В Писании есть много имен и семейных связей, которые могут запутать читателя, — даже в родословии Иисуса. Авраам женился на Сарре, своей сводной сестре (Быт. 20:12; см. 17:15-16; 22:17). Их сын Исаак женился на Ревекке, своей троюродной сестре (Быт. 22:20-23; 24:4, 15). Иаков, внук Авраама, взял в жены своих двоюродных сестер, Рахиль и Лию, которые были сестрами (Быт. 24:29; 29:15-30). Много лет спустя сын Иакова Иуда вступил в связь со своей невесткой (считая ее блудницей), и та родила ему двух сыновей: Фареса и Зару. В определенном смысле эти мальчики приходились ему одновременно сыновьями и внуками (Быт. 38:12-30).
Зоровавель — другая историческая личность из родословия Христа, в связи с которой имеет место некоторая путаница. В книгах Ездры (3:2, 8; 5:2), Неемии (12:1), Аггея (1:1, 12, 14; 2:2; 2:23), Матфея (1:12) и Луки (3:27) сказано, что Зоровавель был «сын Салафиилов», однако автор 1-й книги Паралипоменон вроде бы утверждает иное: «Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его; Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия. И сыновья Федаии: Зоровавель и Шимей» (3:17-19). Возникает очевидный вопрос: почему 1-я книга Паралипоменон называет отцом Зоровавеля Федаию, если повсюду в Писании говорится, что его отцом был Салафиил?
Скептики без промедления объявляют, что здесь присутствует противоречие. Однако вполне здравые объяснения этой загадке найти нетрудно. Во-первых, Зоровавель мог быть сыном одного брата, но вырасти в семье другого. Например, Мардохей был отцом для царицы Есфири («воспитателем»; Есф. 2:7), хотя на самом деле приходился ей двоюродным братом. Иосиф принял Иисуса как сына и все считали его биологическим отцом Спасителя (Мф. 13:55), хотя он не был отцом Иисуса в обычном понимании.
Другое возможное объяснение кажущегося противоречия связано с относительно малоизвестным положением закона Моисеева о левиратных браках. Как сказано в Втор. 25:5-6...
Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле (см. также Мф. 22:24-26).
Если Салафиил был женат, но умер прежде, чем смог зачать наследника, Федаия мог взять в жены вдову брата. В этом случае их первенец (Зоровавель) считался бы потомком Салафиила (хотя в биологическом смысле Зоровавель он был бы сыном Федаии).
Следует признать: Библия не объясняет, почему 1 Паралипоменон 3:19 отличается от других отрывков Писания, в которых Зоровавель назван сыном Салафиила. Но также следует признать, что этому разночтению можно найти удовлетворительное логическое объяснение. Сведения, которыми мы располагаем, достаточно скудны, поэтому несправедливо поспешно обвинять летописца во лжи. Это хорошее напоминание о том, что не следует торопиться с необоснованными выводами.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
В Писании есть много имен и семейных связей, которые могут запутать читателя, — даже в родословии Иисуса. Авраам женился на Сарре, своей сводной сестре (Быт. 20:12; см. 17:15-16; 22:17). Их сын Исаак женился на Ревекке, своей троюродной сестре (Быт. 22:20-23; 24:4, 15). Иаков, внук Авраама, взял в жены своих двоюродных сестер, Рахиль и Лию, которые были сестрами (Быт. 24:29; 29:15-30). Много лет спустя сын Иакова Иуда вступил в связь со своей невесткой (считая ее блудницей), и та родила ему двух сыновей: Фареса и Зару. В определенном смысле эти мальчики приходились ему одновременно сыновьями и внуками (Быт. 38:12-30).
Зоровавель — другая историческая личность из родословия Христа, в связи с которой имеет место некоторая путаница. В книгах Ездры (3:2, 8; 5:2), Неемии (12:1), Аггея (1:1, 12, 14; 2:2; 2:23), Матфея (1:12) и Луки (3:27) сказано, что Зоровавель был «сын Салафиилов», однако автор 1-й книги Паралипоменон вроде бы утверждает иное: «Сыновья Иехонии: Асир, Салафиил, сын его; Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия. И сыновья Федаии: Зоровавель и Шимей» (3:17-19). Возникает очевидный вопрос: почему 1-я книга Паралипоменон называет отцом Зоровавеля Федаию, если повсюду в Писании говорится, что его отцом был Салафиил?
Скептики без промедления объявляют, что здесь присутствует противоречие. Однако вполне здравые объяснения этой загадке найти нетрудно. Во-первых, Зоровавель мог быть сыном одного брата, но вырасти в семье другого. Например, Мардохей был отцом для царицы Есфири («воспитателем»; Есф. 2:7), хотя на самом деле приходился ей двоюродным братом. Иосиф принял Иисуса как сына и все считали его биологическим отцом Спасителя (Мф. 13:55), хотя он не был отцом Иисуса в обычном понимании.
Другое возможное объяснение кажущегося противоречия связано с относительно малоизвестным положением закона Моисеева о левиратных браках. Как сказано в Втор. 25:5-6...
Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле (см. также Мф. 22:24-26).
Если Салафиил был женат, но умер прежде, чем смог зачать наследника, Федаия мог взять в жены вдову брата. В этом случае их первенец (Зоровавель) считался бы потомком Салафиила (хотя в биологическом смысле Зоровавель он был бы сыном Федаии).
Следует признать: Библия не объясняет, почему 1 Паралипоменон 3:19 отличается от других отрывков Писания, в которых Зоровавель назван сыном Салафиила. Но также следует признать, что этому разночтению можно найти удовлетворительное логическое объяснение. Сведения, которыми мы располагаем, достаточно скудны, поэтому несправедливо поспешно обвинять летописца во лжи. Это хорошее напоминание о том, что не следует торопиться с необоснованными выводами.