Проведенное исследование показало всего лишь, что в этом стихе сказано именно то, что лежит на поверхности. Следовательно, поставленные ранее вопросы, связанные с богословием и контекстом, остаются в силе. Если женщины спасаются рождением детей, разве это не спасение по делам и разве это не противоречит богословию Павла? Ответить на этот вопрос поможет понимание исторической ситуации. Лжеучителя, проповедуя сверхреализованную эсхатологию, запрещали вступать в брак и употреблять в пищу определенные продукты (1 Тим. 4:1-5). Если брак был под запретом, то и рождение детей, вероятно, тоже вызывало нарекания. Следовательно, Павел использовал деторождение как конкретное возражение на выпады лжеучителей. Упоминание о деторождении уместно еще и потому, что оно символизирует осуществление женщиной своей материнской роли в семье — в отличие от мужчины. Таким образом, деторождение, вероятно, выступает в роли синекдохи, обозначающей роль, которая приличествует женщине. Это придает всему отрывку логическую завершенность: женщина не должна отступать от своей роли, поучая мужчину или властвуя над ним; она должна выступать в подобающей ей роли матери своих детей. Кто-то может возразить, что упоминание о женщинах, рожающих детей, ограничено теми представлениями о семейной и материнской роли женщины, которые бытовали во времена Павла. Но более вероятно, что Павел рассматривал способность женщины рожать детей как установленную Богом и неизменную функциональную особенность, отличающую мужчин от женщин.
Отсюда не следует, что каждая женщина должна родить, чтобы спастись. Павел здесь вовсе не пытается рассмотреть вопрос со всех сторон. В других посланиях он приветствует незамужнее состояние (1 Кор. 7). Апостол выбрал тему деторождения, поскольку это самый яркий пример задуманного Богом различия между ролями мужчин и женщин, и у многих женщин на протяжении истории были дети. Таким образом, Павел генерализирует исторический опыт женщин, используя его как показательный пример роли, подобающей женщине. Тот факт, что в качестве примера Павел выбрал именно деторождение, — еще один аргумент в пользу того, что его рассуждения не привязаны к культуре того времени, ведь способность рожать детей не зависит от культурного контекста, а представляет собой вечное и неизменное различие между мужчинами и женщинами. Вынашивать и воспитывать детей Бог предписал женщинам и только им, и это означает, что различия в ролях мужчин и женщин были заложены при сотворении мира.
Следовательно, когда Павел утверждает, что женщина спасется чадородием, он имеет в виду, что женщины спасутся, если будут придерживаться назначенной им роли. Это утверждение легко понять превратно (зачастую так и происходит), поэтому для ясности апостол добавляет уточнение. Женщины спасутся, "если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием". Тем самым Павел подчеркивает, что для спасения христианским женщинам недостаточно просто рожать детей; они также должны пребывать в вере, любви, святости и, вероятно, других добродетелях. Фраза "с целомудрием" (σωφροσύνη; букв. с благоразумием, здравомыслием) отсылает читателя к этому же слову в стихе 9, а также связывает воедино весь текст абзаца. Павел не хочет сказать, что все женщины должны рожать детей, чтобы спастись. Его мысль такова, что женщины не спасутся, если не будут творить добрые дела. Один из признаков того, что женщины соответствуют своей роли, заключается в том, что они не отвергают рождение детей как зло, но производят на свет детей, как им и подобает.
Многие возразят, что это означает спасение делами и противоречит Павлову богословию. Однако это противоречило бы богословию Павла лишь в том случае, если бы в тексте говорилось, что женщина должна творить добрые дела, чтобы заработать или заслужить спасение, или что дела — причина спасения. В других своих посланиях Павел настаивает на том, что добрые дела — необходимое следствие спасения (например, Рим. 2:6-10, 26-29; 1 Кор. 6:9-11; Гал. 5:21). В 1 Тимофею 2:15 Павел не утверждает, что женщины зарабатывают спасение, рожая детей и творя другие добрые дела. Выше он уже писал, что спасение совершается по милости и благодати Бога (см. 1 Тим. 1:12-17). Термин σωθήσεται здесь используется в довольно широком смысле, Павел не уточняет, как именно женщины спасаются, рожая детей и творя другие добрые дела. Однако в других случаях Павел неоднократно утверждает, что спасение не обусловлено нашими делами (например, Рим. 3:19-4:25; Гал. 2:16-3:14; 2 Тим. 1:9-11; Тит. 2:11-14; 3:4-7), поэтому я думаю, что перечисленные здесь добродетели следует рассматривать как свидетельство истинности уже полученного спасения. Никакие добрые дела христианина, конечно же, не могут быть причиной его спасения, ведь основание спасения — дарованная нам праведность Христа.
