1:10. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
Учение Сторожевой Башни. 1 Коринфянам 1:10 в «Переводе нового мира» звучит так: «Увещаю же вас, братья, именем нашего Господа Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы были соединены одними мыслями и одними рассуждениями».
Общество Сторожевой Башни находит этому отрывку два применения. Во-первых, они требуют от Свидетелей Иеговы единства во всех богословских взглядах [David A. Reed. С. 92-93]. В книге Reasoning from the Scriptures говорится, что «такое единство никогда бы не было достигнуто, если бы люди не собирались все вместе, не извлекали пользу из одной и той же программы духовного питания и не уважали организацию [Общество Сторожевой Башни], через которую такие наставления были даны» [Reasoning from the Scriptures. С. 327, курсив автора]. Мы также читаем, что Бог «хочет единства своих земных служителей, и поэтому он сегодня поставил понимание Библии в зависимость от нашей принадлежности к его организации [Обществу Сторожевой Башни]» [Сторожевая башня. 1961. 1 ноября. [На англ. яз.]. С. 668, вставка автора].
Во-вторых, по мнению Общества Сторожевой Башни, этот отрывок доказывает, что Свидетели Иеговы — единственные истинные христиане, потому что они находятся в «полном согласии» с Обществом Сторожевой Башни и «соединены одними мыслями и одними рассуждениями». Общество хвалится тем, что его члены во всем мире имеют «одно сердце и душу» [Сторожевая башня. 1960. 1 августа. [На англ. яз.]. С. 474]. Такого единства, говорят они, нет среди конфессий христианского мира [Reasoning from the Scriptures. С. 283].
Библейское учение. В беседе со Свидетелями Иеговы вы должны развеять миф о том, что абсолютное единомыслие делает членов какой-либо группы единственными истинными христианами, а отсутствие такого единомыслия непременно превращает в лжехристиан. Скажите, что апостол Павел написал коринфянам эти строки именно потому, что среди них не было единства (см. 1 Коринфянам 6:13; 8:10; 10:25; 11:2-16; 14; 15). Некоторые из них говорили: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов» (1 Коринфянам 1:12).
В 1 Коринфянам 1:10 ничего не сказано о достижении единства путем подчинения некоей организации, распространяющей богословские наставления. Апостол Павел ни разу (ни здесь, ни в каком-либо ином отрывке) даже намеком не говорит, что христиане должны безоговорочно подчиняться какой-то группе.
Свидетели Иеговы, доказывая необходимость существования Общества Сторожевой Башни на основании Библии (например, используя 1 Коринфянам 1:10), допускают логическую ошибку, именуемую «кругом в доказательствах». «Каким же образом?» — спросите вы. Обратите внимание на логический «круг» в следующем рассуждении: Общество Сторожевой Башни утверждает, что люди нуждаются в понимании Писания, поскольку так сказано в Писании, — но мы верим, что в Писании действительно так сказано, поскольку так утверждает Общество Сторожевой Башни [Robert M. Bowman. С. 55, курсив автора]. Подобные логические неувязки в рассуждениях Свидетелей Иеговы отнюдь не способствуют доверию к точке зрения Общества.
Кроме того, Общество Сторожевой Башни противоречит само себе. Как отмечает апологет Роберт Боумэн, призывая своих последователей «прочесть эти стихи в Библии и убедиться, что вам нужна Божья организация, чтобы понимать Библию», Сторожевая Башня одновременно подразумевает, что «они могут понять Библию» и что «они не могут понять Библию» [Там же. С. 56]. Эти утверждения не могут быть истинными одновременно. Они противоречат друг другу.
С какой исторической ситуацией Павел столкнулся в Коринфе? Коринфская церковь разделилась на четыре фракции, которые считали своими вождями, соответственно, Павла (отца коринфян во Христе), Аполлоса (отличавшегося прекрасными ораторскими способностями), Кифу (лично знавшего Христа и в прошлом неформального лидера двенадцати апостолов) или Самого Христа (1 Коринфянам 1:12). Каждая из этих фракций, по-видимому, с неприязнью относилась к трем другим.
