Учение Сторожевой Башни. Благословение Павла из 2 Коринфянам 13:13 в «Переводе нового мира» звучит так: «Да будет со всеми вами милость Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и приобщение к святому духу». Общество Сторожевой Башни утверждает, что этот стих свидетельствует лишь о факте существования трех субъектов — Отца, Сына и Святого Духа; в нем не затрагивается вопрос об Их взаимоотношениях и форме сосуществования.
Следовательно, текст 2 Коринфянам 13:13 не позволяет говорить, что Отец, Сын и Святой Дух обладают равной властью или одной и той же природой [Следует ли верить в Троицу? С. 23]. Подобные ссылки доказывают «только то, что существуют три называемых субъекта… но сами по себе такие ссылки не доказывают, что эти три субъекта обязательно относятся к божественной природе и достойны равной божественной чести» [Там же].
Библейское учение. Ни один верующий в Троицу не основывает свою веру на единственном стихе — напротив, это учение основывается на совокупном свидетельстве всего Писания. Действительно, текст 2 Коринфянам 13:13 сам по себе не является решающим доказательством существования Троицы. Но если рассматривать это учение в свете других отрывков Писания, его справедливость не вызывает сомнений.
Итак, Писание ясно говорит, что есть только один Бог. Откровение, которое Бог постепенно дает человечеству, показывает также, что есть три отдельные Личности, называемые Богом. Например, апостол Петр пишет о святых, «избранных по предведению Бога Отца (1 Петра 1:2). Когда воскресший Иисус явился сомневающемуся Фоме, тот воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Иоанна 20:28). Кроме того, Сам Отец сказал Сыну: «…престол Твой, Боже, в век века…» (Евреям 1:8). В Деяниях 5:3-4 мы видим, что солгать Святому Духу значит солгать Богу. Петр говорит: «…Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».
Каждая из трех Личностей не только называется Богом, но и проявляет божественные свойства. Например:
Все три Личности вездесущи: Отец (Матфея 19:26), Сын (Матфея 28:18) и Святой Дух (Псалтирь 138:7-8).
Все три Личности всеведущи: Отец (Римлянам 11:33), Сын (Матфея 9:4) и Святой Дух (1 Коринфянам 2:10).
Все три Личности всемогущи: Отец (1 Петра 1:5), Сын (Матфея 28:18) и Святой Дух (Римлянам 15:19).
Каждой из трех Личностей приписывается святость: Отцу (Откровение 15:4), Сыну (Деяния 3:14) и Святому Духу (Иоанна 16:7-14).
Каждой из трех Личностей приписывается вечность: Отцу (Псалтирь 89:3), Сыну (Михей 5:2; Иоанна 1:2; Откровение 1:8, 17) и Святому Духу (Евреям 9:14).
Каждая из трех Личностей по отдельности описывается как истина: Отец (Иоанна 7:28), Сын (Откровение 3:7) и Святой Дух (1 Иоанна 5:6).
Каждая из трех Личностей называется Господом (Луки 2:11; Римлянам 10:12; 2 Коринфянам 3:17), вечным (Римлянам 14:25; Откровение 22:13), всемогущим (Бытие 17:1; Римлянам 15:19; Откровение 1:8) и полновластным (Иеремия 32:17; Луки 1:35; Евреям 1:3) [The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), pp. 1095-1096].
Помимо обладания божественными качествами, каждая из трех Личностей творила божественные дела. Например, все три участвовали в сотворении мира: Отец (Бытие 2:7; Псалтирь 101:26), Сын (Иоанна 1:3; Колоссянам 1:16; Евреям 1:2) и Святой Дух (Бытие 1:2; Иов 33:4; Псалтирь 103:30).
В богословских спорах часто упускают из виду факт, что все три Лица Троицы по отдельности участвовали в Воплощении. В Луки 1:35 ангел говорит Марии: «…Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Святой Дух осуществил Воплощение, но в Евреям 10:5 мы читаем, что человеческое тело Христу приготовил Отец. Более того, Писание говорит, что Иисус принял на Себя плоть и кровь, — словно это произошло по Его собственной воле (Евреям 2:14).
