Таких Иоанн запрещает приветствовать и оказывать им гостеприимство. Это ведь в такого рода вещах не является бесчеловечным, но он наставляет, чтобы они не собирались и не спорили вместе с такими, которые не в состоянии умозрительно толковать Божественное, чтобы ими они не уводились от учения истины, обманутые рассуждениями, похожими на истину. Я же полагаю, потому не следует с такими и молиться, поскольку в молитве, которая творится в доме, после того, как поднимаются после моления, есть приветствие радости и заявление о мире (Заметки на Кафолические послания).
Некоторые христиане на основании этого текста полагают, что культистов и еретиков, постучавшихся в дверь нашей квартиры, нельзя не только пускать на порог, но даже приветствовать с обычной человеческой вежливостью.
С одной стороны, если вы по какой-то причине не хотите впускать в дом незнакомого человека, это ваше безусловное право. Важно лишь, чтобы это нежелание не помешало вам указать гостю на его заблуждения и проповедать ему истинное Евангелие. Прогнать человека от своей двери труда не составляет, но, уйдя от вас, он пойдет к вашим соседям, которые чаще всего не смогут противопоставить его аргументам ничего. Вам же Господь дает возможность открыть человеку глаза на его заблуждение или хотя бы помешать ему проповедовать заблуждения с прежней убежденностью. Пусть даже вы реализуете эту возможность не дома за чашкой чая, а на лестничной площадке или на скамейке во дворе.
Однако важно понимать, что в 10-11 стихах 2 Иоанна речь идет о совсем другой ситуации и совсем другой проблеме. Как поясняет Клеон Роджерс, «в древнем мире было принято принимать странствующих учителей у себя дома, предлагая им кров и ночлег... Приветствие означало начало отношений с приветствуемым, приветствовать лжеучителя значит выражать солидарность с ним» (Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета [СПБ: Библия для всех, 2001], с. 908). Аналогичным образом, Дональд Гатри пишет, что «лжеучителя ходили по церквам и пользовались гостеприимством христиан, которых надо было предостеречь от этих опасных учителей. Призыв не общаться с этими людьми может на первый взгляд показаться суровым и жестоким, но надо помнить, что учение, отрицавшее человечность Христа, фактически подрывало основы христианской веры, и необходимо было принять суровые меры. Гостеприимство давало прекрасную почву для пропаганды, и отказ от него был эффективным сдерживающим средством для проникновения любого учения, будь то истинное или ложное. Новый Завет ясно учит, что Церковь должна принимать посланников истины, что означает отказ принимать противников истины (ср. также Дидахе, xi). Иначе это означало бы соучастие в распространении того или иного лжеучения» (Введение в Новый Завет [Одесса: Богомыслие, 1996], с. 688).
Особенное значение это наставление Иоанна приобретает в том случае, если под «домом», как полагают некоторые толкователи, апостол имеет в виду не просто частный дом, а домашнюю церковь. В таком случае, речь идет о недопустимости еще более вопиющей практики допускать лжеучителей к участию в христианских собраниях, на которых, по обычаю, унаследованному из иудейской практики, гостям предлагали обратиться к собравшимся со словом (см. Деян. 13:15).
Апостол Иоанн вовсе не полемизирует с апостолом Павлом, когда тот пишет: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20-21). И уж тем более он не спорит со словами Самого Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:44-58).
В своем 2-м соборном послании Иоанн говорит о конкретной ситуации, когда проявление гостеприимства становится соучастием в проповеди ложного учения и воспринимается как выражение солидарности с лжеучителями или, по крайней мере, терпимости к ним. Помогать проповедникам заблуждения в их злом деле мы не можем и не должны, однако это никак не отменяет ни обычных правил вежливости, ни необходимости помочь человеку, оказавшемуся в беде, каких бы он ни придерживался взглядов (вспомним притчу Господа о добром самарянине). И находить в этих словах апостола Иоанна причину для суеверной боязни пустить еретика или лжеучителя на порог дома тоже не следует.