Люди становятся еретиками, оставаясь внутри Церкви. Теперь же, когда они вне Церкви, они приносят нам больше пользы — не тем, что учат истине, которую не знают, но побуждая плотских христиан искать истину, а христиан духовных ее растолковывать. В святой Церкви есть много мужей, искусных пред Богом, но они не бывают явлены в нас, пока, услаждаясь мраком своего невежества, мы предпочитаем предаваться сну, а не созерцать свет истины. Поэтому многие пробуждаются ото сна благодаря еретикам, дабы видеть день Господень и возрадоваться. Итак, будем пользоваться и еретиками, не с тем, чтобы одобрять их заблуждения, а чтобы самим быть более бодрствующими и осторожными, защищая кафолическое учение от их козней, хотя бы самих их и не могли мы призвать к спасению
И под именем разномыслия он разумеет здесь не заблуждения касательно догматов, но эти самые разделения. Впрочем, если бы он говорил и о заблуждениях касательно догматов, то и в таком случае не подал бы повода к соблазну. Ведь и Христос сказал: «надобно придти соблазнам» (Мф.18:7), и однако не нарушил свободы воли и не поставил жизнь в какой-нибудь необходимости и неизбежности, но предсказал будущее, имевшее произойти от злой человеческой воли, не вследствие Его предсказания, но от произвола развратных людей. Не потому происходили (соблазны), что Он предсказал о них, но потому Он предсказал, что они имели произойти. Если бы соблазны происходили по необходимости, а не по воле производящих их, то Он напрасно бы сказал: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7). Но об этом мы подробно рассуждали, когда рассматривали это место, а теперь нужно обратиться к настоящему предмету. Что (апостол) действительно разномыслиями называет здесь беспорядки при трапезах и бывшие при том несогласия и раздоры, это он ясно выразил последующими словами. А именно, сказав: «слышу, что между вами бывают разделения», не остановился на этом, но, желая объяснить, какие он разумеет разделения, говорит далее: «всякий поспешает прежде других есть свою пищу» (1Кор.11:21), и еще: «разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию?» (1Кор.11:22). Очевидно, что он говорит об этих беспорядках; а что называет их разделениями, не удивляйся; он хотел, как я сказал, сильнее подействовать на них таким выражением. Если бы он разумел догматические разделения, то не говорил бы с ними так кротко.
Когда он говорит о них, то послушай, с какой силой и предохраняет, и обличает; предохраняет, когда говорит: «если бы даже... Ангел... стал благовествовать вам не то, что... вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:8—9); обличает, когда говорит: «вы, оправдывающие себя законом,... отпали от благодати» (Гал.5:4); а смутьянов называет то псами: «берегитесь, — говорит, — псов» (Фил.3:2), то сожженными в совести и служителями диавола (1Тим.4:2). Но здесь не говорит ничего подобного, а выражается кротко и снисходительно. Что означают слова: «дабы открылись между вами искусные»? Чтобы более просияли. Он хочет сказать, что людям непреклонным и твердым это не только не вредит, но еще делает их более заметными и славными. Частица дабы не всегда означает цель, но часто следствие дела. Так употребляет ее Христос, когда говорит: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39); так и сам Павел, когда говорит о законе: «закон же пришел после, чтобы умножилось преступление» (Рим.5:20). Закон дан был не для того, чтобы умножились преступления иудеев; но так было. И Христос пришел не для того, чтобы видящие сделались слепыми, а с противоположной целью: но так было. Подобным образом и здесь нужно понимать слова: «дабы открылись... искусные» бывают: разномыслия были не для того, чтобы открылись искусные, но когда явились разномыслия, тогда это случилось. (Апостол) сказал это для утешения бедных, твердо переносящих такое пренебрежение. Потому не сказал: дабы стали искусны, но: «дабы открылись... искусные», выражая, что они и прежде были такими, но смешивались с другими и, получая утешение от богатых, не очень были заметны, а теперь смятение и несогласие сделали их известными, подобно как буря делает известным кормчего. Также не сказал: дабы вы искусными явились, но: «дабы открылись между вами искусные»; как в обличении не указал ни на кого прямо, чтобы не сделать их более бесстыдными, так и в похвале, чтобы не сделать их более беспечными; но выражается неопределенно, предоставляя совести каждого прилагать к себе сказанное. Мне кажется, что здесь он утешает не только бедных, но и тех, которые не нарушали того обычая; вероятно, между ними были и соблюдавшие его. Потому он и сказал: «отчасти верю». Справедливо он называет искусными тех, которые не только вместе с другими соблюдали обычай, но и без них не преступали этого прекрасного установления. Такими похвалами он старается возбудить в тех и других большее усердие.
Апостол словно бы говорит, что авторов ересей Бог не искореняет немедленно для того, чтобы обнаружились искусные, то есть чтобы сделалось явным, до какой степени каждый стал твердым, преданным и стойким приверженцем кафолической веры.
Таким способом верующие утверждаются, а неверующие открываются.
Исходя из привычного русского перевода этого отрывка некоторые проповедники делают вывод о пользе разномыслий и разногласий среди верующих — дескать, споры между верующими способствуют росту числа искусных в слове и способных отстаивать христианскую истину.
Между тем, такое толкование противоречит мысли апостола Павла, который явно считает пресловутые «разномыслия» причиной «разделений» (греч. σχίσματα, «расколы, распри») в коринфской церкви, т. е. его слова едва ли следует считать одобрением ситуации в Коринфе. Кроме того, в Послании к филиппийцам апостол призывает христиан быть «единодушными и единомысленными» (греч. σύμψυχοι, τὸ ἓν φρονοῦντες, т. е. «единодушные, одно думающие») и «стоите в одном духе (греч. ἐν ἑνὶ πνεύματι, «в одном духе»), подвизаясь единодушно (греч. μιᾷ ψυχῇ, «одной душой») за веру Евангельскую» (2:2; 1:27), а в начале того же 1-го Послания к коринфянам умоляет читателей, «чтобы все вы говорили одно (греч. τὸ αὐτὸ λέγητε πάντες, «то же говорили все»), и не было между вами разделений (греч. σχίσματα, «расколы, распри»), но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях(греч. ἐν τῷ αὐτῷ νοῒ καὶ ἐν τῇ αὐτῇ γνώμῃ, т. е. «в одном и том же мышлении и в одном и том же мнении»)» (1:10).
Более того, использованное в русском переводе слово «разномыслия» неточно отражает смысл оригинала, поскольку в своем послании апостол Павел употребил слово αιρέσεις (букв. «ереси»), которое сам же в Послании к галатам включил в список дел плоти (5:20). Иными словами, апостол говорит, что в среде христиан должны появиться пагубные, ложные учения, чтобы среди верущих стали явны люди «искусные» (греч. δόκιμοι, «испытанные, проверенные, настоящие»).
Таким образом, в тексте идет речь о противостоянии ложным учениям, а не о «допустимых» разногласиях среди христиан