Три Лица Троицы участвовали и в воскрешении Иисуса из мертвых. О Боге Отце часто говорится, что это Он воскресил Христа (Деяния 2:32; 13:30; Римлянам 6:4; Ефесянам 1:19-20). Однако Писание, не умаляя ключевой роли Отца в воскресении, ясно говорит и о том, что Иисус Сам воскресил Себя. В Иоанна 2:19 Иисус сказал иудеям, просившим знамения свыше: «…разрушьте храм сей [т. е. Его физическое тело], и Я в три дня воздвигну его». Затем в Иоанна 10:17-18 Иисус произносит: «…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Святой Дух также участвовал в воскресении Христа, поскольку Иисус «открылся Сыном Божиим… через воскресение из мертвых» именно «по духу святыни» (Римлянам 1:4) [Многие современные библеисты видят в этой греческой фразе указание на Святого Духа (см., например, перевод В. Н. Кузнецовой). — Примеч. науч.ред.].
Кроме того, каждое из трех Лиц Троицы освящает верующих (Евреям 2:11; 1 Петра 1:2, Иуды 1), является их жизнью (Второзаконие 30:20; Римлянам 8:10; Колоссянам 3:4), дает им жизнь вечную (Иоанна 10:28; Римлянам 6:23; Галатам 6:8), воскрешает из мертвых (Иоанна 5:21; 1 Петра 3:18) и вдохновляет Божьих вестников и пророков (Марка 13:11, 2 Коринфянам 13:3; Евреям 1:1) [Там же].
В свете всего сказанного совершенно ясно, что ни одно действие Божества не совершается одним Лицом без согласия и участия двух других. Тем не менее каждое из трех Лиц имеет особое служение, присущее только Ему. Однако во всех делах, творимых Богом во Вселенной, всегда в согласии и единстве участвуют все три Лица.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 217-221.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Благословение Павла
Учение Сторожевой Башни. Благословение Павла из 2 Коринфянам 13:13 в «Переводе нового мира» звучит так: «Да будет со всеми вами милость Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и приобщение к святому духу». Общество Сторожевой Башни утверждает, что этот стих свидетельствует лишь о факте существования трех субъектов — Отца, Сына и Святого Духа; в нем не затрагивается вопрос об Их взаимоотношениях и форме сосуществования.
Следовательно, текст 2 Коринфянам 13:13 не позволяет говорить, что Отец, Сын и Святой Дух обладают равной властью или одной и той же природой [Следует ли верить в Троицу? С. 23]. Подобные ссылки доказывают «только то, что существуют три называемых субъекта… но сами по себе такие ссылки не доказывают, что эти три субъекта обязательно относятся к божественной природе и достойны равной божественной чести» [Там же].
Библейское учение. Ни один верующий в Троицу не основывает свою веру на единственном стихе — напротив, это учение основывается на совокупном свидетельстве всего Писания. Действительно, текст 2 Коринфянам 13:13 сам по себе не является решающим доказательством существования Троицы. Но если рассматривать это учение в свете других отрывков Писания, его справедливость не вызывает сомнений.
Итак, Писание ясно говорит, что есть только один Бог. Откровение, которое Бог постепенно дает человечеству, показывает также, что есть три отдельные Личности, называемые Богом. Например, апостол Петр пишет о святых, «избранных по предведению Бога Отца (1 Петра 1:2). Когда воскресший Иисус явился сомневающемуся Фоме, тот воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Иоанна 20:28). Кроме того, Сам Отец сказал Сыну: «…престол Твой, Боже, в век века…» (Евреям 1:8). В Деяниях 5:3-4 мы видим, что солгать Святому Духу значит солгать Богу. Петр говорит: «…Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».
Каждая из трех Личностей не только называется Богом, но и проявляет божественные свойства. Например:
Все три Личности вездесущи: Отец (Матфея 19:26), Сын (Матфея 28:18) и Святой Дух (Псалтирь 138:7-8).
