2:12. Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
Учение Сторожевой Башни. Текст Филиппийцам 2:12 в «Переводе нового мира» звучит следующим образом: «Поэтому, возлюбленные мои, как вы всегда повиновались — не только в присутствии моем, но еще с большей готовностью сейчас, в мое отсутствие, — так и дальше со страхом и трепетом добивайтесь своего спасения…». Книга Reasoning from the Scriptures комментирует этот стих так: «[Послание к Филиппийцам], как сказано в Филиппийцам 1:1, было адресовано „святым“ в Филиппах. Павел призывал их не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано» [Reasoning from the Scriptures. P. 358. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 октября. С. 6].
Как поясняет книга Let God Be True, прежде чем члены «Христова тела» смогут получить свое небесное наследство, «они должны все более и более отдаляться от этого мира для святого служения Иегове Богу и доказывать свою надежность, сохраняя преданность до самой смерти» [Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 200; Reasoning from the Scriptures. P. 301]. Обратите внимание, что в публикациях Сторожевой Башни нет ни слова об уверенности в спасении.
Все Свидетели Иеговы должны прилежно изучать Слово Божие (и публикации Сторожевой Башни), применять все изученное в повседневной жизни и всегда искать руководства Божьего святого духа. Они должны быть святы, как Бог свят. Они должны быть полностью преданы Богу и Его праведности. Вот почему Свидетелей Иеговы призывают «добиваться» своего спасения со страхом и трепетом [Там же. P. 302].
Воспоминания Лорри Мак-Грегор, бывшей Свидетельницы Иеговы, весьма показательны: «[Достижение спасения], как мне сказали, заключается в том, чтобы „проповедовать благую весть о царстве Бога“ путем продажи их публикаций по домам, посещать пять собраний в неделю и выполнять ряд других требований» [Lorri MacGregor. Coping with the Cults (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1992), pp. 19-20]. Спасение в богословии Сторожевой Башни от начала и до конца ориентировано на дела.
Библейское учение. Что означают слова «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» в Филиппийцам 2:12? Действительно ли Павел убеждал своих читателей «не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано»? [Reasoning from the Scriptures. P. 358] Ни в коем случае! На самом деле этот стих не имеет никакого отношения к уверенности отдельных верующих в своем окончательном спасении.
Важно учитывать ситуацию, которая сложилась в филиппийской церкви. Эта община страдала от влияния 1) амбициозных и склонных к соперничеству людей (Филиппийцам 2:3-4; 4:2), 2) иудействующих (утверждавших, что для спасения необходимо обрезание, 3:1-3), 3) перфекционистов (полагавших, что безгрешного совершенства можно достичь еще в этой жизни, 3:12-14) и 4) «безнравственных беззаконников» (людей, которые жили излишне вольготной жизнью, игнорируя или нарушая закон Божий, 3:18-19) [The Ryrie Study Bible (Chicago: Moody Press, 1986), p. 1622]. Из-за всех этих проблем филиппийская церковь как единое целое нуждалась в «спасении» (имеется в виду спасение в сиюминутном, практическом смысле, а не вечное спасение).
[Есть и другое, даже более распространенное толкование этого стиха. Суть его в том, что Павел пишет о личном спасении верующих, но призывает их не достигать спасения (как ошибочно полагают Свидетели), а доводить его до совершенства в своей жизни, то есть учиться жить в согласии с данной от Бога благодатью. Кроме того, многие толкователи расценивают слово «свое» как напоминание читателям о необходимости прежде всего заботиться о собственном духовном благополучии, а уж потом — о духовном благополучии окружающих. Этот совет был особенно уместен ввиду проблем, существовавших в филиппийской церкви. — Примеч. науч. ред.].
Очень важно понять, что в данном контексте речь идет о «спасении» общины верующих в Филиппах, а не отдельных людей. Здесь говорится о совместном спасении. Апостол Павел призывал филиппийцев «совершать [постоянно] освобождение церкви, пока она не достигнет христианской зрелости» [The Wycliffe Bible Commentary. P. 1325].
«Слово „совершать“ (греч. katergazomai) — это сложный глагол, указывающий на достижение цели или завершение. Павел призывал филиппийцев решить все церковные проблемы, и тем самым привести их совместное „спасение“, или освобождение, в состояние полной завершенности. Он не мог позволить, чтобы сложившаяся ситуация оставалась неизменной; проблемы нужно было решать. Филиппийцы должны были „довести все до конца“» [TheNIVStudyBible, ed. KennethBarker (GrandRapids: ZondervanPublishingHouse, 1985), p. 1806].
Слово «свое» в греческом тексте звучит очень выразительно. Как отмечает X. К. Дж. Моул, «Апостол, по сути дела, умоляет их „научиться ходить самостоятельно“ и не слишком сильно надеяться на его присутствие и личное влияние. „Не превращайте меня в поверенного для исполнения духовных обязанностей, которые должны быть вашими“» [H. C. G. Moule. Philippians (Grand Rapids: Kregel Publications, 1977), p. 72]. Подобный призыв был тем более необходим, что апостола Павла в тот момент не было в Филиппах (Филиппийцам 2:12).
