Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» 1 Фессалоникийцам 4:16 звучит так: «...Сам Господь сойдет с неба с призывом, с голосом архангела и с трубой Божьей, и умершие во Христе встанут первыми». Общество Сторожевой Башни объясняет, что здесь Сам Господь объявляет призыв голосом архангела, и делает отсюда вывод, что Иисус и есть архангел Михаил.
Отстаивая правильность такого толкования, справочник Aid to Bible Understanding комментирует: «Михаил — единственный, кто назван „архангелом“, что значит „главный ангел“ или „начальствующий ангел“. Это слово встречается в Библии только в единственном числе. Похоже, отсюда следует, что есть только одна личность, которую Бог назначил начальником, или главой, над воинством ангелов. В 1 Фессалоникийцам 4:16 голос воскресшего Господа Иисуса Христа описывается как голос архангела, и это предполагает, что он, по сути, сам является архангелом» [Aid to Bible Understanding. P. 1152].
Библейское учение. Отвечая Свидетелю Иеговы, начните с утверждения Сторожевой Башни о том, что, поскольку слово «архангел» употребляется только в единственном числе, есть только одна личность, которую Бог назначил начальником, или главой, над воинством ангелов. Укажите собеседнику на стих Даниила 10:13, где Михаил конкретно назван «одним из первых князей». Тот факт, что Михаил назван «одним из» первых князей, указывает на его принадлежность к некоей группе первых князей. Как велика эта группа, мы не знаем. Однако Михаил — лишь один из некоторого числа равных, что не позволяет говорить о его абсолютной уникальности.
Если Иисус, как утверждает Сторожевая Башня, — первое и высшее творение и если в дочеловеческом состоянии Он был Михаилом Архангелом, почему в Даниила 10:13 Михаил назван «одним из первых князей»? Не означает ли это, что Михаил был одним из некоторого числа равных?
Кроме того, факт, что слово «архангел» стоит в единственном числе и сопровождается определенным артиклем (в 1 Фессалоникийцам 4:16), сам по себе еще не означает, что есть только один архангел. Как отмечает богослов Фред Дикасон, «определенный артикль перед словом „архангел“ не обязательно ограничивает класс архангелов одним Михаилом. Этот артикль может указывать не на уникальность, а на известность архангела Михаила. Возможно, существуют и другие ангелы того же класса или чина — ведь его называют „одним из первых князей“ (Даниила 10:13)» [Fred Dickason. Angels: Elect and- Evil (Chicago: Moody Press, 1975), p. 68]. Иудейское предание всегда насчитывало семь архангелов [International Standard Bible Encyclopedia, ed. Geoffrey W. Bromiley, vol. 3 (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), p. 347].
1 Фессалоникийцам 4:16 бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид комментирует: «Если „голос архангела“ делает Господа архангелом, тогда „труба Божья“ делает его Богом, — несмотря на то, что руководство Сторожевой Башни предпочло бы ограничиться лишь первой частью этого стиха» [David A. Reed. P. 47; см. также: The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 1412]. Замечание Рида вполне правомерно. Мы должны быть последовательны в своем толковании. Нельзя строить свои убеждения на части стиха, вырванной из контекста.
Если упоминание о гласе архангела делает Господа Иисуса архангелом, разве упоминание о трубе Божией, следуя той же логике, не делает Его Богом?
Как показывает внимательное изучение этого отрывка, в 16-м стихе не сказано, что глас архангела звучит из уст Самого Иисуса. Это предположение Свидетелей Иеговы основывается исключительно на их богословских предубеждениях. Гораздо более естественно и логично будет понять слова Павла в том смысле, что Иисус снизойдет с небес в сопровождении архангела, чтобы восхитить земную Церковь, — ведь звучит голос архангела (а не Иисуса).
Это соответствует описанию второго пришествия Христа (которое состоится через семь лет после восхищения Церкви, по окончании периода Великой Скорби). Второе пришествие Христа описывается как «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» (2 Фессалоникийцам 1:7. Если Христа во время второго пришествия будут сопровождать ангелы, среди них, естественно, будет и архангел Михаил.
Власть запрещать сатане. Говоря об архангеле Михаиле, очень важно заметить, что у него нет власти запрещать сатане. Укажите Свидетелю Иеговы на 9-й стих Послания Иуды: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“». Иисус же неоднократно запрещал диаволу (см., напр., Матфея 17:18; Марка 9:25) [Lorri MacGregor. What You Need to Know about Jehovah's Witnesses (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1992), p. 51]. Раз Михаил не мог запрещать диаволу, а Иисус мог (и запрещал), они не могут быть одной и той же личностью.
