14:1. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
14:2. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
14:3. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
144 000 в «классе помазанников»?
Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» Откровение 7:4 звучит так: «И услышал я число отмеченных печатью — сто сорок четыре тысячи, которые были отмечены печатью из каждого племени сыновей Израиля…». По словам Свидетелей Иеговы, в этом стихе речь идет о классе помазанных верующих, имеющих небесную надежду (ср. Откровение 14:1-3).
Как утверждается в публикациях Сторожевой Башни, именно эти 144 000 названы «малым стадом» в Луки 12:32. «Малое стадо» числом в 144 000 человек составляет тело Христа и будет царствовать с Ним. Общество утверждает, что эти люди будут участвовать в «первом воскресении» — получат такие же духовные тела, какое в свое время получил Иисус Христос [Let God Be True. P. 277]. Их тела непременно будут духовными, потому что «плоть и кровь не могут наследовать царство Бога» (1 Коринфянам 15:50, ПНМ).
Хотя Книга Откровение говорит, что 144 000 — представители двенадцати колен Израиля (по 12 тысяч от каждого колена), Сторожевая Башня утверждает, что на самом деле это лишь метафорическое обозначение класса помазанных Свидетелей Иеговы. «Небесное собрание уподобляется двенадцати коленам, по 12 тысяч человек каждое, под владычеством Большего Моисея, Христа Иисуса» [Там же. P. 130].
Но откуда мы знаем, что в Откровении 7:4-8 речь не идет о коленах Израиля в буквальном смысле? Общество Сторожевой Башни утверждает, что эти колена не могут быть коленами земного Израиля, поскольку в Ветхом Завете никогда не существовало колена Иосифова, упомянутого в Откровении 7:4-8. Кроме того, в 7-й главе Откровения не названы колена Ефрема и Дана, о которых говорится в Ветхом Завете. Левиты, которые в 7-й главе Откровения причислены к коленам, в Ветхом Завете были отделены для храмового служения и не считались одним из двенадцати колен [Reasoning from the Scriptures. C. 166-167]. Таким образом, 144 000 из 7-й главы Откровения не являются двенадцатью коленами Израиля в буквальном смысле. В этом отрывке речь идет не о земном Израиле, а о классе помазанников, состоящем из 144 000 посвященных Свидетелей Иеговы.
Библейское учение. Против толкования Откровения 7:4 и 14:1-3, предлагаемого Сторожевой Башней, есть несколько существенных возражений. Во-первых, прямо посередине 4-го стиха 7-й главы Общество меняет метод толкования. Первая часть стиха толкуется буквально: «И услышал я число отмеченных печатью — сто сорок четыре тысячи…». На основании этих слов Общество утверждает, что так называемый класс помазанников насчитывает ровно 144 000 человек.
Вторую же половину стиха: «…из каждого племени сыновей Израиля…», — Сторожевая Башня отказывается толковать буквально. Иными словами, избранных будет в буквальном смысле 144 000, но речь идет не о буквальных коленах Израиля, а о классе помазанных Свидетелей Иеговы. Общество Сторожевой Башни находит и буквальный, и переносный смысл в одном и том же стихе.
Во-вторых, Книга Откровение однозначно исключает женщин из числа 144 000 [The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), pp. 1095-1516]. В Откровении 14:4 сказано: «Это те, которые не осквернили себя с женщинами, они девственники» (ПНМ). Это означает, что к числу 144 000 принадлежат либо неженатые, либо соблюдавшие целибат мужчины (ср. 2 Коринфянам 11:2). В любом случае факт, что они «не осквернили себя с женщинами», и по отношению к ним используются местоимения мужского рода, указывает на их принадлежность к мужскому полу. Включая в число 144 000 женщин, Общество игнорирует ясное учение Писания.
В-третьих, и это самое важное, Писание ясно говорит, что небесная участь уготована всем верующим в Иисуса Христа, а не только элитной группе из 144 000 помазанников (Ефесянам 2:19; Филиппийцам 3:20; Колоссянам 3:1; Евреям 3:1; 12:22; 2 Петра 1:10-11). Деление верующих на имеющих небесную надежду и имеющих земную надежду не имеет под собой никакого библейского основания. Все верующие во Христа наследуют вечное царство (Галатам 3:29; 4:28-31; Титу 3:7; Иакова 2:5). Праведность Бога, ведущая к небесной жизни, «через веру в Иисуса Христа [присутствует] во всех и на всех верующих, ибо нет различия…» (Римлянам 3:22). Иисус обещал: «Кто мне служит, Мне да последует; и где Я, там [на небесах] и слуга Мой будет» (Иоанна 12:26). Иисус сказал, что все верующие будут «одним стадом» с «одним пастырем» (Иоанна 10:16). Двух «стад» — одного на земле и одного на небе — не будет. Писание говорит ясно: «одно стадо, один Пастырь!»
