Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» отрывок 1 Тимофею 2:5-6 звучит следующим образом: «Ибо есть один Бог и один посредник между Богом и людьми — человек Христос Иисус, который отдал себя как соответствующий выкуп за всех…»
По словам Общества Сторожевой Башни, Иисуса никак нельзя считать Богом, потому что Он назван посредником «между Богом и людьми». Ведь «по определению посредник — это некто отличный от тех, кто нуждается в посредничестве, поэтому было бы нелогично, если бы Иисус был той же личностью, что и одна из сторон, которые он пытается примирить. Тогда он выдавал бы себя за того, кем он не является» [Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 16]. Мысль Свидетелей Иеговы понятна: будучи посредником, Христос не может считаться Богом. Как Иисус может быть посредником между Богом и человеком, если Он Сам — Бог?
Что касается «соответствующего выкупа», заплаченного Иисусом, Общество Сторожевой Башни утверждает, что принесенная в жертву человеческая жизнь Иисуса по своей ценности точно соответствовала человеческой жизни, утраченной Адамом. «Своим непослушанием совершенный человек Адам утратил совершенную жизнь в раю на земле для себя и всех своих детей. Иисус Христос отдал Свою собственную совершенную жизнь, чтобы выкупить то, что потерял Адам» [Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 62]. Таким образом, выкуп Христа в точности соответствовал тому, что утратил Адам.
Иисус, который был не больше и не меньше как совершенным человеком, стал выкупом, точно возместившим то, что потерял Адам, — право на совершенную человеческую жизнь на земле. Поэтому апостол Павел мог с полным основанием назвать Иисуса «последним Адамом», добавив: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» (1 Коринфянам 15:22, 45). Совершенная человеческая жизнь Иисуса была именно таким «искуплением», которого требовала Божья справедливость. Даже человеческая справедливость требует, чтобы наказание соответствовало совершенному злу [Следует ли верить в Троицу? С. 15. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 февраля. (на англ. яз.). P. 12-13; 1999. 15 февраля. С. 14; 2000. 15 марта. С. 4; 2001. 15 ноября. С. 6].
Как утверждает Общество Сторожевой Башни, «если бы Иисус был частью Божества, цена выкупа оказалась бы неизмеримо больше, чем того требовал Закон Бога» [Там же]. Ведь в Едемском саду согрешил не Бог, а Адам — совершенный человек. Таким образом, выкуп отвечал требованиям совершенной справедливости Бога, лишь если он был точным эквивалентом Адама — совершенного человека: «…когда Бог послал Иисуса на землю в качестве выкупа, он предназначил Иисуса стать именно тем, кто удовлетворит требование справедливости: не воплощением божества, не богочеловеком, а совершенным человеком…» [Там же]. Жертвоприношение второго Адама, обладая соответственной ценностью, могло «уравновесить чаши весов справедливости» [Сторожевая башня. 1997. 1 февраля. С. 11].
Библейское учение. Правда ли, что Иисус, будучи посредником между Богом и человеком, не может быть Богом, поскольку «по определению посредник — это некто отличный от тех, кто нуждается в посредничестве…»? [Следует ли верить в Троицу? С. 16] Никоим образом! Нелепость такого вывода очевидна: ведь если Иисус, как посредник, не может быть Богом, Он не может быть и человеком [Robert М. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 73].
Более того, Иисус смог стать посредником между Богом и человеком именно потому, что Он — и Бог, и человек [Там же]. Искупление человечества не могло совершиться без соединения божественной и человеческой природы во Христе. Будь Христос-Искупитель только Богом, Он не смог бы умереть, потому что Бог бессмертен. Только став человеком, Христос мог умереть как представитель человечества. Однако Христос — Бог, а потому Его смерть имела бесконечную ценность, достаточную для искупления грехов всех людей. Таким образом, чтобы дать людям спасение, Христос должен был быть и Богом, и человеком (1 Тимофею 2:5).
Здесь прослеживается связь с ветхозаветным учением о родственнике-искупителе. В ветхозаветные времена «родственником-искупителем» называли того, кто хотел выкупить из рабства кого-то, с кем был связан кровными узами. Если какого-нибудь человека продавали в рабство, ближайший кровный родственник должен был его выкупить (Левит 25:47-48).