Архангел Михаил не имел власти запрещать диаволу, а Иисус имел (и запрещал) — разве это не означает, что Михаил и Иисус не могут быть одной и той же личностью?
Обратите внимание, что в 9-м стихе Послания Иуды архангел Михаил говорит: «Да запретит тебе Господь» . В Новом Завете словом «Господь» переводится греческое слово kurios. Это слово соответствует ветхозаветному Яхве или Иегова. И очень важно, что в Новом Завете Иисуса называют kurios («Господом») много раз, а Михаила — никогда.
Например, из Послания к филиппийцам 2:9-11 мы узнаем, что Иисус — kurios(«Господь») и перед Его именем преклонится всякое колено на небесах и на земле, и всякий язык исповедует Его Господом. Будучи прекрасным знатоком Ветхого Завета, апостол Павел намекает на слова пророка Исаии: «...ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (45:22-23). Павел воспользовался своими глубокими познаниями в Ветхом Завете, чтобы показать, что Иисус Христос — kuriosи Яхве, Господь всего человечества.
Сказав: «Да запретит тебе Господь», Михаил воззвал к власти Господа Вселенной. А всевышним Господом Вселенной, без сомнения, является Иисус.
Христос сотворил ангелов. Христос — Творец, а ангелы — часть творения. В Колоссянам 1:16-17 о Христе сказано: «...им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».
Заметьте, что именно Христос создал «престолы», «господства» и «власти». В I веке иудейские раввины использовали эти понятия для описания различных ангельских чинов (см. Римлянам 8:38; Ефесянам 1:21; 3:10; 6:12; Колоссянам 2:10, 15; Титу 3:1). Очевидно, в городе Колоссы (его жителям Павел адресовал свое послание) процветала ересь, последователи которой поклонялись ангелам. Соответственно, Христос оказался в унижении. Желая исправить это страшное заблуждение, Павел подчеркивал, что все сущее — в том числе и ангелы — сотворено Христом, значит, Он обладает верховной властью, и только Он достоин поклонения. А Михаил — это ангел, который, таким образом, принадлежит к числу творений Христа. Поэтому Христос не может быть архангелом Михаилом.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 160-164.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Глас архангела
Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» 1 Фессалоникийцам 4:16 звучит так: «...Сам Господь сойдет с неба с призывом, с голосом архангела и с трубой Божьей, и умершие во Христе встанут первыми». Общество Сторожевой Башни объясняет, что здесь Сам Господь объявляет призыв голосом архангела, и делает отсюда вывод, что Иисус и есть архангел Михаил.
Отстаивая правильность такого толкования, справочник Aid to Bible Understanding комментирует: «Михаил — единственный, кто назван „архангелом“, что значит „главный ангел“ или „начальствующий ангел“. Это слово встречается в Библии только в единственном числе. Похоже, отсюда следует, что есть только одна личность, которую Бог назначил начальником, или главой, над воинством ангелов. В 1 Фессалоникийцам 4:16 голос воскресшего Господа Иисуса Христа описывается как голос архангела, и это предполагает, что он, по сути, сам является архангелом» [Aid to Bible Understanding. P. 1152].
Библейское учение. Отвечая Свидетелю Иеговы, начните с утверждения Сторожевой Башни о том, что, поскольку слово «архангел» употребляется только в единственном числе, есть только одна личность, которую Бог назначил начальником, или главой, над воинством ангелов. Укажите собеседнику на стих Даниила 10:13, где Михаил конкретно назван «одним из первых князей». Тот факт, что Михаил назван «одним из» первых князей, указывает на его принадлежность к некоей группе первых князей. Как велика эта группа, мы не знаем. Однако Михаил — лишь один из некоторого числа равных, что не позволяет говорить о его абсолютной уникальности.
Если Иисус, как утверждает Сторожевая Башня, — первое и высшее творение и если в дочеловеческом состоянии Он был Михаилом Архангелом, почему в Даниила 10:13 Михаил назван «одним из первых князей»? Не означает ли это, что Михаил был одним из некоторого числа равных?
