Почти за тысячу лет до того, как Иисус ступил на землю, из ливанского кедра (наилучшего), дорогих камней и чистого золота был построен первый храм, посвященный Иегове. Библия свидетельствует, что в строительстве этого славного дома поклонения при царе Соломоне принимало участие участвовало более 183 тыс. человек (1 Цар. 5:13-16). Сосуды, которые находились внутри храма, и те, что оставались во внутреннем дворе, были столь же искусно сделаны. Один из таких сосудов, который стоял с правой стороны святилища между алтарем и притвором храма, представлял собой огромную бронзовую чашу, известную как «море» (3 Цар. 7:23). Она была высотой пять локтей (2,3 м), диаметром десять локтей (4,6 м) по краю, тридцать локтей (13,8 м) в окружности и покоился на двенадцати бронзовых волах (3 Цар. 7:23-26, 39; 2 Пар. 4:2-5, 10). В отличие от десяти меньших чаш, которые использовались для омовения частей всесожжений, море использовалось для омовения священников (2 Пар. 4:6). В течение многих лет вместимость большой чаши внутреннего двора, известной как «море», была предметом споров. Дело в том, что, как сказано в 3 Цар. 7:26, что она вмещала 2000 бат. (Бат был самой большой мерой объема жидкостей в древнееврейской культуре; по некоторым оценкам он приблизительно соответствовал 17-34 литрам). Однако во 2 Пар. 4:5 сказано, что море вмещало 3000 бат. Соответственно, критики безошибочности Библии называют это вопиющим противоречием, которое ставит под сомнение божественное авторство.
Существует по меньшей мере три возможных решения этого предполагаемого противоречия. Во-первых, переписчик мог допустить ошибку, пытаясь «скопировать» рукопись, с текстом которой он работал. Кайл и Делич в своем толковании на 2-ю книгу Паралипоменон высказались в пользу этой теории. Они склонны считать, что число 3000 во 2 Паралипоменон 4:5 появилось из-за путаницы между еврейскими буквами гимель (она же цифра 3) и бет (она же цифра 2). При сравнении этих букв нетрудно заметить, что они очень похожи. Крохотное повреждение в результате чрезмерного износа свитка или слегка поврежденный материал рукописи могли привести к тому, что гимел стал похож на бет. В таком случае утверждения в 3 Царств и 2 Паралипоменон легко согласуются. Но вполне возможно, что это была не ошибка переписчика.
Второе возможное объяснение предполагаемого противоречия связано с еврейским словом, которое использовано во 2 Пар. 4:5, но отсутствует в 3 Цар. 7:26. Если в 3 Царств сказано, что литое море «вмещало» 2000 бат, то во 2 Паралипоменон говорится, что оно «принимало [евр. machaziyq] и вмещало три тысячи быт». Разница между построением фраз может означать, что обычно море вмещало 2000 быт, но когда его наполняли до краев, оно принимало и вмещало 3000 Бат (Haley, John W. Alleged Discrepancies of the Bible [Nashville, TN: Gospel Advocate, 1951], p. 382). Таким образом, летописец сообщает читателю, что для заполнения моря, в которое обычно наливали 2000 бат, требовалось 3000 бат воды. Всякий, кто когда-либо видел большие бассейны (например, плавательные), знает, что на самом деле бассейн вмещает на несколько тысяч литров воды больше, чем в него обычно наливают. Очень может быть, что фраза во 2-й книге Паралипоменон указывает именно на такое различие в уровне воды.
Третье возможное решение заключается в том, что бат, упомянутый в 3 Царств, был больше бата, использованного во 2 Паралипоменон. Так как вторая книга, возможно, была написана после вавилонского пленения, автор мог воспользоваться вавилонским батом, которая мог быть меньше еврейского бата, бывшего в ходу во времена Соломона. Как писал Адам Кларк, «локоть Моисея и древних евреев был длиннее вавилонского на одну ладонь... Точно так же дело могло обстоять и с мерами объема, то есть две тысячи древнееврейских быт могли быть равны трем тысячам бат, которые использовались после плена». Если воспользоваться современной аналогией, американский галлон отличается от имперского на 20%, хотя обе величины носят одно и то же название. Таким образом, предполагаемое расхождение может быть следствием простого недопонимания со стороны читателей XXI века.