Филиппийцы должны были исполнять данное им поручение «со страхом и трепетом». Это вовсе не значит, что Павел хотел, чтобы они делали свое дело из страха. Словосочетание «со страхом и трепетом» — это идиома, указывающая на глубокое почитание Бога и смиренномудрие. (Вспомните: многие филиппийцы были горды и проявляли не много почтения к Богу.) Смирение и почитание Бога помогли бы им преодолеть трудности, возникшие в церкви (см. 1 Коринфянам 2:3; 2 Коринфянам 7:15; Ефесянам 6:5).
Важно и то, что в других своих посланиях апостол Павел ясно излагает учение, которое богословы называют «вечной безопасностью». Например, в своем Послании к римлянам Павел писал: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (8:29-30). Здесь мы видим непрерывную последовательность, связывающую предопределение с прославлением. Время, в котором стоит греческий глагол «прославил», указывает, что уготованное для нас в будущем прославление настолько несомненно, что о нем можно говорить как об уже свершившемся факте!
Еще одно указание Павла на вечную безопасность мы находим в Послании к ефесянам 4:30, где сказано, что верующие «запечатлены» Святым Духом в день искупления. Печать означает принадлежность и безопасность. «Присутствие Святого Духа, печать, является для верующего гарантией надежности его спасения» [The Ryrie Study Bible. P. 1614]. Таким образом, верующий имеет уверенность, что он вечно пребудет с Богом на небесах.
Подводя итог нашему разговору о Филиппийцам 2:12, следует сказать, что Общество Сторожевой Башни заблуждается, истолковывая слова Павла как призыв «не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано» [Reasoning from the Scriptures. P. 358]. Подобное толкование противоречит не только остальному тексту Послания к филиппийцам, но и всему Писанию в целом (Псалтирь 36:24; 137:7-8; Иоанна 5:24; 6:37-40; 10:27-30; 17:8-11; Римлянам 5:1-5; 1 Коринфянам 1:8-9; 2 Коринфянам 1:21-22; Ефесянам 1:4-5; Филиппийцам 1:6; 1 Фессалоникийцам 5:24; 2 Тимофею 1:12; 4:18; 1 Петра 1:3-5; 5:10; 1 Иоанна 2:1-2; 5:10-18; Иуды 1).
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 279-282.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Совершать свое спасение
Учение Сторожевой Башни. Текст Филиппийцам 2:12 в «Переводе нового мира» звучит следующим образом: «Поэтому, возлюбленные мои, как вы всегда повиновались — не только в присутствии моем, но еще с большей готовностью сейчас, в мое отсутствие, — так и дальше со страхом и трепетом добивайтесь своего спасения…». Книга Reasoning from the Scriptures комментирует этот стих так: «[Послание к Филиппийцам], как сказано в Филиппийцам 1:1, было адресовано „святым“ в Филиппах. Павел призывал их не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано» [Reasoning from the Scriptures. P. 358. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 октября. С. 6].
Как поясняет книга Let God Be True, прежде чем члены «Христова тела» смогут получить свое небесное наследство, «они должны все более и более отдаляться от этого мира для святого служения Иегове Богу и доказывать свою надежность, сохраняя преданность до самой смерти» [Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 200; Reasoning from the Scriptures. P. 301]. Обратите внимание, что в публикациях Сторожевой Башни нет ни слова об уверенности в спасении.
Все Свидетели Иеговы должны прилежно изучать Слово Божие (и публикации Сторожевой Башни), применять все изученное в повседневной жизни и всегда искать руководства Божьего святого духа. Они должны быть святы, как Бог свят. Они должны быть полностью преданы Богу и Его праведности. Вот почему Свидетелей Иеговы призывают «добиваться» своего спасения со страхом и трепетом [Там же. P. 302].
Воспоминания Лорри Мак-Грегор, бывшей Свидетельницы Иеговы, весьма показательны: «[Достижение спасения], как мне сказали, заключается в том, чтобы „проповедовать благую весть о царстве Бога“ путем продажи их публикаций по домам, посещать пять собраний в неделю и выполнять ряд других требований» [Lorri MacGregor. Coping with the Cults (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1992), pp. 19-20]. Спасение в богословии Сторожевой Башни от начала и до конца ориентировано на дела.
Библейское учение. Что означают слова «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» в Филиппийцам 2:12? Действительно ли Павел убеждал своих читателей «не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано»? [Reasoning from the Scriptures. P. 358] Ни в коем случае! На самом деле этот стих не имеет никакого отношения к уверенности отдельных верующих в своем окончательном спасении.