Желая положить конец этим разногласиям, апостол Павел подчеркивал, что все мы — одно во Христе. Он сформулировал эту ключевую мысль в виде вопроса: «Разве разделился Христос?» (1 Коринфянам 1:13).
Павел страстно желал, чтобы коринфские христиане «говорили одно» (1 Коринфянам 1:10) — здесь Синодальный текст буквально передает мысль греческого оригинала. Это выражение позаимствовано из политической жизни Греции, и его можно перефразировать так: «Перестаньте выкрикивать лозунги своей партии» [The International Bible Commentary, ed. F. F. Bruce (Grand Rapids: Zondervan, 1986), p. 1351].
Павел хотел, чтобы христиане Коринфа «соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Коринфянам 1:10). Фразой «соединены были» переведено греческое слово, которым обозначали вправление сломанных костей и починку порванных рыболовных сетей [The Wycliffe Bible Commentary, eds. Charles F. Pfeiffer and Everett F. Harrison (Chicago: Moody Press, 1974), p. 1231]. Иными словами, Павел не хотел видеть в церкви болезненных разделений и раздоров, — раздоров, из-за которых верующие отдаляются друг от друга.
Важно отметить, что Павел не просил коринфских христиан избавиться от всех разномыслий и личных мнений. Это явствует из 1 Коринфянам 3:6-9, где он никак не возражает против различных подходов к исполнению служения. Лучший пример допустимых разногласий между братьями во Христе находится в Послании к римлянам 14:2-5 [David A. Reed. C. 93].
Итак, в 1 Коринфянам 1:10 Павел просил христиан не покончить со всеми разномыслиями, но, скорее, избавиться от своего отношения друг к другу, не подобающего братьям и нарушающего единство в церкви. Павел стремился к единству в многообразии — подобно одеялу, сшитому из лоскутков ткани разного цвета и рисунка.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 40-43.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Абсолютное единомыслие?
Учение Сторожевой Башни. 1 Коринфянам 1:10 в «Переводе нового мира» звучит так: «Увещаю же вас, братья, именем нашего Господа Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы были соединены одними мыслями и одними рассуждениями».
Общество Сторожевой Башни находит этому отрывку два применения. Во-первых, они требуют от Свидетелей Иеговы единства во всех богословских взглядах [David A. Reed. С. 92-93]. В книге Reasoning from the Scriptures говорится, что «такое единство никогда бы не было достигнуто, если бы люди не собирались все вместе, не извлекали пользу из одной и той же программы духовного питания и не уважали организацию [Общество Сторожевой Башни], через которую такие наставления были даны» [Reasoning from the Scriptures. С. 327, курсив автора]. Мы также читаем, что Бог «хочет единства своих земных служителей, и поэтому он сегодня поставил понимание Библии в зависимость от нашей принадлежности к его организации [Обществу Сторожевой Башни]» [Сторожевая башня. 1961. 1 ноября. [На англ. яз.]. С. 668, вставка автора].
Во-вторых, по мнению Общества Сторожевой Башни, этот отрывок доказывает, что Свидетели Иеговы — единственные истинные христиане, потому что они находятся в «полном согласии» с Обществом Сторожевой Башни и «соединены одними мыслями и одними рассуждениями». Общество хвалится тем, что его члены во всем мире имеют «одно сердце и душу» [Сторожевая башня. 1960. 1 августа. [На англ. яз.]. С. 474]. Такого единства, говорят они, нет среди конфессий христианского мира [Reasoning from the Scriptures. С. 283].
Библейское учение. В беседе со Свидетелями Иеговы вы должны развеять миф о том, что абсолютное единомыслие делает членов какой-либо группы единственными истинными христианами, а отсутствие такого единомыслия непременно превращает в лжехристиан. Скажите, что апостол Павел написал коринфянам эти строки именно потому, что среди них не было единства (см. 1 Коринфянам 6:13; 8:10; 10:25; 11:2-16; 14; 15). Некоторые из них говорили: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов» (1 Коринфянам 1:12).
