8:22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
8:23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
8:24. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
8:25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
8:26. когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
8:27. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
8:28. когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
8:29. когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
8:30. тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
8:31. веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
Свидетели Иеговы привязывают этот отрывок к Христу следующим образом:
Олицетворенная мудрость представляет Божьего Сына, Иисуса Христа, в дочеловеческом существовании. Да, первородный Сын Иеговы трудился рядом с Отцом — непревзойденным Создателем неба и земли. Когда Иегова Бог создавал первого человека, его сын участвовал в этом как искусный помощник (Сторожевая башня, 15 марта 2001 года, с. 28).
Для правильного истолкования этого отрывка следует иметь в виду, что 1-9 главы книги Притчей представляют собой единый неразрывный контекст, в котором речь идет о мудрости («премудрости»). Кроме того, книга Притчей — поэтическое произведение, а для этого жанра характерно использование таких литературных приемов, как метафора, гипербола и олицетворение. С учетом этих обстоятельств предлагаемое Свидетелями Иеговы буквальное толкование текста сопряжено с серьезными проблемами: например, если мудрость — это Иисус Христос, кто такой «разум», с которым Он «обитает» (8:12), и где находится его дом с семью тесаными столбами (Пр. 9:1)?
Образ «премудрости» в книге Притчей представляет собой характерный пример олицетворения — Соломон придает черты личности некоей вневременной мудрости, которой в полной мере обладает Бог, и которой должны научиться люди.
Эта персонификация достигает своего апогея в 8:22-36, где Премудрость утверждает, что она сотворена раньше всего остального, намекая даже на то, что она помогала Богу в творении (ст. 30; ср. 3:19). Данные утверждения имеют больше практическое, чем богословское значение: Премудрость дает заверения о себе с тем, чтобы вызвать сердечную преданность (8:32-36). Следовательно, здесь весьма рискованно пытаться видеть гипостатизацию независимого бытия премудрости. Евреи мыслили конкретными, а не теоретическими категориями. Эта конкретность мышления часто приводила их поэтов к рассмотрению неодушевленных объектов и идей, как если бы они были личностями (Сэнфорд У., Ла Сор С., Хаббард Д. А., Буш У. Обзор Ветхого Завета. Одесса: Богомыслие, 1998, с. 500).
Такое понимание образа премудрости объясняет многие нюансы первых глав книги Притчей, которым учение Свидетелей Иеговы не дает сколько-нибудь внятного объяснения.
Прежде всего, слово «премудрость» (евр. חָכְמָה, хокма) — женского рода. Представить Христа женщиной невозможно. Но Соломон в своей книге изображает в виде двух женщин мудрость и глупость и побуждает юношу сделать выбор между ними.
Олицетворение мудрости в гл. 8 имеет особую важность. Здесь премудрость показана в виде женщины, призывающей человеческий род следовать ее наставлениям и найти смысл жизни… В Притч. 1:20-33 она показана в виде женщины, на улицах и площадях призывающей людей отказаться от своей глупости и обрести наставление и безопасность в Премудрости (Сэнфорд У., Ла Сор С., Хаббард Д. А., Буш У. Обзор Ветхого Завета. Одесса: Богомыслие, 1998, с. 500).
Во-вторых, текст говорит о том, что премудрость «родилась, когда еще не существовали бездны» (8:24). Обратите внимание: не была сотворена, а родилась! Если понимать эти словакак указание на начальность, на тварную природу премудрости, мы приходим к абсурдному выводу, что у Бога не было мудрости, пока Он ее не сотворил.
Тем не менее, отцы Церкви, начиная с Иустина Мученика, и многие толкователи последних столетий отождествляли премудрость с Христом. Насколько это оправдано?
Прежде всего, апостол действительно называет Христа «Божьей силой и Божьей премудростью» (1 Кор. 1:24). Однако следует иметь в виду, что подобные утверждения в Писании не имеют обратной силы. Иными словами, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8), но любовь не есть Бог; «Бог есть свет» (1 Ин. 1:5), но свет не есть Бог! Аналогичным образом, Христос есть Божья премудрость, но Божья премудрость не есть Христос. Отождествлять эти два понятия нельзя. Иисус Христос есть Божья воплощенная премудрость в том смысле, что Второе Лицо Троицы обладало Божьей премудростью во всей полноте.
Во-вторых, несколькими стихами ниже (1 Кор. 1:30) апостол Павел поясняет, что Христос не всегда был премудростью от Бога, а «сделался» ею, причем не в абсолютном понимании, а только для «нас» — т. е. в Нем мы получили прямой доступ к Божьей премудрости. Когда это произошло? Судя по всему, тогда же, когда Он «сделался для нас… праведностью и освящением и искуплением», т. е. в момент Искупления.
В-третьих, в Евангелии от Луки Господь Иисус Христос Сам говорит о «премудрости Божьей» в третьем лице, т. е. называет эти титулом кого-то другого (Лк. 11:49). Это может означать лишь то, что Он Сам не отождествлял Себя с Божьей премудростью — по крайней мере, безусловно.