Писание говорит и об одном, и о другом: о Сыне, равном Отцу, и об Отце, большем Сына. Ибо, несомненно, одно мыслится в связи с образом Божием, другое - в связи с образом раба. И это правило для разрешения данного вопроса посредством Святого Писания предлагается нам в одной главе послания апостола Павла, в котором рекомендуется особенно четко помнить об этом различии. Он говорит: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2, 6-7). Таким образом, Сын Божий равен по природе Богу Отцу, по своему же «виду» - меньше. В образе раба, который Он принял, Сын меньше Отца; в образе же Божием, в котором Он пребывал и прежде принятия образа раба, Сын равен Отцу (О Троице I:1:14).
Вопрос: Если Христос, находясь на земле, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба», то как Он может быть богом? (В англ. вместо «уничижил» - «опустошил себя, отказавшись от божественности», поэтому вопрос звучит так: «Как Христос, отказавшись от божественности на земле, может оставаться Богом?», но из рус. перевода такой формулировки вопроса не следует.)
Ответ: Находясь на земле, Христос не переставал быть Богом. К Его божественной природе присовокупилась человеческая природа. Воплощение Христа не предполагало, что от Него следует отнять Его божественность, но лишь прилагало сверх того еще и человеческую Его природу. Несколько положений в тексте подтверждают эту позицию.
Во-первых, не сказано, что Христос отодвинул в сторону Свою божественную природу, скорее, Он отказался от прав и привилегий, которые Его божественность несла с собой, «приняв образ раба» (ст.7), чтобы тем самым явить пример нам (ст.5).
Во-вторых, текст Писания гласит, что Христос был «образом Божьим» (ст.6). Также, как «принявший образ раба» есть раб по природе (ст. 7), несущий в себе «образ Божий» (6 ст.) есть Бог по Своей природе.
В-третьих, в тексте рассматриваемого нами отрывка содержится утверждение, уходящее корнями в отрывок из Исаии 45:23, что каждое колено однажды исповедует Иисуса Господом. Заметим, что Исаия использует имя Яхве, применимое исключительно к Богу.