В 1 Коринфянам 1:10 ничего не сказано о достижении единства путем подчинения некоей организации, распространяющей богословские наставления. Апостол Павел ни разу (ни здесь, ни в каком-либо ином отрывке) даже намеком не говорит, что христиане должны безоговорочно подчиняться какой-то группе.
Свидетели Иеговы, доказывая необходимость существования Общества Сторожевой Башни на основании Библии (например, используя 1 Коринфянам 1:10), допускают логическую ошибку, именуемую «кругом в доказательствах». «Каким же образом?» — спросите вы. Обратите внимание на логический «круг» в следующем рассуждении: Общество Сторожевой Башни утверждает, что люди нуждаются в понимании Писания, поскольку так сказано в Писании, — но мы верим, что в Писании действительно так сказано, поскольку так утверждает Общество Сторожевой Башни [Robert M. Bowman. С. 55, курсив автора]. Подобные логические неувязки в рассуждениях Свидетелей Иеговы отнюдь не способствуют доверию к точке зрения Общества.
Кроме того, Общество Сторожевой Башни противоречит само себе. Как отмечает апологет Роберт Боумэн, призывая своих последователей «прочесть эти стихи в Библии и убедиться, что вам нужна Божья организация, чтобы понимать Библию», Сторожевая Башня одновременно подразумевает, что «они могут понять Библию» и что «они не могут понять Библию» [Там же. С. 56]. Эти утверждения не могут быть истинными одновременно. Они противоречат друг другу.
С какой исторической ситуацией Павел столкнулся в Коринфе? Коринфская церковь разделилась на четыре фракции, которые считали своими вождями, соответственно, Павла (отца коринфян во Христе), Аполлоса (отличавшегося прекрасными ораторскими способностями), Кифу (лично знавшего Христа и в прошлом неформального лидера двенадцати апостолов) или Самого Христа (1 Коринфянам 1:12). Каждая из этих фракций, по-видимому, с неприязнью относилась к трем другим.
Желая положить конец этим разногласиям, апостол Павел подчеркивал, что все мы — одно во Христе. Он сформулировал эту ключевую мысль в виде вопроса: «Разве разделился Христос?» (1 Коринфянам 1:13).
Павел страстно желал, чтобы коринфские христиане «говорили одно» (1 Коринфянам 1:10) — здесь Синодальный текст буквально передает мысль греческого оригинала. Это выражение позаимствовано из политической жизни Греции, и его можно перефразировать так: «Перестаньте выкрикивать лозунги своей партии» [The International Bible Commentary, ed. F. F. Bruce (Grand Rapids: Zondervan, 1986), p. 1351].
Павел хотел, чтобы христиане Коринфа «соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Коринфянам 1:10). Фразой «соединены были» переведено греческое слово, которым обозначали вправление сломанных костей и починку порванных рыболовных сетей [The Wycliffe Bible Commentary, eds. Charles F. Pfeiffer and Everett F. Harrison (Chicago: Moody Press, 1974), p. 1231]. Иными словами, Павел не хотел видеть в церкви болезненных разделений и раздоров, — раздоров, из-за которых верующие отдаляются друг от друга.
Важно отметить, что Павел не просил коринфских христиан избавиться от всех разномыслий и личных мнений. Это явствует из 1 Коринфянам 3:6-9, где он никак не возражает против различных подходов к исполнению служения. Лучший пример допустимых разногласий между братьями во Христе находится в Послании к римлянам 14:2-5 [David A. Reed. C. 93].
Итак, в 1 Коринфянам 1:10 Павел просил христиан не покончить со всеми разномыслиями, но, скорее, избавиться от своего отношения друг к другу, не подобающего братьям и нарушающего единство в церкви. Павел стремился к единству в многообразии — подобно одеялу, сшитому из лоскутков ткани разного цвета и рисунка.
читать (pdf)