Суть в том, что критики Библии не могут доказать, что здесь имеет место реальное противоречие. Во 2-й книге Паралипоменон может присутствовать ошибка переписчика. С другой стороны, одно из двух последних объяснений представляется мне более правдоподобным: либо (1) добавление еврейского слова machaziyq («принимало») в 2 Пар. 4:5 означает, что море действительно вмещало по максимуму 3000 бат (обычно 2000 быт); либо (2) бат времен Соломона был больше бата, бывшего в употреблении после освобождения евреев из вавилонского плена. Пока скептик не опровергнет возможность этих трех объяснений, ему следует воздержаться от критики претензий Библии на божественное вдохновение.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Почти за тысячу лет до того, как Иисус ступил на землю, из ливанского кедра (наилучшего), дорогих камней и чистого золота был построен первый храм, посвященный Иегове. Библия свидетельствует, что в строительстве этого славного дома поклонения при царе Соломоне принимало участие участвовало более 183 тыс. человек (1 Цар. 5:13-16). Сосуды, которые находились внутри храма, и те, что оставались во внутреннем дворе, были столь же искусно сделаны. Один из таких сосудов, который стоял с правой стороны святилища между алтарем и притвором храма, представлял собой огромную бронзовую чашу, известную как «море» (3 Цар. 7:23). Она была высотой пять локтей (2,3 м), диаметром десять локтей (4,6 м) по краю, тридцать локтей (13,8 м) в окружности и покоился на двенадцати бронзовых волах (3 Цар. 7:23-26, 39; 2 Пар. 4:2-5, 10). В отличие от десяти меньших чаш, которые использовались для омовения частей всесожжений, море использовалось для омовения священников (2 Пар. 4:6). В течение многих лет вместимость большой чаши внутреннего двора, известной как «море», была предметом споров. Дело в том, что, как сказано в 3 Цар. 7:26, что она вмещала 2000 бат. (Бат был самой большой мерой объема жидкостей в древнееврейской культуре; по некоторым оценкам он приблизительно соответствовал 17-34 литрам). Однако во 2 Пар. 4:5 сказано, что море вмещало 3000 бат. Соответственно, критики безошибочности Библии называют это вопиющим противоречием, которое ставит под сомнение божественное авторство.
Существует по меньшей мере три возможных решения этого предполагаемого противоречия. Во-первых, переписчик мог допустить ошибку, пытаясь «скопировать» рукопись, с текстом которой он работал. Кайл и Делич в своем толковании на 2-ю книгу Паралипоменон высказались в пользу этой теории. Они склонны считать, что число 3000 во 2 Паралипоменон 4:5 появилось из-за путаницы между еврейскими буквами гимель (она же цифра 3) и бет (она же цифра 2). При сравнении этих букв нетрудно заметить, что они очень похожи. Крохотное повреждение в результате чрезмерного износа свитка или слегка поврежденный материал рукописи могли привести к тому, что гимел стал похож на бет. В таком случае утверждения в 3 Царств и 2 Паралипоменон легко согласуются. Но вполне возможно, что это была не ошибка переписчика.
Второе возможное объяснение предполагаемого противоречия связано с еврейским словом, которое использовано во 2 Пар. 4:5, но отсутствует в 3 Цар. 7:26. Если в 3 Царств сказано, что литое море «вмещало» 2000 бат, то во 2 Паралипоменон говорится, что оно «принимало [евр. machaziyq] и вмещало три тысячи быт». Разница между построением фраз может означать, что обычно море вмещало 2000 быт, но когда его наполняли до краев, оно принимало и вмещало 3000 Бат (Haley, John W. Alleged Discrepancies of the Bible [Nashville, TN: Gospel Advocate, 1951], p. 382). Таким образом, летописец сообщает читателю, что для заполнения моря, в которое обычно наливали 2000 бат, требовалось 3000 бат воды. Всякий, кто когда-либо видел большие бассейны (например, плавательные), знает, что на самом деле бассейн вмещает на несколько тысяч литров воды больше, чем в него обычно наливают. Очень может быть, что фраза во 2-й книге Паралипоменон указывает именно на такое различие в уровне воды.
Третье возможное решение заключается в том, что бат, упомянутый в 3 Царств, был больше бата, использованного во 2 Паралипоменон. Так как вторая книга, возможно, была написана после вавилонского пленения, автор мог воспользоваться вавилонским батом, которая мог быть меньше еврейского бата, бывшего в ходу во времена Соломона. Как писал Адам Кларк, «локоть Моисея и древних евреев был длиннее вавилонского на одну ладонь... Точно так же дело могло обстоять и с мерами объема, то есть две тысячи древнееврейских быт могли быть равны трем тысячам бат, которые использовались после плена». Если воспользоваться современной аналогией, американский галлон отличается от имперского на 20%, хотя обе величины носят одно и то же название. Таким образом, предполагаемое расхождение может быть следствием простого недопонимания со стороны читателей XXI века.
Суть в том, что критики Библии не могут доказать, что здесь имеет место реальное противоречие. Во 2-й книге Паралипоменон может присутствовать ошибка переписчика. С другой стороны, одно из двух последних объяснений представляется мне более правдоподобным: либо (1) добавление еврейского слова machaziyq («принимало») в 2 Пар. 4:5 означает, что море действительно вмещало по максимуму 3000 бат (обычно 2000 быт); либо (2) бат времен Соломона был больше бата, бывшего в употреблении после освобождения евреев из вавилонского плена. Пока скептик не опровергнет возможность этих трех объяснений, ему следует воздержаться от критики претензий Библии на божественное вдохновение.