Иисус стал Родственником-Искупителем для порабощенного грехом человечества. Но для этого Ему нужно было состоять в кровном родстве с человеческой расой. Этим и обусловлена необходимость воплощения. Иисус стал человеком, чтобы искупить людей (Евреям 2:14-16). А поскольку Он также был совершенным Богом, Его жертвенная смерть имела бесконечную ценность (Евреям 9:11-28).
Роль Христа как посредника тесно связана с Его ролью Спасителя. Изучая Ветхий Завет, мы видим, что спасает один только Бог. В Исаии 43:11 Бог утверждает: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня». Этот стих чрезвычайно важен, поскольку из него следует, что 1) назвать себя Спасителем значит претендовать на роль Бога и 2) есть только один Спаситель — Бог.
Новый Завет называет Иисуса Христа Спасителем — значит, мы можем с уверенностью сказать, что Он имеет божественную природу. Сразу после рождения Христа пастухам явился ангел и сказал: «…ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…» (Луки 2:11). В Евангелии от Иоанна мы читаем о выводе, который сделали самаряне: Иисус — «истинно Спаситель мира» (Иоанна 4:42).
В своем Послании к Титу Павел советует ему ожидать «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа» (2:13). Внимательное изучение стихов 2:10-13; 3:4 и 3:6 этого послания показывает, что выражения «Спаситель наш Бог» и «Спаситель наш Иисус Христос» четырежды употребляются в одном и том же значении. Два факта: что только Бог есть Спаситель (Исайя 43:11) и что Иисус есть Спаситель (Луки 2:11), — являются весомым свидетельством в пользу божественности Христа. Воплотившись, Бог-Спаситель стал человеком и смог выполнить роль Посредника между Богом и человеком (поскольку Сам был одновременно и Богом, и человеком).
«Соответствующий выкуп»?
Давайте разберемся с утверждением Сторожевой Башни о том, что Иисус был «соответствующим выкупом» за Адама, и для начала уясним, о чем говорит греческий текст 1 Тимофею 2:6. В русском переводе этого отрывка сказано, что Иисус «предал Себя для искупления всех». По-гречески «искупление» будет antilutron. Означает ли это слово «соответствующее [не больше и не меньше] искупление», как утверждает Общество Сторожевой Башни? Никоим образом! Это типичный пример того, как переводчик вкладывает в переводимый текст чересчур конкретный смысл, — Свидетели Иеговы «вчитывают» в это слово больше, чем оно в действительности означает [Там же. P. 77].
Лексикон Тэйера объясняет смысл слова antilutron следующим образом: «Нечто, отдаваемое в обмен на другое в качестве искупительной цены, выкупа» [J. Н. Thayer. A Greek-English Lexicon of the New Testament (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963), p. 50]. В 1 Тимофею 2:6 слово antilutron использовано, «чтобы подчеркнуть, что Христос пришел и пострадал за всех и ради всех» [Spiros Zodhiates. The Complete Word Study Dictionary (Chattanooga, TN: AMG Publishers, 1992), p. 193]. В словаре У. Вайна говорится, что предлог anti «несет в себе заместительное значение и указывает на то, что „выкуп“ имеет силу для тех, кто, признавая его таковым, уже не пребывает в смерти, потому что Христос претерпел смерть вместо них» [Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W. E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 506].
