Сказав о том, что Церковь в настоящее время терпит многообразные бедствия, Иоанн рассказывает и о славе душ после страдания тела.
<...>
Можно понять так, что избранные души, находящиеся в этом небесном граде, просят во имя Спасителя и о себе самих, потому что, без сомнения, они жаждут пришествия времени всеобщего суда и воскресения тел, в которых они сражались за Господа. <…> Сейчас каждая из душ имеет только одни белые одежды и радуется только своей радостью. Когда же в конце исполнится число [святых] братьев, они получат две и станут радоваться тому, что примут бессмертные тела (Изложение Откровения).
И каким образом область рая, открытая Иоанну в духе, находящаяся под жертвенником, не обнаруживает в себе никаких других душ, кроме душ мучеников? Каким образом Перпетуя, отважнейшая мученица, в день своего страдания при откровении рая, видела там только мучеников , как не потому, что ромфея, страж рая, не давала место никому, за исключением тех, кто ушел [из жизни] во Христе, а не в Адаме? После новой смерти за Бога и необычной - ради Христа - следует [переселение] в другое личное пристанище (О душе).
Под жертвенником Божьим души убиенных мучеников взывают громким голосом: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (О падших)
Данный отрывок отчетливо свидетельствует о том, что душа человека, его «я» переживает момент смерти физического тела и в промежутке между смертью и воскресением пребывает в полностью сознательном состоянии.
При снятии пятой печати евангелист Иоанн видит τὰς ψυχὰς τῶν ἐσφαγμένων (букв. «души тех, кто был убит, заклан»). Нет сомнения, что речь идет о насильственной смерти этих людей — в 4-м стихе той же главы однокоренной глагол σφάζω используется для описания братоубийственных войн, которые следуют за снятием второй печати, а в стихе 5:12 Сам Господь называется «закланным Агнцем» (греч. τὸ ἀρνίον τὸ ἐσφαγμένον).
Кроме того, в стихе 6:11 говорится о том, что люди, души которых Иоанн видит под алтарем, были «убиты» (греч. ἀποκτείνω), а в стихе 6:10 они противопоставляются людям, все еще «обитающим на земле» (греч. οι κατοικοũντες ἐπὶ τῆς γῆς).
При этом мы видим, что души убитых христиан ведут сознательный диалог с Богом, проявляют нетерпение и гнев, но способны контролировать свои чувства и ждать, полагаясь на Божье обещание. Помимо воли и чувств, души убитых обладают и нравственными свойствами — в частности, чистотой, символом которой в книге Откровения выступает «одеяние белое» (греч. στολὴ λευκὴ — ср. Отк. 3:4-5).
Возражение, что под «душами» иносказательно имеется в виду просто кровь верующих, встретивших мученическую смерть, пропитавшая землю вокруг небесного алтаря, снимается словами самих убиенных христиан, говорящих Богу: «Доколе... не... мстишь за кровь нашу?» (греч. ἕως πότε... οὐ... ἐκδικεῖς τὸ αἷμα ἡμῶν).