31:4. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него.
Описания смерти Саула в 1 Цар. 31:4 и 2 Цар. 1:6-10 явно расходятся — какая из двух версий соответствует истине?
В прошлом попытки согласовать эти тексты между собой предпринимались неоднократно, однако результаты были неубедительными. Например, иудейский историк Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» писал:
Между тем филистимляне сошлись с израильтянами в очень ожесточенной битве, победили евреев и перебили множество их. Царь же израильский, Саул, и его сыновья сражались доблестно и с полнейшим самоотвержением, потому что вся их слава заключалась в том только, чтобы доблестно умереть, нанеся врагам своим по возможности больший урон. Другого они ничего не добивались. Поэтому они ринулись в самый центр врагов, были немедленно окружены со всех сторон и, умертвив множество филистимлян, пали как доблестные воины. То были сыновья Саула, Ионаф, Аминадав и Мелхис.
Когда они пали, войска евреев дрогнули, произошли страшное смятение и свалка, наконец, бегство и смерть от руки налегавших на них неприятелей. Бежали также и Саул с толпою своих приближенных и, так как филистимляне выслали в погоню за ними всех своих копейщиков и стрелков, то почти все спутники Саула были убиты. Сам же Саул бился отчаянно и получил такое множество ран, что он не был более в состоянии выдерживать натиск и даже стоять на ногах. Не имея сил убить самого себя, царь приказал оруженосцу извлечь меч и поразить им его раньше, чем он попался бы в руки врагов; но так как оруженосец не решался убить своего господина, то Саул взял свой собственный меч и, укрепив его рукояткою в земле, бросился на него. Однако у него не хватило сил пронзить себя насквозь. Поэтому царь обратился к тут же стоявшему юноше и, узнав, что он амалекитянин, просил его прикончить его, так как он сам уже более не в состоянии сделать это, и тем доставить ему тот род смерти, который в его глазах являлся наиболее желательным. Юноша исполнил желание Саула, затем снял с него золотое запястье и царскую корону и бежал с этим. При виде смерти Саула его оруженосец убил самого себя. Никому из телохранителей царя также не удалось спастись, так как все они пали у горы Гелвуи (XIV:7).
Между тем, Иосиф упускает из виду упоминание автора 1-й книги Царств о том, что оруженосец Саула покончил с собой, лишь «увидев, что Саул умер» (31:5), а также его свидетельство о том, что Саул попытался покончить с собой с помощью меча, а не копья. Таким образом, согласование получается неполным — Иосиф придает больший вес словам амаликитянина.
К сожалению, нам не известно, из какого источника (или источников) автор 1-й книги Царств позаимствовал свою версию истории гибели Саула, поэтому мы не можем оценить степень его достоверности в сравнении со свидетельством амаликитянина. Однако автор 1-й книги Паралипоменон также отдает предпочтение этой версии, полностью исключая из повествования рассказ амаликитянина (10:3-5).
Кроме того, предположение, что амаликитянин солгал, пытаясь извлечь какую-то выгоду для себя, в целом представляется более вероятным. То обстоятельство, что Давид велел казнить амаликитянина, говорит лишь о том, что Давид, не располагая иными свидетельствами, поверил словам юноши, который сам признал себя цареубийцей.
Kaiser, Walter C.; Davids Peter H.; Bruce F. F.; Brauch, Manfred T. Hard Sayings of the Bible (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1996), p. 218
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Описания смерти Саула в 1 Цар. 31:4 и 2 Цар. 1:6-10 явно расходятся — какая из двух версий соответствует истине?
В прошлом попытки согласовать эти тексты между собой предпринимались неоднократно, однако результаты были неубедительными. Например, иудейский историк Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» писал:
Между тем, Иосиф упускает из виду упоминание автора 1-й книги Царств о том, что оруженосец Саула покончил с собой, лишь «увидев, что Саул умер» (31:5), а также его свидетельство о том, что Саул попытался покончить с собой с помощью меча, а не копья. Таким образом, согласование получается неполным — Иосиф придает больший вес словам амаликитянина.
К сожалению, нам не известно, из какого источника (или источников) автор 1-й книги Царств позаимствовал свою версию истории гибели Саула, поэтому мы не можем оценить степень его достоверности в сравнении со свидетельством амаликитянина. Однако автор 1-й книги Паралипоменон также отдает предпочтение этой версии, полностью исключая из повествования рассказ амаликитянина (10:3-5).
Кроме того, предположение, что амаликитянин солгал, пытаясь извлечь какую-то выгоду для себя, в целом представляется более вероятным. То обстоятельство, что Давид велел казнить амаликитянина, говорит лишь о том, что Давид, не располагая иными свидетельствами, поверил словам юноши, который сам признал себя цареубийцей.