2:6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
2:7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
2:8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
2:9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
Уничиженное положение Христа
Говоря о воплощении, апостол Павел пишет, что Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек...» (стихи 6, 7).
Очень важно то, что Павел называет Христа «образом Божиим». По Своей природе Христос всегда был и остается вечным Богом — таким же, как Отец и Дух Святой. Богослов Чарльз Райри отмечает, что греческое слово morphe, переведенное на русский язык как «образ», в греческом языке означает «неотъемлемый и внутренне присущий атрибут. В нашем случае это означает, что Христос до воплощения обладал сущностью Божества» [Райри, Чарльз. Основы богословия. М.: Духовное возрождение, 1997. С. 307]. Реформатский богослов Бенджамин Уорфилд поясняет, что слово morphe — «это понятие, обозначающее совокупность характерных качеств, которые делают каждую вещь тем, что она есть» [Benjamin В. Warfield. The Person and Work of Christ (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing, 1950), p. 39]. Применительно к Отцу это слово означает «совокупность характерных черт, которые делают Того, кого мы называем „Богом“, а не кем-то другим — скажем, ангелом или человеком» [Там же].
Слово «будучи» (будучи образом Божиим) — это деепричастие настоящего времени, и оно несет в себе идею непрерывного божественного существования [John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord (Chicago: Moody Press, 1980), p. 138]. Это значит, что «Христос всегда был Богом, — из чего следует, что Он и сейчас Бог» [Там же. P. 138-139]. Роберт Реймонд отмечает: «Учитывая силу деепричастия настоящего времени, которое выражает идею „непрерывного [изначального] существования“ (что в свою очередь исключает любые предположения о прекращении этой формы существования после того, как Он принял образ раба), в этом стихе мы находим самое смелое и безусловное указание на предземное существование, а также полную и неограниченную божественность Иисуса Христа, какое только можно надеяться встретить на страницах Нового Завета» [Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), p. 258]. Таким образом, Филиппийцам 2:6-9 свидетельствует о том, что Иисус Христос всегда, от вечности был Богом и проявлял божественные качества. Из утробы Марии на свет появился Бог, облекшийся в человеческое тело, но нисколько не утративший Свою божественность.
Остается ответить на ключевой вопрос: в каком смысле Он «уничижил Себя Самого», облекшись в плоть (Филиппийцам 2:7)? Эти слова Павла подразумевают три важных факта: Христос скрыл Свою предземную славу; Христос добровольно отказывался (в отдельных случаях) использовать некоторые божественные качества; Христос снизошел до уровня человека, когда уподобился ему.
Прежде всего мы можем быть уверены, что Иисус, облекшись в плоть, не отрекся от божественности. Бог просто не может перестать быть Богом. Как говорит Писание, чтобы принять вид человека, Он должен был отказаться от внешнего облика Бога. Но от божественной славы Христос, конечно же, никогда не отрекался. Вспомните, как на горе преображения (еще до распятия), Иисус на короткое время позволил Своей славе проявиться, и она осветила всю гору (Матфея 17).
Однако Иисусу пришлось скрыть Свою предземную славу, чтобы обитать среди смертных людей. Если бы Он этого не сделал, люди не могли бы на Него смотреть. С ними случилось бы то же, что с апостолом Иоанном, который через 50 лет после воскресения Христа увидел Его в славе и «пал к ногам Его, как мертвый» (Откровение 1:17), или с пророком Исайей, который, увидев в храме славу Христа, воскликнул: «...горе мне! погиб я!..» (Исайя 6:5; см. Иоанна 12:41).
Во-вторых, уничижив Себя при воплощении, Иисус в некоторых случаях сознательно не пользовался некоторыми божественными качествами. Совсем отречься от каких-либо Своих качеств Он не мог, ведь тогда Он перестал бы быть Богом [См. : Millard J. Erickson. The Word Became Flesh: A Contemporary Incarnational Chrlstology (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 734]. Но Он мог не пользоваться некоторыми из них, пока жил на земле (примерно с 4 г. до н. э. до 29 г. н. э.), среди немощных людей.
