5:6. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
5:7. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
5:8. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
Три «свидетеля»
Учение Сторожевой Башни. Текст 1 Иоанна 5:6-8 в «Переводе нового мира» звучит так: «Это тот, кто пришел посредством воды и крови, Иисус Христос, не только с водой, но с водой и кровью. И дух свидетельствует, поскольку дух есть истина. Ибо есть три свидетеля: дух, вода и кровь, и все трое в согласии друг с другом».
Свидетели Иеговы утверждают, что Святой Дух — не личность, так же, как вода и кровь [Следует ли верить в Троицу? С. 21]. И вода, и кровь, и «святой дух», по их мнению, — всего лишь персонификации, одушевленные образы безличных субстанций.
Библейское учение. Действительно, о воде и крови в этом отрывке говорится образно, как об одушевленных свидетелях. Но это не значит, что Святой Дух — тоже персонифицированный образ. Мы имеем дело еще с одним примером ошибочных рассуждений Общества Сторожевой Башни.
Небольшой экскурс в историю поможет нам понять смысл этого отрывка. Лжеучитель по имени Керинф высказал еретическую мысль, что «Христос» (некое космическое духовное существо) сошел на человека Иисуса в момент крещения и покинул его перед распятием. 1 Иоанна 5:6-8 опровергает эту выдумку. «Вода» упоминается в связи с крещением Иисуса, а «кровь» относится к Его распятию, — они выступают в роли персонифицированных свидетелей того, что Иисус Христос принял и крещение, и крестную смерть. Святой Дух (в других отрывках именуемый Духом истины) является третьим свидетелем этого факта. Присутствие трех свидетелей соответствует требованиям иудейского Закона (Второзаконие 19:15). Не стоит отрицать личность Святого Духа лишь потому, что вода и кровь — не личности.
Олицетворение как литературный прием часто встречается в Писании, но читателю обычно нетрудно понять, какой характер носит предмет речи — личностный или безличный. По словам Роберта Боумэна, «какие бы безличные реалии ни персонифицировались... факт их безличности к этому моменту уже хорошо известен» [Robert М. Bowman. P. 121]. И наоборот, «большинство людей (в том числе и большинство противников учения о Троице), прочитав Новый Завет, сочли Святого Духа личностью, и у них были на то серьезные причины» [Там же. С. 120]. Таким образом, если Святой Дух все-таки не личность, нам придется признать, что Библия противоречит сама себе, поскольку Писание неоднократно приписывает Святому Духу черты и свойства личности [Там же. С. 121].
Следует также отметить, что Иисус в Писании неоднократно ассоциируется с безличными предметами, однако мы не считаем Его безличным существом. Иисус назван хлебом (Иоанна 6:35), дверью (Иоанна 10:7), светом (Иоанна 8:12), скалой (1 Коринфянам 10:4), камнем (1 Петра 2:4-8), истиной (Иоанна 14:6), лозой (Иоанна 15:1), путем (Иоанна 14:6) и Словом (Иоанна 1:1). Очевидно, что Иисусу нельзя отказать в праве называться личностью лишь потому, что применительно к Нему используются такие понятия.
читать (pdf)