Schreiner, Thomas R. An Interpretation of 1 Timothy 2:9-15: A Dialogue with Scholarship // Köstenberger, Andreas J.; Schreiner, Thomas R. Women in the Church: An Analysis and Application of 1 Timothy 2:9-15 (Baker Academic, 2012)
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Проведенное исследование показало всего лишь, что в этом стихе сказано именно то, что лежит на поверхности. Следовательно, поставленные ранее вопросы, связанные с богословием и контекстом, остаются в силе. Если женщины спасаются рождением детей, разве это не спасение по делам и разве это не противоречит богословию Павла? Ответить на этот вопрос поможет понимание исторической ситуации. Лжеучителя, проповедуя сверхреализованную эсхатологию, запрещали вступать в брак и употреблять в пищу определенные продукты (1 Тим. 4:1-5). Если брак был под запретом, то и рождение детей, вероятно, тоже вызывало нарекания. Следовательно, Павел использовал деторождение как конкретное возражение на выпады лжеучителей. Упоминание о деторождении уместно еще и потому, что оно символизирует осуществление женщиной своей материнской роли в семье — в отличие от мужчины. Таким образом, деторождение, вероятно, выступает в роли синекдохи, обозначающей роль, которая приличествует женщине. Это придает всему отрывку логическую завершенность: женщина не должна отступать от своей роли, поучая мужчину или властвуя над ним; она должна выступать в подобающей ей роли матери своих детей. Кто-то может возразить, что упоминание о женщинах, рожающих детей, ограничено теми представлениями о семейной и материнской роли женщины, которые бытовали во времена Павла. Но более вероятно, что Павел рассматривал способность женщины рожать детей как установленную Богом и неизменную функциональную особенность, отличающую мужчин от женщин.
Отсюда не следует, что каждая женщина должна родить, чтобы спастись. Павел здесь вовсе не пытается рассмотреть вопрос со всех сторон. В других посланиях он приветствует незамужнее состояние (1 Кор. 7). Апостол выбрал тему деторождения, поскольку это самый яркий пример задуманного Богом различия между ролями мужчин и женщин, и у многих женщин на протяжении истории были дети. Таким образом, Павел генерализирует исторический опыт женщин, используя его как показательный пример роли, подобающей женщине. Тот факт, что в качестве примера Павел выбрал именно деторождение, — еще один аргумент в пользу того, что его рассуждения не привязаны к культуре того времени, ведь способность рожать детей не зависит от культурного контекста, а представляет собой вечное и неизменное различие между мужчинами и женщинами. Вынашивать и воспитывать детей Бог предписал женщинам и только им, и это означает, что различия в ролях мужчин и женщин были заложены при сотворении мира.
Следовательно, когда Павел утверждает, что женщина спасется чадородием, он имеет в виду, что женщины спасутся, если будут придерживаться назначенной им роли. Это утверждение легко понять превратно (зачастую так и происходит), поэтому для ясности апостол добавляет уточнение. Женщины спасутся, "если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием". Тем самым Павел подчеркивает, что для спасения христианским женщинам недостаточно просто рожать детей; они также должны пребывать в вере, любви, святости и, вероятно, других добродетелях. Фраза "с целомудрием" (σωφροσύνη; букв. с благоразумием, здравомыслием) отсылает читателя к этому же слову в стихе 9, а также связывает воедино весь текст абзаца. Павел не хочет сказать, что все женщины должны рожать детей, чтобы спастись. Его мысль такова, что женщины не спасутся, если не будут творить добрые дела. Один из признаков того, что женщины соответствуют своей роли, заключается в том, что они не отвергают рождение детей как зло, но производят на свет детей, как им и подобает.
Многие возразят, что это означает спасение делами и противоречит Павлову богословию. Однако это противоречило бы богословию Павла лишь в том случае, если бы в тексте говорилось, что женщина должна творить добрые дела, чтобы заработать или заслужить спасение, или что дела — причина спасения. В других своих посланиях Павел настаивает на том, что добрые дела — необходимое следствие спасения (например, Рим. 2:6-10, 26-29; 1 Кор. 6:9-11; Гал. 5:21). В 1 Тимофею 2:15 Павел не утверждает, что женщины зарабатывают спасение, рожая детей и творя другие добрые дела. Выше он уже писал, что спасение совершается по милости и благодати Бога (см. 1 Тим. 1:12-17). Термин σωθήσεται здесь используется в довольно широком смысле, Павел не уточняет, как именно женщины спасаются, рожая детей и творя другие добрые дела. Однако в других случаях Павел неоднократно утверждает, что спасение не обусловлено нашими делами (например, Рим. 3:19-4:25; Гал. 2:16-3:14; 2 Тим. 1:9-11; Тит. 2:11-14; 3:4-7), поэтому я думаю, что перечисленные здесь добродетели следует рассматривать как свидетельство истинности уже полученного спасения. Никакие добрые дела христианина, конечно же, не могут быть причиной его спасения, ведь основание спасения — дарованная нам праведность Христа.