Итак, Христос обычно не проявлял Свои божественные качества, но порой все же использовал их. В течение тех лет Своего общественного служения Он несколько раз демонстрировал такие божественные способности, как всеведение (Иоанна 2:24; 16:30), вездесущность (Иоанна 1:48) и всемогущество (свидетельством тому Его многочисленные чудеса — Иоанна 11). Таким образом, какие бы ограничения ни установил для Себя Христос, «уничижив Себя Самого» (Филиппийцам 2:7), Он не утратил ни одного божественного качества и ни в коей мере не сделался меньше Бога.
В таком случае возникает вопрос, почему Иисус не пользовался некоторыми Своими божественными качествами? Вероятно, потому, что Его целью было жить среди людей и разделять с ними их немощи. Он никогда не использовал Свою божественность ради Себя, но она, конечно же, славнейшим образом проявлялась в многочисленных чудесах, которые Он совершал ради других.
Если говорить конкретнее, Писание свидетельствует, что Христос никогда не использовал Свое всеведение, чтобы облегчить Себе жизнь в качестве человека. «Он испытал на Себе все неудобства того времени, хотя, обладая божественным всеведением, прекрасно знал каждое приспособление, когда-либо изобретенное человеком для своего удобства» [John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord. P. 144].
Точно так же Иисус не пользовался Своей вездесущностью или Своим всемогуществом, чтобы облегчить Себе земную жизнь. Будучи вездесущим, Он мог бы мгновенно перенестись из Вифании в Иерусалим одним лишь усилием воли, однако Он шел пешком, как любой другой человек, и уставал в дороге. Будучи вездесущим Богом, Христос, конечно же, присутствовал одновременно и в Вифании, и в Иерусалиме. Но в течение трех лет Своей земной жизни Он предпочитал не пользоваться этим свойством, когда оно могло облегчить Ему жизнь. «Одним словом, Он отказался от преимуществ, которые давали Ему божественные качества в земной жизни, и предпочел не использовать их, чтобы подняться над обычными человеческими слабостями» [Там же].
В-третьих, «уничижив» Себя в воплощении, Христос сделался «подобным» (букв, «принял облик, вид») человеку и принял образ («сущность, природу») раба [Robert P. Lightner. Philippians. The Bible Knowledge Commentary, New Testament, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Wheaton, IL: Victor Books, 1983), p. 654]. Таким образом, Христос был человеком в полном смысле слова. Его человеческая природа была подвержена искушениям, отчаянию, слабости, боли, печали и немощам [John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord. P. 143]. Однако следует заметить, что «подобие» предполагает как сходство, так и различие. Богослов Роберт Лайтнер поясняет: «Христос обладал подлинно человеческой природой, но отличался от всех людей безгрешностью» [Robert P. Lightner. P. 654]. Тем не менее уподобиться человеку было огромным самоуничижением со стороны второго Лица Троицы.
Богословы всегда подчеркивали, что воплощение — это принятие человеческих качеств, а не отказ от божественных. Апостол Павел ясно выразил эту мысль, сказав, что в воплощении Христос «принял образ раба», «сделался подобным человеку» и «по виду стал как человек» (Филиппийцам 2:7-8). Дж. И. Пакер объяснял это так: «Тогда [в воплощении] Он был Богом в не меньшей степени, чем раньше; но Он стал человеком. Он был не Богом минус какие-то божественные элементы, но Богом плюс все, что Он усвоил, облекшись в человеческое естество. Он, сотворивший человека, теперь узнавал, каково это — быть человеком» [Пакер, Джеймс. Познать Бога. Чикаго: SGP, 1990. С. 44]. Иными словами, суть воплощения состояла не в лишении божественности, а в принятии человеческой природы.
читать (pdf)