Кроме того, факт, что слово «архангел» стоит в единственном числе и сопровождается определенным артиклем (в 1 Фессалоникийцам 4:16), сам по себе еще не означает, что есть только один архангел. Как отмечает богослов Фред Дикасон, «определенный артикль перед словом „архангел“ не обязательно ограничивает класс архангелов одним Михаилом. Этот артикль может указывать не на уникальность, а на известность архангела Михаила. Возможно, существуют и другие ангелы того же класса или чина — ведь его называют „одним из первых князей“ (Даниила 10:13)» [Fred Dickason. Angels: Elect and- Evil (Chicago: Moody Press, 1975), p. 68]. Иудейское предание всегда насчитывало семь архангелов [International Standard Bible Encyclopedia, ed. Geoffrey W. Bromiley, vol. 3 (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), p. 347].
1 Фессалоникийцам 4:16 бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид комментирует: «Если „голос архангела“ делает Господа архангелом, тогда „труба Божья“ делает его Богом, — несмотря на то, что руководство Сторожевой Башни предпочло бы ограничиться лишь первой частью этого стиха» [David A. Reed. P. 47; см. также: The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 1412]. Замечание Рида вполне правомерно. Мы должны быть последовательны в своем толковании. Нельзя строить свои убеждения на части стиха, вырванной из контекста.
Если упоминание о гласе архангела делает Господа Иисуса архангелом, разве упоминание о трубе Божией, следуя той же логике, не делает Его Богом?
Как показывает внимательное изучение этого отрывка, в 16-м стихе не сказано, что глас архангела звучит из уст Самого Иисуса. Это предположение Свидетелей Иеговы основывается исключительно на их богословских предубеждениях. Гораздо более естественно и логично будет понять слова Павла в том смысле, что Иисус снизойдет с небес в сопровождении архангела, чтобы восхитить земную Церковь, — ведь звучит голос архангела (а не Иисуса).
Это соответствует описанию второго пришествия Христа (которое состоится через семь лет после восхищения Церкви, по окончании периода Великой Скорби). Второе пришествие Христа описывается как «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» (2 Фессалоникийцам 1:7. Если Христа во время второго пришествия будут сопровождать ангелы, среди них, естественно, будет и архангел Михаил.
Власть запрещать сатане. Говоря об архангеле Михаиле, очень важно заметить, что у него нет власти запрещать сатане. Укажите Свидетелю Иеговы на 9-й стих Послания Иуды: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“». Иисус же неоднократно запрещал диаволу (см., напр., Матфея 17:18; Марка 9:25) [Lorri MacGregor. What You Need to Know about Jehovah's Witnesses (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1992), p. 51]. Раз Михаил не мог запрещать диаволу, а Иисус мог (и запрещал), они не могут быть одной и той же личностью.
Архангел Михаил не имел власти запрещать диаволу, а Иисус имел (и запрещал) — разве это не означает, что Михаил и Иисус не могут быть одной и той же личностью?
Обратите внимание, что в 9-м стихе Послания Иуды архангел Михаил говорит: «Да запретит тебе Господь» . В Новом Завете словом «Господь» переводится греческое слово kurios. Это слово соответствует ветхозаветному Яхве или Иегова. И очень важно, что в Новом Завете Иисуса называют kurios («Господом») много раз, а Михаила — никогда.
Например, из Послания к филиппийцам 2:9-11 мы узнаем, что Иисус — kurios («Господь») и перед Его именем преклонится всякое колено на небесах и на земле, и всякий язык исповедует Его Господом. Будучи прекрасным знатоком Ветхого Завета, апостол Павел намекает на слова пророка Исаии: «...ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (45:22-23). Павел воспользовался своими глубокими познаниями в Ветхом Завете, чтобы показать, что Иисус Христос — kurios и Яхве, Господь всего человечества.
Сказав: «Да запретит тебе Господь», Михаил воззвал к власти Господа Вселенной. А всевышним Господом Вселенной, без сомнения, является Иисус.
Христос сотворил ангелов. Христос — Творец, а ангелы — часть творения. В Колоссянам 1:16-17 о Христе сказано: «...им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».
Заметьте, что именно Христос создал «престолы», «господства» и «власти». В I веке иудейские раввины использовали эти понятия для описания различных ангельских чинов (см. Римлянам 8:38; Ефесянам 1:21; 3:10; 6:12; Колоссянам 2:10, 15; Титу 3:1). Очевидно, в городе Колоссы (его жителям Павел адресовал свое послание) процветала ересь, последователи которой поклонялись ангелам. Соответственно, Христос оказался в унижении. Желая исправить это страшное заблуждение, Павел подчеркивал, что все сущее — в том числе и ангелы — сотворено Христом, значит, Он обладает верховной властью, и только Он достоин поклонения. А Михаил — это ангел, который, таким образом, принадлежит к числу творений Христа. Поэтому Христос не может быть архангелом Михаилом.
читать (pdf)