Буквальные колена Израилевы? Теперь нам нужно проверить справедливость заявления Сторожевой Башни о том, что «колена» из 7-й главы Откровения нельзя истолковывать как буквальные колена Израилевы. Сам факт упоминания конкретных колен наряду с конкретной численностью этих колен исключает всякую возможность фигурального истолкования. Нигде в Библии фраза «двенадцать колен Израилевых» не обозначает что-то кроме двенадцати колен Израилевых. По словам апологета Нормана Гайслера, «слово „колено“ в Писании никогда не обозначает что-либо кроме буквальной этнической группы» [Norman Geisler and Thomas Howe. When Critics Ask: A Popular Handbook of Bible Difficulties (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 553]. Известный западный библейский комментарий также указывает, что слово «Израиль» в Новом Завете, как правило, используется в отношении кровных потомков Иакова [Expositor's Bible Commentary, «Revelation», ed. Frank E. Gaebelein (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1978), p. 479]. Таким образом, точка зрения Сторожевой Башни идет вразрез с обычным значением слова «Израиль» в Новом Завете.
Однако нам нужно выяснить, почему в 7-й главе Откровения не упомянуты ветхозаветные колена Дана и Ефрема. Важно иметь в виду, что в Ветхом Завете «есть не менее двадцати отличных друг от друга списков колен, и все эти списки включают в себя от десяти до тринадцати колен, хотя число двенадцать преобладает (см. Быт. 49; Втор. 33; Иез. 48)» [Там же. P. 482]. Следовательно, списки двенадцати колен вовсе не должны совпадать. Но поскольку число двенадцать лучше всего подходит для перечисления колен Израиля, Иоанн решил соблюсти этот принцип в 7-й и 14-й главах Откровения.
Как считают многие современные ученые, колено Дана не упомянуто потому, что оно неоднократно грешило идолопоклонством и, как следствие, оказывалось на грани полного уничтожения (Левит 24:11; Судей 18:1, 30; см. также 3 Царств 12:28-29). Поклоняться идолам и не раскаяться в своем выборе значит лишиться Божьего благословения. Кроме того, издревле существовало предание, что антихрист произойдет из колена Данова. Библеист Роберт X. Маунс поясняет:
Очевидно, Дан не был упомянут из-за своей давней приверженности идолопоклонству. Когда потомки Дана переселились на север и обосновались в Лаисе, они поставили у себя истукана (Судей 18:30). Впоследствии на земле Дана был поставлен один из двух главных идолов Северного Царства (3 Царств 12:29). В «Завете Дана» (5:6) сатана называется князем колена. Ириней, писавший во второй половине II века, отметил, что колено Дана не было упомянуто по причине предания, что из этого колена произойдет антихрист (Против ересей, кн. 5, гл. 30, п. 2) [Robert H. Mounce. The Book of Revelation, The New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1977), pp. 169-170].
А как быть с коленом Ефрема? Почему оно не упомянуто в 7-й главе Откровения? Не забывайте, что и Ефрем, и Манассия были сыновьями Иосифа. В ветхозаветных списках колен всегда либо упоминается Иосиф, а два его сына исключаются (Бытие 49), либо же Иосиф не упоминается, а его сыновья Ефрем и Манассия присутствуют как два полуколена (Иезекииль 48) [Expositor's Bible Commentary. P. 482]. Однако в 7-й главе Откровения названы колена Иосифа и Манассии, а колено Ефрема — нет. Почему?
Изучение Писания показывает, что колено Ефрема — как и колено Дана — было склонно к идолослужению и языческому поклонению (Судей 17; Осия 4:17). Очевидно, из списка в 7-й главе Откровения Ефрем вычеркнут по той же причине, что и Дан. Expositor's
Bible Commentary отмечает, что если причиной исключения Дана и Ефрема было идолопоклонство, «можно понять, почему список был переделан так, чтобы дополнить число колен до двенадцати, и в него были включены Иосиф и Манассия» [Там же. P. 482-483].
С учетом всего, что мы узнали о коленах Дана и Ефрема, разве не очевидно, что фигуральное толкование Общества Сторожевой Башни не оправдано, поскольку оно игнорирует оправданное отсутствие Дана и Ефрема в списке?
Остается последний вопрос: почему в список колен в 7-й главе Откровения включено колено Левия? Как мы помним, в Ветхом Завете левиты не входили в число двенадцати колен, поскольку Закон Моисеев придал им особый статус священнического колена. Возможно, Иоанн включил их в список потому, что священнические функции этого колена прекратились с пришествием Христа — Великого Первосвященника [Charles С. Ryrie. Revelation (Chicago: Moody Press, 1981), p. 51]. Действительно, труд левитского священства обрел свое завершение в Личности Христа (Евреям 7-10) [Norman Geisler and Thomas Howe. P. 554]. Поскольку в служении левитов как священников уже не было необходимости, не было и причин по-прежнему отделять их от остальных колен. Следовательно, они по праву включены в список колен в Книге Откровение.
Таким образом, протесты Общества Сторожевой Башни против истолкования «колен» в 7-й и 14-й главах Откровения как буквальных колен Израиля совершенно безосновательны. Утверждение о том, что 144 000 — это число «помазанников», представляет собой извращение Писания.
читать (pdf)