В данном отрывке Христос назван ἡ ἀρχὴ τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ («начало творения Божия»). Свидетели Иеговы понимают слово ἀρχὴ («начало») в значении «первый в ряду», «тот, с кого началось». Однако у этого слова есть и другое распространенное значение, «источник», «начальник», «тот, кто начал». В Лк. 20:20 то же слово (ἡ ἀρχὴ) переводится как «начальство» — даже авторы Перевода нового мира использовали здесь слово «правительство» (см. также Лк. 12:11; Еф. 1:21; 6:12; Титу 3:1 и др.).
Таким образом, в Отк. 3:14 Христос изображен начальником или источником творения, а не его первым элементом. Даже если допустить, что слово ἀρχὴ в данном случае двусмысленно, Свидетели Иеговы не могут использовать этот стих как основание для однозначного утверждения о тварности Христа.
Учение Сторожевой Башни. Откровение 3:14 в «Переводе нового мира» звучит так: «И ангелу собрания в Лаодикии напиши: „Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало творения Божьего...“» . Свидетели Иеговы находят в этом стихе указание на тварную природу Иисуса: якобы Он был «первым из творений Иеговы Бога» [LetGodBeTrue (Brooklyn: WatchtowerBibleandTractSociety, 1946), p. 200]. Сторожевая Башня связывает данный стих с такими отрывками, как Иоанна 1:14, где Иисус назван «Единородным» от Отца [Там же. P. 107].
Отстаивая правильность своего толкования, в брошюре «Следует ли верить в Троицу?» Свидетели Иеговы утверждают: «Слово „начало“ [греч. arche] нельзя толковать как означающее, что Иисус был „начинателем“ Божьего создания. В вошедших в Библию трудах Иоанна различные формы греческого слова archeвстречаются более 20 раз и всегда несут общий смысл „начала“. Да, Бог сотворил Иисуса как начало своих невидимых творений» [Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 14].
Библейское учение. В ответ на такое толкование Откровения 3:14, предложенное Сторожевой Башней, следует заметить, что греческое слово arche (ПНМ, «начало») имеет широкий спектр значений, — оно действительно может означать «начало», но обладает и другими значениями: «тот, кто начинает», «отправная точка», «источник», «творец», «первопричина». Евангелические ученые единодушно считают, что в Откровении 3:14 слово arche употреблено в одном из последних значений [SpirosZodhiates. The Complete Word Study Dictionary (Chattanooga, TN: AMG Publishers, 1992), p. 260].
Авторитетный труд Уильяма Арндта и Ф. Уилбура Джингриха утверждает, что в Откровении 3:14 слово arche употреблено в значении «первопричина» [WilliamF. ArndtandF. WilburGingrich. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: The University of Chicago Press, 1957), p. 112]. Иными словами, это слово обозначает здесь «активное начало творения, Того, кто был причиной творения, и описывает Иисуса Христа не тварным существом, но Творцом всего (Иоанна 1:3)» [SpirosZodhiates. P. 261].
Беглый обзор некоторых современных переводов Библии отражает именно такое понимание этого слова: «Иерусалимская Библия» (Jerusalem Bible) переводит слово arche из Откровения 3:14 как «главный источник» (the ultimate source) Божьего творения; «Новая английская Библия» (New English Bible) переводит arche как «первоисточник» (the prime source) Божьего творения; Баркли передает смысл arche фразой «движущая сила» (the moving cause) Божьего творения; Нокс переводит arche словом «источник» (the source) Божьего творения; Уильямс и Гудспид переводят arche как «дающий начало» (thebeginner) Божьему творению.
Нелишне отметить, что слово «архитектор» также происходит от греческого arche. Иисуса можно назвать архитектором всего творения (Иоанна 1:3; Колоссянам 1:16; Евреям 1:2). Экзегет Генри Олфорд утверждает, что Христос — «начало и условие существования всего Божьего творения, его главный источник» [Цит. по кн.: JohnF. Walvoord, TheRevelationofJesusChrist (Chicago: MoodyPress, 1980), p. 90].
Следует также отметить, что в Откровении слово arche употребляется и применительно к Богу, Который назван «началом и концом» (Откровение 1:8; 21:6; 22:13) [RobertM. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 65]. Этот факт, конечно же, не означает, что у Всемогущего Бога было начало. Наоборот, эти стихи называют Бога и началом, и концом творения. Он — первопричина творения; Он — его конечная цель [Там же. С. 66]. В Откровении 3:14 греческое слово arche используется в этом же смысле: Христос дал начало Божьему творению (ср. Иоанна 1:3; Колоссянам 1:16; Евреям 1:2).
Еще нужно учесть, что другое возможное значение слова arche — «начальник» или «должностное лицо». В пользу такого толкования говорит факт, что слово arche в Писании — если речь идет о личности — почти всегда употребляется применительно к начальствующим [Там же. С. 65]. Это же слово в форме множественного числа в Синодальном переводе обычно дается как «начальства» (см. Римлянам 8:38; Ефесянам 3:10; Колоссянам 2:15) [Там же. С. 66]. Дэвид Рид отмечает, что в одном случае «Перевод нового мира» передает слово arche, стоящее в форме множественного числа, фразой «государственные служащие» [DavidA. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 104]. В других новозаветных отрывках в это слово вложено значение «управления» или «владения» (Луки 20:20; Иуды б) [RobertM. Bowman. C. 66].
Итак, из общего контекста Писания следует, что в Откровении 3:14 слово arche употреблено в своем основном значении «первопричины», или «источника» Божьего творения. Возможно и другое толкование: Христос — «начальник» Божьего творения. К Христу применимы оба значения, поскольку в других отрывках Писание описывает Его как Творца (Евреям 1:2) и Господа (Откровения 19:16) всего сущего.
Представление о Христе как «начальнике» Божьего творения отлично согласуется с другими новозаветными отрывками, в которых Христос изображен Творцом, — толкование же Сторожевой Башни попросту не вписывается в общий контекст Писания. Например:
Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1:16-17).
В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1:2).
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3)
Писание последовательно изображает Христа не творением, а Творцом всего сущего. Здесь будет уместно напомнить Свидетелю Иеговы, что Творцом, согласно библейскому учению, является только Бог. Устами пророка Исаии Бог говорит: «...Я — Господь [Яхве], Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю...» (Исайя 44:24. Это лишает всякой опоры мысль, что сначала Иегова сотворил Христа, а уже через Него — все остальное. Факт, что Иегова «сотворил все», «один» распростер небеса и «Своею силою» разостлал землю (Исайя 44:24), в сочетании с тем, что Христос сотворил «все» (Иоанна 1:3; Колоссянам 1:16; Евреям 1:2), доказывает, что Христос есть Всемогущий Бог, такой же, как и Отец.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 102-106.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
В данном отрывке Христос назван ἡ ἀρχὴ τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ («начало творения Божия»). Свидетели Иеговы понимают слово ἀρχὴ («начало») в значении «первый в ряду», «тот, с кого началось». Однако у этого слова есть и другое распространенное значение, «источник», «начальник», «тот, кто начал». В Лк. 20:20 то же слово (ἡ ἀρχὴ) переводится как «начальство» — даже авторы Перевода нового мира использовали здесь слово «правительство» (см. также Лк. 12:11; Еф. 1:21; 6:12; Титу 3:1 и др.).
Таким образом, в Отк. 3:14 Христос изображен начальником или источником творения, а не его первым элементом. Даже если допустить, что слово ἀρχὴ в данном случае двусмысленно, Свидетели Иеговы не могут использовать этот стих как основание для однозначного утверждения о тварности Христа.