Когда апостол говорит об иудеях и язычниках, то он, насколько я могу понять, разумеет тех и других, еще не уверовавших. Ибо может случиться, что некто из пребывающих под законом, подчиняясь общему убеждению, не верит во Христа, однако, будучи добрым, поступает справедливо, проявляет милосердие, не нарушает целомудрия и воздержания, хранит скромность и кротость и делает всяческие добрые дела. Такой человек не будет иметь жизни вечной, потому что, веруя, не уверовал в единого истинного Бога и в посланного Им Сына Его Иисуса Христа, однако слава дел его, мир и честь не пропадут.
Но и эллин, то есть язычник, который, не имея закона, сам себе закон и являет дела закона в сердце своем (Рим. 2:14), который следует побуждениям естественного разума, как мы это часто видим среди язычников, и потому соблюдает справедливость, хранит целомудрие и благоразумие, не нарушает умеренности и скромности, - такой эллин хотя и пребудет чуждым жизни вечной (ибо не уверовал во Христа и не сможет войти в Царство Небесное, не пережив нового рождения водою и духом), однако слава, честь и мир добрых дел его, по словам апостола, не могут пропасть втуне (Комментарии на Послание к римлянам).
Означают ли эти слова апостола, как утверждают некоторые, что «невежественные язычники», следующие голосу собственной совести настолько хорошо, насколько это в их силах, спасутся вне веры во Христа?
Никоим образом.
Действительно, язычники, не знающие Закона Моисеева, не могут быть судимы в соответствии с его предписаниями и установлениями. Однако, как говорит апостол, они будут судимы в соответствии с естественным законом («не имея закона, они сами себе закон» — 2:14), который проявляется в голосе их совести и в способности совершать нравственные поступки. Но тот факт, что язычники, не знающие Закона Моисеева, все же не остались без закона вовсе и даже до какой-то степени способны следовать закону, написанному у них в сердцах (2:15), совершенно не означает, что таким образом они могут достичь спасения жизнью по совести и следованием известным им нравственным нормам.
Напротив, рассуждения апостола во 2-й главе в дальнейшем приводят его к однозначному выводу о том, что никто из людей, ни иудеи, ни язычники, даже близко не соответствуют требованиям закона — и не только требованиям однозначного Закона Моисеева, но даже требованиям неоднозначной и противоречивой человеческой совести:
Мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их (3:9-18).
Тем самым апостол вновь возвращает нас к мысли, которую он уже высказал во 2-й главе:
Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся… (2:12).
Критерий дел достаточен, чтобы признать человека виновным, но недостаточен, чтобы человека оправдать. Единственным основанием оправдания является вера во Христа:
…один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру (3:30).
В 4-й главе апостол приводит в подтверждение вышеперечисленных тезисов пример патриарха Авраама. Чтобы показать уместность этого примера в отношении не только иудеев, но и язычников, Павел напоминает, что Авраам обрел праведность у Бога и в знак этого получил великие обетования еще до обрезания (4:10-11), не говоря уже о том, что Закон Моисеев был дан лишь спустя 430 лет (см. Гал. 3:17).
По его апостола, словам, даже оправдавшись делами, Авраам заслужил бы тем самым похвалу лишь собственной совести, но не похвалу Бога (4:2). Напротив, человек нечестивый, не делающий дел закона, но уверовавший во Христа, обретает в глазах Бога праведность через веру (4:5).