Вот как он смотрит на рабство. Как обрезание нисколько не приносит пользы и необрезание нисколько не вредит, так равно и рабство и свобода. Но, чтобы показать это как можно яснее, он говорит: «но если и можешь освободиться, лучшим воспользуйся», т. е., тем более служи. Для чего же он повелевает оставаться рабом тому, кто может сделаться свободным? Для того, чтобы показать, что рабство не только не вредит, но еще доставляет пользу. Знаю, что некоторые утверждают, будто слова: «лучшим воспользуйся» сказаны о свободе, и объясняют их так: если можешь сделаться свободным, то освободись. Но такая мысль была бы совершенно противна намерению Павла: утешая раба и доказывая ему, что рабство не причиняет ему никакого вреда, он не стал бы повелевать ему искать свободу, так как тогда иной мог бы сказать: а если я не могу сделаться свободным, то терплю унижение и вред?
Итак, Павел не это разумеет, а хочет показать, как я сказал прежде, что освобождающийся от рабства не получает никакой пользы: хотя бы, говорит, в твоей власти было сделаться свободным, ты лучше оставайся рабом. Затем приводит и причину: «ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1 Кор. 7:22). В отношении ко Христу, говорит, тот и другой равны. Как ты – раб Христов, так и господин твой. Но каким образом раб может быть свободным? (Христос) освободил тебя не только от греха, но и от внешнего рабства, хотя ты остаешься рабом. Он не допускает ни рабу быть рабом, ни человеку оставаться в рабстве; это и чудно. Когда же раб бывает свободным, оставаясь рабом? Когда он освобождается от страстей и душевных болезней, когда не предается корыстолюбию, гневу и другим подобным страстям (XIX проповедь на 1-е Послание к коринфянам).
В Еф. 5:6 и Кол. 3:22 Павел обращается к рабам с увещеванием повиноваться господам «со страхом и трепетом, в простоте сердца». Апостол проводит недвусмысленную параллель между служением плотским господам и служением Христа и по форме, и по содержанию: мало того, что служить плотским господам нужно с таким же усердием (εὔνοια —букв., «доброжелательность, доброе расположение»), «как Христу», но и само исполнение этой воли Божией «не с видимой только услужливостью», но «от души» рассматривается как свойство «рабов Христовых». При этом Писание нигде и никогда явно не осуждает рабство как явление. Значит ли это, что апостол Павел одобрял рабство?
В древнем мире повиновение жен мужьям, детей родителям и рабов господам воспринималось как этический абсолют, как нечто безусловное, не оставляющее человеку никакого права на нравственный выбор. Апостол не смягчает эти требования, но придает им характер христианского служения — тем самым он, во-первых, учит своих читателей, даже внешне оставаясь рабами, по сути уже быть не «рабами человеков», но рабами Божьими (см. 1 Кор. 7:23), а во-вторых, предлагает им рассматривать свое социальное положение исключительно как контекст служения Богу, поскольку для того, кто во Христе, социальное положение ничего существенно не меняет, поскольку «раб, призванный в Господе, есть вольноотпущенник Господа; подобно и призванный свободным есть раб Христов» (1 Кор. 7:22, перевод Кассиана). Интересно отметить, что «вольноотпущенник» (греч. απελεύθερος) — это бывший раб, который по римским законам был свободным в глазах общества, но оставался подчиненным по отношению к своему бывшему хозяину (более подробно о статусе вольноотпущенника см. здесь).
Таким образом, учение Павла направлено не на сохранение существующего общественного устройства, но на изменение мышления христиан, которые должны усвоить, что служение Богу в последнюю очередь связано с социальными условиями, в которых находится человек. Любое звание предоставляет возможности для служения Богу и ближнему. Именно поэтому христианин не должен использовать незаконные методы для изменения своего социального статуса, но «в каком состоянии кто призван, братья, в том пусть каждый пребывает пред Богом» (1 Кор. 7:24, перевод Кассиана). Показательно, что Павел следует этой же логике, запрещая читателям разводиться с женой, чтобы обрести свободу для служения Богу. И в том, и в другом случае желание служить Богу без ограничений, накладываемых социальным статусом, не может оправдать нарушения Божьего порядка.
Толкователи расходятся во мнениях относительно смысла выражения μαλλον χρησαι (в Синодальном переводе — «лучшим воспользуйся»), но, как справедливо отмечает Гордон Фи (Fee, Gordon D. NICNT: The First Epistle to the Corinthians [Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1987], pp. 315-318), единственная законная возможность, которой мог воспользоваться раб, — это воспользоваться расположением хозяина и стать вольноотпущенником. И если Фи прав в своих рассуждениях, текст 1 Кор. 7:21 еще раз подтверждает мысль о том, что Павел не был поборником рабства или общественных устоев.