Роберт Боумэн отмечает: «Хотя это слово [antilutron] очень редко используется в греческом языке и в Библии встречается только здесь, его смысл, несомненно, соответствует утверждению Христа в Марка 10:45, что Он пришел отдать Свою жизнь как „выкуп за [lutron anti] многих“ (ПНМ). Суть заключенной в обоих отрывках мысли сводится к обыкновенному замещению — Христос занял наше место. Какие-либо указания, что Христос для этого должен был быть „не более“ чем совершенным человеком, отсутствуют» [Robert M. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity. P. 77]. Таким образом, греческий текст дает нам веские аргументы против предлагаемого Сторожевой Башней истолкования 1 Тимофею 2:6.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 266-270.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Искупительная жертва Иисуса
Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» отрывок 1 Тимофею 2:5-6 звучит следующим образом: «Ибо есть один Бог и один посредник между Богом и людьми — человек Христос Иисус, который отдал себя как соответствующий выкуп за всех…»
По словам Общества Сторожевой Башни, Иисуса никак нельзя считать Богом, потому что Он назван посредником «между Богом и людьми». Ведь «по определению посредник — это некто отличный от тех, кто нуждается в посредничестве, поэтому было бы нелогично, если бы Иисус был той же личностью, что и одна из сторон, которые он пытается примирить. Тогда он выдавал бы себя за того, кем он не является» [Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 16]. Мысль Свидетелей Иеговы понятна: будучи посредником, Христос не может считаться Богом. Как Иисус может быть посредником между Богом и человеком, если Он Сам — Бог?
Что касается «соответствующего выкупа», заплаченного Иисусом, Общество Сторожевой Башни утверждает, что принесенная в жертву человеческая жизнь Иисуса по своей ценности точно соответствовала человеческой жизни, утраченной Адамом. «Своим непослушанием совершенный человек Адам утратил совершенную жизнь в раю на земле для себя и всех своих детей. Иисус Христос отдал Свою собственную совершенную жизнь, чтобы выкупить то, что потерял Адам» [Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 62]. Таким образом, выкуп Христа в точности соответствовал тому, что утратил Адам.
Иисус, который был не больше и не меньше как совершенным человеком, стал выкупом, точно возместившим то, что потерял Адам, — право на совершенную человеческую жизнь на земле. Поэтому апостол Павел мог с полным основанием назвать Иисуса «последним Адамом», добавив: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» (1 Коринфянам 15:22, 45). Совершенная человеческая жизнь Иисуса была именно таким «искуплением», которого требовала Божья справедливость. Даже человеческая справедливость требует, чтобы наказание соответствовало совершенному злу [Следует ли верить в Троицу? С. 15. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 февраля. (на англ. яз.). P. 12-13; 1999. 15 февраля. С. 14; 2000. 15 марта. С. 4; 2001. 15 ноября. С. 6].
Как утверждает Общество Сторожевой Башни, «если бы Иисус был частью Божества, цена выкупа оказалась бы неизмеримо больше, чем того требовал Закон Бога» [Там же]. Ведь в Едемском саду согрешил не Бог, а Адам — совершенный человек. Таким образом, выкуп отвечал требованиям совершенной справедливости Бога, лишь если он был точным эквивалентом Адама — совершенного человека: «…когда Бог послал Иисуса на землю в качестве выкупа, он предназначил Иисуса стать именно тем, кто удовлетворит требование справедливости: не воплощением божества, не богочеловеком, а совершенным человеком…» [Там же]. Жертвоприношение второго Адама, обладая соответственной ценностью, могло «уравновесить чаши весов справедливости» [Сторожевая башня. 1997. 1 февраля. С. 11].
Библейское учение. Правда ли, что Иисус, будучи посредником между Богом и человеком, не может быть Богом, поскольку «по определению посредник — это некто отличный от тех, кто нуждается в посредничестве…»? [Следует ли верить в Троицу? С. 16] Никоим образом! Нелепость такого вывода очевидна: ведь если Иисус, как посредник, не может быть Богом, Он не может быть и человеком [Robert М. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 73].
Более того, Иисус смог стать посредником между Богом и человеком именно потому, что Он — и Бог, и человек [Там же]. Искупление человечества не могло совершиться без соединения божественной и человеческой природы во Христе. Будь Христос-Искупитель только Богом, Он не смог бы умереть, потому что Бог бессмертен. Только став человеком, Христос мог умереть как представитель человечества. Однако Христос — Бог, а потому Его смерть имела бесконечную ценность, достаточную для искупления грехов всех людей. Таким образом, чтобы дать людям спасение, Христос должен был быть и Богом, и человеком (1 Тимофею 2:5).
Здесь прослеживается связь с ветхозаветным учением о родственнике-искупителе. В ветхозаветные времена «родственником-искупителем» называли того, кто хотел выкупить из рабства кого-то, с кем был связан кровными узами. Если какого-нибудь человека продавали в рабство, ближайший кровный родственник должен был его выкупить (Левит 25:47-48).
