (т. е. не первенцем Иеговы). Если уж проводить прямую параллель между первенцем фараона и первенцем из всего творения, то придется сделать вывод, что «родителем» Иисуса было творение. В действительности все было наоборот, и уже в следующем стихе мы читаем, что Христос является «родителем» творения, поскольку Он сотворил все сущее во Вселенной (Колоссянам 1:16). Христос не обязан Своим существованием творению; наоборот, творение было делом Его рук [См.: RobertM. Bowman. C. 63].
Чтобы понять Библию, очень важно видеть в каждом слове именно тот смысл, который вложил в него автор. Мы не вправе навязывать словам смысл, чуждый первоначальному авторскому замыслу.
Позвольте я приведу пример. Представьте себе не слишком эрудированного иностранца, который выучил английский язык и приехал в Америку. Он слышит от кого-то название «Уолл-Стрит». Исходя из своих познаний, наш герой думает, что речь идет об улице с таким названием. Но его собеседник имел в виду нечто совсем иное. Он подразумевал Нью-Йоркскую фондовую биржу. Иными словами, мы должны понять, какой конкретный смысл автор вкладывал в использованные слова. В противном случае мы поймем его неправильно.
Зная об этом, давайте запомним, что «первенцем» древние евреи называли сына, который занимал в семье привилегированное положение — каким бы по счету он ни родился. Этот сын не только имел превосходство перед другими детьми, но и получал двойную долю семейного наследства.
Хороший пример такого «первенца» — царь Давид. Он был младшим из сыновей Иессея, однако в Псалме 88:28 о нем сказано: «...Я сделаю его первенцем, превыше царей земли». Псалмопевец называет Давида, последнего сына Иессея, «первенцем» потому, что его возвысил Бог [DavidA. Reed. C. 97].
Сопоставляя Бытие 41:50-51 и Иеремию 31:9, мы видим, что слово «первенец» опять используется в этом значении. Первым сыном Иосифа (в буквальном смысле) был Манассия, а Ефрем родился немного позже. Однако Иеремия называет «первенцем» Ефрема, благодаря его превосходству над братом [Уизерс Пол Дж. Отвечая на доводы Свидетелей Иеговы против учения о Троице // публикация ЦАИ С-028. С. 4-5. (PDF)]. Он родился не первым, но стал первенцем в силу своего превосходства.
Толкователь Рэй Стедмен добавляет: «Измаил был на тринадцать лет старше Исаака, но первенцем все-таки был Исаак. Хотя Исав родился первым, первенцем стал Иаков» [RayStedman. Hebrews (DownersGrove, IL: InterVarsityPress, 1992), p. 29]. Таким образом, слово «первенец» явно означает не того, кто родился первым, а того, кто занимает в семье привилегированное положение.
Рассуждая о том, какой смысл люди вкладывали в слово «первенец» в библейские времена, толкователь Ф. Ф. Брюс отмечает: «Слово „первенец“ уже давно перестали использовать только в буквальном смысле, как и слово „премьер“ (франц. premier первый). Премьер-министр — это не первый министр, когда-либо назначенный в нашей стране, а просто самый главный... Аналогичным образом слово „первенец“ [у древних] стало обозначать не только первенство по времени, но и превосходство по статусу» [F. F. Bruce в кн.: Inerrancy, ed. NormanL. Geisler (GrandRapids: Zondervan, 1979)].
Если бы стих Коллоссянам 1:15 следовало понимать так, как это делают Свидетели Иеговы (т. е. считать «первенца» первым творением Бога), Павел, считает Брюс, использовал бы не слово «первенец, первородный» (prototokos), а слово «первосозданный, первосотворенный» (protoktisis), которое в Новом Завете ни разу не употребляется применительно к Христу [Там же]. Дж. Б. Лайтфут отмечает: «Отцы IV века справедливо обращали внимание своих читателей на то, что апостол пишет не protoktisis (первосотворенный), а prototokos (первенец, первородный)» [J. В. Lightfoot. Paul's Epistles to the Colossians and to Philemon (Grand Rapids: Zondervan, 1979), p. 147].
Почему же в Кол. 1:15 апостол Павел не использовал слово «первосотворенный» (protoktisis), если он хотел сказать, что Христос был самым первым творением Иеговы [Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses (Irvine, CA, n.p., n.d.), p. 40]?
Теперь, зная, что основное значение слова «первенец» подразумевает статус наследника, давайте зададимся вопросом: в каком смысле Иисус является наследником? Роберт Боумэн отмечает, что «Христос, Сын Божий, является „наследником“ Отца потому, что все принадлежащее Отцу принадлежит также и Сыну. Конечно, это только фигура речи, и ее не стоит понимать слишком буквально (Бог Отец никогда не умрет и не „оставит наследства“ Сыну!). В Кол. 1:15 Христос назван „первенцем [наследником] всего творения“ по той же причине, по которой мы обычно считаем первородного сына наследником всего имущества его отца» [Robert M. Bowman. C. 62]. «Имущество», унаследованное «наследником» (Христом), — «все творение». Христос по праву является наследником всего, потому что Он — Творец всего (Кол. 1:16). Все творение принадлежит Ему как Богу.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 108-111.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Что же, говорит? значит Он создан? Почему это так, скажи мне? Потому, что он назвал Его перворожденным. Но он не сказал: первосозданный, а – перворожденный. Затем, если ты называешь Его сотворенным потому, что (апостол) назвал Его перворожденным, то что ты скажешь, когда услышишь, что Он называется братом? Действительно Писание называет Его также братом, уподобившимся по всему нам. Ужели вследствие этого мы будем отвергать даже и то, что Он – Творец, и утверждать, что Он не имеет никакого преимущества пред нами ни по достоинству, ни по чему-нибудь другому? И кто, имея ум, может говорит это? Слово – перворожденный не показывает достоинства и чести, а выражает только время. Но если Он не имеет никакого преимущества пред нами, то в этом смысле Он – перворожденный по отношению ко всему, а в таком случае Бог Слово будет подобосущен и камням, и деревьям, и прочему.«Рожденный прежде», – говорит, – «всякой твари». Но скажешь: Он назван перворожденным, значит – создан. Да, если бы так, если бы не приписывались Ему и другие подобные свойства, как-то: «первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Скажи мне, что показывают (слова):«Первенец из мертвых»? Конечно не то, что Он первый воскрес; (апостол) не сказал просто, что (Он первый из) мертвых, но что Он перворожденный из мертвых, и не сказал также, что Он первый умер, но что Он воскрес, как перворожденный из мертвых, так что (апостол теми словами) показывает только то, что (Христос) был начатком воскресения. Стало быть не иное что-нибудь (говорит он) и в настоящем месте (Беседы на Послание к колоссянам).