В данном стихе, как следует из непосредственного контекста, апостол Павел прилагает к Иисусу Христу слова пророка Иоиля: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (2:32).
Эта формула… — характерный для Ветхого Завета способ выражения поклонения, обращенного к Богу, и применяется конкретно в просительных молитвах… В Иоиле 2:32 она имеет такое же значение, как и везде. Применение Павлом той же формулы к Христу — это очередной пример практики безоговорочного применения ветхозаветных отрывков, в которых говорится о Боге, к Христу. Отличительной чертой новозаветных верующих как раз и было то, что они призывали имя Господа Иисуса… и, таким образом, воздавали Ему поклонение, которое можно воздавать одному только Богу (Murray, John. NICNT: The Epistle to the Romans [Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1965], II:57).
Особую важность данному обстоятельству придает то, что в еврейском тексте пророчества Иоиля использовано имя Яхве. Таким образом, Павел, фактически, называет Христа Иеговой.
Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» текст Римлянам 10:13 звучит следующим образом: «Каждый призывающий имя Иеговы спасется». Цитируя этот отрывок (и другие подобные ему), Свидетели Иеговы говорят, что надлежащее использование «правильного» имени — Иегова — абсолютно необходимо для спасения [Reasoning from the Scriptures. P. 149. См. также: Сторожевая башня. 1997. 15 августа. С. 6]. Как мы уже отмечали, многие пришли в этот культ именно под влиянием такого довода.
Общество Сторожевой Башни часто говорит, что у людей осталось очень мало времени, чтобы призвать Иегову ради спасения, поскольку Армагеддон уже близок. В изданной Сторожевой Башни книге Man's Salvation Out of World Distress At Hand! говорится:
Поскольку с 1914 года мы живем во «время конца» этой мирской системы вещей, оставшееся время, в течение которого можно снискать благосклонность Иеговы, очень коротко. Поэтому ныне и есть то благоприятное время, когда мы должны искать его. Человеку не нужно далеко заходить в этих поисках, чтобы найти его. Он рядом, в пределах досягаемости для тех, кто искренне ищет его. Поэтому ныне — это также и время призывать его. Он не за пределами слышимости. Ныне, до наступления «великого и страшного дня Иеговы», — то время, к которому относятся обнадеживающие слова: «И будет так, что каждый призывающий имя Иеговы спасется» [Man's Salvation Out of World Distress At Hand! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. III].
Библейское учение. «Перевод нового мира» откровенно искажает смысл текста Римлянам 10:13. В оригинальном греческом тексте имени «Иегова» нет. Его вставили сюда переводчики Общества Сторожевой Башни. Правильно же этот стих звучит так: «Всякий, кто призовет имя Господне [Kurios], спасется». А из более широкого контекста (Римлянам 10:9-13) видно, что слово «Господь» относится к Иисусу Христу (см. стих 9, в котором Иисус однозначно назван «Господом») [RobertM. Bowman. Understanding Jehovah's Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), pp. 120-121; Why You Should Believe in the Trinity. P. 108].
Римлянам 10:13 — это цитата из Книги пророка Иоиля: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне [Яхве], спасется» (2:32). Но это не может оправдать использование слова «Яхве» (или Иегова) в Римлянам 10:13. Как уже было сказано, в греческих рукописях стоит слово Kurios (Господь). Таким образом, перевод Сторожевой Башни безоснователен.
Тем не менее слова Иоиля очень важны: сколько бы ни отрицали Свидетели Иеговы этот факт, в 10-й главе Послания к римлянам апостол Павел пишет, что слова пророка («…кто призовет имя Господне [Яхве]…») исполняются, когда люди призывают имя Иисуса Христа. Для Павла «призывать Яхве» и «призывать Иисуса Христа» — одно и то же. Это явное свидетельство того, что Христос и есть Яхве.
Те же слова Иоиля процитировал и апостол Петр в день Пятидесятницы: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деяния 2:21). Прочитав с 22-го по 36-й стих, вы убедитесь, что «Господь», о котором говорит Петр, — Сам Иисус Христос. (Именно Он был «засвидетельствован от Бога чудесными знамениями», пригвожден ко кресту, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и воссел одесную Отца.)
Комментируя Деяния 2:21, богослов Роберт Реймонд говорит: «Трудно избежать вывода, что [Петр] убеждал [толпу] воспользоваться средством, которое сам Иоиль предписал в своем пророчестве: „И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется“ (Деян. 2:21). Но это в свою очередь означает, что в глазах Петра Иисус был тем самым Господом из Иоиля 2:32 (см. Рим. 10:9-13), а это в свою очередь означает, что Иисус был тем самым Яхве, который говорил устами Иоиля» [Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), p. 230].
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 273-275.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
В данном стихе, как следует из непосредственного контекста, апостол Павел прилагает к Иисусу Христу слова пророка Иоиля: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (2:32).
Эта формула… — характерный для Ветхого Завета способ выражения поклонения, обращенного к Богу, и применяется конкретно в просительных молитвах… В Иоиле 2:32 она имеет такое же значение, как и везде. Применение Павлом той же формулы к Христу — это очередной пример практики безоговорочного применения ветхозаветных отрывков, в которых говорится о Боге, к Христу. Отличительной чертой новозаветных верующих как раз и было то, что они призывали имя Господа Иисуса… и, таким образом, воздавали Ему поклонение, которое можно воздавать одному только Богу (Murray, John. NICNT: The Epistle to the Romans [Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1965], II:57).
Особую важность данному обстоятельству придает то, что в еврейском тексте пророчества Иоиля использовано имя Яхве. Таким образом, Павел, фактически, называет Христа Иеговой.