Иисус стал Родственником-Искупителем для порабощенного грехом человечества. Но для этого Ему нужно было состоять в кровном родстве с человеческой расой. Этим и обусловлена необходимость воплощения. Иисус стал человеком, чтобы искупить людей (Евреям 2:14-16). А поскольку Он также был совершенным Богом, Его жертвенная смерть имела бесконечную ценность (Евреям 9:11-28).
Роль Христа как посредника тесно связана с Его ролью Спасителя. Изучая Ветхий Завет, мы видим, что спасает один только Бог. В Исаии 43:11 Бог утверждает: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня». Этот стих чрезвычайно важен, поскольку из него следует, что 1) назвать себя Спасителем значит претендовать на роль Бога и 2) есть только один Спаситель — Бог.
Новый Завет называет Иисуса Христа Спасителем — значит, мы можем с уверенностью сказать, что Он имеет божественную природу. Сразу после рождения Христа пастухам явился ангел и сказал: «…ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…» (Луки 2:11). В Евангелии от Иоанна мы читаем о выводе, который сделали самаряне: Иисус — «истинно Спаситель мира» (Иоанна 4:42).
В своем Послании к Титу Павел советует ему ожидать «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа» (2:13). Внимательное изучение стихов 2:10-13; 3:4 и 3:6 этого послания показывает, что выражения «Спаситель наш Бог» и «Спаситель наш Иисус Христос» четырежды употребляются в одном и том же значении. Два факта: что только Бог есть Спаситель (Исайя 43:11) и что Иисус есть Спаситель (Луки 2:11), — являются весомым свидетельством в пользу божественности Христа. Воплотившись, Бог-Спаситель стал человеком и смог выполнить роль Посредника между Богом и человеком (поскольку Сам был одновременно и Богом, и человеком).
«Соответствующий выкуп»?
Давайте разберемся с утверждением Сторожевой Башни о том, что Иисус был «соответствующим выкупом» за Адама, и для начала уясним, о чем говорит греческий текст 1 Тимофею 2:6. В русском переводе этого отрывка сказано, что Иисус «предал Себя для искупления всех». По-гречески «искупление» будет antilutron. Означает ли это слово «соответствующее [не больше и не меньше] искупление», как утверждает Общество Сторожевой Башни? Никоим образом! Это типичный пример того, как переводчик вкладывает в переводимый текст чересчур конкретный смысл, — Свидетели Иеговы «вчитывают» в это слово больше, чем оно в действительности означает [Там же. P. 77].
Лексикон Тэйера объясняет смысл слова antilutron следующим образом: «Нечто, отдаваемое в обмен на другое в качестве искупительной цены, выкупа» [J. Н. Thayer. A Greek-English Lexicon of the New Testament (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963), p. 50]. В 1 Тимофею 2:6 слово antilutron использовано, «чтобы подчеркнуть, что Христос пришел и пострадал за всех и ради всех» [Spiros Zodhiates. The Complete Word Study Dictionary (Chattanooga, TN: AMG Publishers, 1992), p. 193]. В словаре У. Вайна говорится, что предлог anti «несет в себе заместительное значение и указывает на то, что „выкуп“ имеет силу для тех, кто, признавая его таковым, уже не пребывает в смерти, потому что Христос претерпел смерть вместо них» [Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W. E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 506].
Роберт Боумэн отмечает: «Хотя это слово [antilutron] очень редко используется в греческом языке и в Библии встречается только здесь, его смысл, несомненно, соответствует утверждению Христа в Марка 10:45, что Он пришел отдать Свою жизнь как „выкуп за [lutron anti] многих“ (ПНМ). Суть заключенной в обоих отрывках мысли сводится к обыкновенному замещению — Христос занял наше место. Какие-либо указания, что Христос для этого должен был быть „не более“ чем совершенным человеком, отсутствуют» [Robert M. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity. P. 77]. Таким образом, греческий текст дает нам веские аргументы против предлагаемого Сторожевой Башней истолкования 1 Тимофею 2:6.
читать (pdf)