Люди поставили в закон и предписали, что судить об учениях могут только епископы, ученые мужи и соборы. Постановленное ими целый мир должен считать за истинное и за символ веры, что в достаточной мере доказывается их ежедневной похвальбой духовным [каноническим] правом папы. Ведь от них практически ничего не слышно кроме похвальбы в том, что им принадлежат право и власть судить, что отличает христианина, а что еретика. А простому христианину следует ожидать их решения и поступать в соответствии с ним. Смотри на эту похвальбу, с помощью которой они запугали весь мир и которая есть их опора и защита; как бесстыдно и глупо она восстаёт против Божьего Закона и Слова!
Христос устанавливает прямо противоположное. Он забирает у епископов, ученых мужей и соборов и право, и власть судить учения и передает ее каждому отдельному человеку и всем христианам в общине, говоря в 10 главе Евангелия от Иоанна: «Овцы Мои слушаются голоса Моего». А также: «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». И далее: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их».
Здесь ясно видно, кто имеет право судить об учениях: епископ, папа, ученый муж и простой человек обладают властью учить, овцам же следует рассудить, различают ли они в учении голос Христа или же чужой голос. Любезный, что могут возразить эти водяные пузыри, горделиво хвастающие: «Соборы! Соборы! Следует слушать ученых мужей, епископов, большинство. Следует почитать старые традиции и соблюдать обычаи»? Ты что же, считаешь, что Божье Слово должно уступить дорогу твоим старым традициям, обычаям и епископам? Как бы не так! Посему оставим епископам и соборам решать и постановлять, что им будет угодно, но коль скоро при нас Слово Божье и оно не на их, а на нашей стороне, то нам, а не им должно принадлежать право решать, что правильно, а что нет. Они должны нам уступать и подчиняться нашему слову (О том, что христианское собрание или община имеет право и власть судить о любом учении).
Приверженцы Движения Веры часто ссылаются на этот стих в ответ на критику в адрес лидеров и проповедников этого движения, подразумевая, что Бог накажет тех, кто осмеливается критиковать этих людей, которых Он якобы помазал особенной силой, властью или мудростью.
Прежде всего, следует заметить, что этот текст, как следует из непосредственного контекста (стихи 5-15), имеет совершенно конкретное историческое применение — речь идет обо всем народе Израилевом, который Господь защищал от языческих народов и иноплеменных царей. Причем эти слова Господа приводятся в прошедшем времени и не формулируются как вечный закон (вспомним, что впереди народ Израилев ждут Вавилонское пленение, римская оккупация и пресечение династии Давида). Применять же эти слова к критике христиан (в особенности справедливой) в адрес отдельных проповедников — не только анахронизм, но и явное искажение авторского замысла.
Во-вторых, подобное толкование текста предполагает, что в общей массе христиан есть отдельные «помазанники», которых Бог отличает и особым образом благословляет, и что неприкосновенность распространяется только на них. Библейское же описание отношений внутри Тела Христова прямо противоположно: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:24-25). Так же и апостол Петр пишет: «...все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). А апостол Иоанн Богослов говорит адресатам своего 1-го соборного послания, что они все «имеют помазание от Святого» (1 Ин. 2:20, 27).
И напротив, Писание повелевает нам испытывать все, чему нас учат (1 Фесс. 5:21), и приводит нам в пример жителей Верии, которые, «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11). Нам следует руководствоваться примером апостола Павла, который публично обличил апостола Петра, когда тот повел себя лицемерно (Гал. 2:14), и для которого «в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо» не было «ничего особенного: Бог не взирает на лице человека» (Гал. 2:6).
Обличение заблуждающихся или живущих в нераскаянном грехе проповедников тем более важно и необходимо, что их заблуждение, будучи проповедано с кафедры, может стать причиной преткновения многих искренних верующих. Именно поэтому Павел давал наставление Тимофею обличать согрешающих пресвитеров «перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20).
И при этом не следует руководствоваться суеверной боязнью потерять благословение или навлечь на себя гнев Божий, которую внушают людям сами же проповедники, стремясь сделать себя недосягаемыми для обличения и исправления.