Важно учитывать ситуацию, которая сложилась в филиппийской церкви. Эта община страдала от влияния 1) амбициозных и склонных к соперничеству людей (Филиппийцам 2:3-4; 4:2), 2) иудействующих (утверждавших, что для спасения необходимо обрезание, 3:1-3), 3) перфекционистов (полагавших, что безгрешного совершенства можно достичь еще в этой жизни, 3:12-14) и 4) «безнравственных беззаконников» (людей, которые жили излишне вольготной жизнью, игнорируя или нарушая закон Божий, 3:18-19) [The Ryrie Study Bible (Chicago: Moody Press, 1986), p. 1622]. Из-за всех этих проблем филиппийская церковь как единое целое нуждалась в «спасении» (имеется в виду спасение в сиюминутном, практическом смысле, а не вечное спасение).
[Есть и другое, даже более распространенное толкование этого стиха. Суть его в том, что Павел пишет о личном спасении верующих, но призывает их не достигать спасения (как ошибочно полагают Свидетели), а доводить его до совершенства в своей жизни, то есть учиться жить в согласии с данной от Бога благодатью. Кроме того, многие толкователи расценивают слово «свое» как напоминание читателям о необходимости прежде всего заботиться о собственном духовном благополучии, а уж потом — о духовном благополучии окружающих. Этот совет был особенно уместен ввиду проблем, существовавших в филиппийской церкви. — Примеч. науч. ред.].
Очень важно понять, что в данном контексте речь идет о «спасении» общины верующих в Филиппах, а не отдельных людей. Здесь говорится о совместном спасении. Апостол Павел призывал филиппийцев «совершать [постоянно] освобождение церкви, пока она не достигнет христианской зрелости» [The Wycliffe Bible Commentary. P. 1325].
«Слово „совершать“ (греч. katergazomai) — это сложный глагол, указывающий на достижение цели или завершение. Павел призывал филиппийцев решить все церковные проблемы, и тем самым привести их совместное „спасение“, или освобождение, в состояние полной завершенности. Он не мог позволить, чтобы сложившаяся ситуация оставалась неизменной; проблемы нужно было решать. Филиппийцы должны были „довести все до конца“» [The NIV Study Bible, ed. Kenneth Barker (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1985), p. 1806].
Слово «свое» в греческом тексте звучит очень выразительно. Как отмечает X. К. Дж. Моул, «Апостол, по сути дела, умоляет их „научиться ходить самостоятельно“ и не слишком сильно надеяться на его присутствие и личное влияние. „Не превращайте меня в поверенного для исполнения духовных обязанностей, которые должны быть вашими“» [H. C. G. Moule. Philippians (Grand Rapids: Kregel Publications, 1977), p. 72]. Подобный призыв был тем более необходим, что апостола Павла в тот момент не было в Филиппах (Филиппийцам 2:12).
Филиппийцы должны были исполнять данное им поручение «со страхом и трепетом». Это вовсе не значит, что Павел хотел, чтобы они делали свое дело из страха. Словосочетание «со страхом и трепетом» — это идиома, указывающая на глубокое почитание Бога и смиренномудрие. (Вспомните: многие филиппийцы были горды и проявляли не много почтения к Богу.) Смирение и почитание Бога помогли бы им преодолеть трудности, возникшие в церкви (см. 1 Коринфянам 2:3; 2 Коринфянам 7:15; Ефесянам 6:5).
Важно и то, что в других своих посланиях апостол Павел ясно излагает учение, которое богословы называют «вечной безопасностью». Например, в своем Послании к римлянам Павел писал: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (8:29-30). Здесь мы видим непрерывную последовательность, связывающую предопределение с прославлением. Время, в котором стоит греческий глагол «прославил», указывает, что уготованное для нас в будущем прославление настолько несомненно, что о нем можно говорить как об уже свершившемся факте!
Еще одно указание Павла на вечную безопасность мы находим в Послании к ефесянам 4:30, где сказано, что верующие «запечатлены» Святым Духом в день искупления. Печать означает принадлежность и безопасность. «Присутствие Святого Духа, печать, является для верующего гарантией надежности его спасения» [The Ryrie Study Bible. P. 1614]. Таким образом, верующий имеет уверенность, что он вечно пребудет с Богом на небесах.
Подводя итог нашему разговору о Филиппийцам 2:12, следует сказать, что Общество Сторожевой Башни заблуждается, истолковывая слова Павла как призыв «не быть слишком самоуверенными и понимать, что их окончательное спасение еще не гарантировано» [Reasoning from the Scriptures. P. 358]. Подобное толкование противоречит не только остальному тексту Послания к филиппийцам, но и всему Писанию в целом (Псалтирь 36:24; 137:7-8; Иоанна 5:24; 6:37-40; 10:27-30; 17:8-11; Римлянам 5:1-5; 1 Коринфянам 1:8-9; 2 Коринфянам 1:21-22; Ефесянам 1:4-5; Филиппийцам 1:6; 1 Фессалоникийцам 5:24; 2 Тимофею 1:12; 4:18; 1 Петра 1:3-5; 5:10; 1 Иоанна 2:1-2; 5:10-18; Иуды 1).
читать (pdf)