Все три Личности всеведущи: Отец (Римлянам 11:33), Сын (Матфея 9:4) и Святой Дух (1 Коринфянам 2:10).
Все три Личности всемогущи: Отец (1 Петра 1:5), Сын (Матфея 28:18) и Святой Дух (Римлянам 15:19).
Каждой из трех Личностей приписывается святость: Отцу (Откровение 15:4), Сыну (Деяния 3:14) и Святому Духу (Иоанна 16:7-14).
Каждой из трех Личностей приписывается вечность: Отцу (Псалтирь 89:3), Сыну (Михей 5:2; Иоанна 1:2; Откровение 1:8, 17) и Святому Духу (Евреям 9:14).
Каждая из трех Личностей по отдельности описывается как истина: Отец (Иоанна 7:28), Сын (Откровение 3:7) и Святой Дух (1 Иоанна 5:6).
Каждая из трех Личностей называется Господом (Луки 2:11; Римлянам 10:12; 2 Коринфянам 3:17), вечным (Римлянам 14:25; Откровение 22:13), всемогущим (Бытие 17:1; Римлянам 15:19; Откровение 1:8) и полновластным (Иеремия 32:17; Луки 1:35; Евреям 1:3) [The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), pp. 1095-1096].
Помимо обладания божественными качествами, каждая из трех Личностей творила божественные дела. Например, все три участвовали в сотворении мира: Отец (Бытие 2:7; Псалтирь 101:26), Сын (Иоанна 1:3; Колоссянам 1:16; Евреям 1:2) и Святой Дух (Бытие 1:2; Иов 33:4; Псалтирь 103:30).
В богословских спорах часто упускают из виду факт, что все три Лица Троицы по отдельности участвовали в Воплощении. В Луки 1:35 ангел говорит Марии: «…Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Святой Дух осуществил Воплощение, но в Евреям 10:5 мы читаем, что человеческое тело Христу приготовил Отец. Более того, Писание говорит, что Иисус принял на Себя плоть и кровь, — словно это произошло по Его собственной воле (Евреям 2:14).
Три Лица Троицы участвовали и в воскрешении Иисуса из мертвых. О Боге Отце часто говорится, что это Он воскресил Христа (Деяния 2:32; 13:30; Римлянам 6:4; Ефесянам 1:19-20). Однако Писание, не умаляя ключевой роли Отца в воскресении, ясно говорит и о том, что Иисус Сам воскресил Себя. В Иоанна 2:19 Иисус сказал иудеям, просившим знамения свыше: «…разрушьте храм сей [т. е. Его физическое тело], и Я в три дня воздвигну его». Затем в Иоанна 10:17-18 Иисус произносит: «…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Святой Дух также участвовал в воскресении Христа, поскольку Иисус «открылся Сыном Божиим… через воскресение из мертвых» именно «по духу святыни» (Римлянам 1:4) [Многие современные библеисты видят в этой греческой фразе указание на Святого Духа (см., например, перевод В. Н. Кузнецовой). — Примеч. науч.ред.].
Кроме того, каждое из трех Лиц Троицы освящает верующих (Евреям 2:11; 1 Петра 1:2, Иуды 1), является их жизнью (Второзаконие 30:20; Римлянам 8:10; Колоссянам 3:4), дает им жизнь вечную (Иоанна 10:28; Римлянам 6:23; Галатам 6:8), воскрешает из мертвых (Иоанна 5:21; 1 Петра 3:18) и вдохновляет Божьих вестников и пророков (Марка 13:11, 2 Коринфянам 13:3; Евреям 1:1) [Там же].
В свете всего сказанного совершенно ясно, что ни одно действие Божества не совершается одним Лицом без согласия и участия двух других. Тем не менее каждое из трех Лиц имеет особое служение, присущее только Ему. Однако во всех делах, творимых Богом во Вселенной, всегда в согласии и единстве участвуют все три Лица.
читать (pdf)