Учение Сторожевой Башни. В Матфея 6:9 мы читаем: «А потому молитесь так: „Отец наш на небесах, да освятится имя Твое...“» (ПНМ). Единственный способ святить имя Бога, говорят Свидетели Иеговы, — называть Его истинным именем, «Иегова», и относиться к этому имени как к святыне [Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 28]. Более того, чтобы наши молитвы были услышаны, мы должны обращаться к Богу, используя это имя [Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 27]. Называть Бога каким-либо другим именем значит бесчестить Его [Let Your Name Be Sanctified].
Как мы уже знаем, Сторожевая Башня полагает, что суеверные иудеи и христиане-отступники удалили священное имя Иегова из Библии [Божье имя пребудет вовеки. С. 27]. Развивая эту мысль, Свидетели Иеговы говорят нам, что большинство современных переводов Библии также вводит людей в заблуждение, не используя слово «Иегова» в качестве имени Бога. В 1961 году Общество Сторожевой Башни издало книгу, озаглавленную словами из Матфея 6:9 — LetYourNameBeSanctified [«Да освятится имя Твое»], в которой мы читаем:
Перевод Книги [Библии] на все большее количество языков и диалектов продолжается, чтобы Книга могла достигать все новых и новых людей, вечная жизнь которых находится в опасности. Но из многих подобных переводов мы не можем узнать имени нашего Творца, потому что вместо него используются другие слова или титулы. Такие переводы не уважают и не почитают имя и не содержат его в святости; фактически оно было скрыто от читателей, которым необходимо знать это имя для своего спасения [Let Your Name Be Sanctified. C. 12, вставка автора. См. также: Сторожевая башня. 1997. 15 августа. С. 6; 1997. 1 октября. С. 17].
Как же узнать это «имя», которое даст нам спасение? Та же публикация Сторожевой Башни объясняет:
Если наше сердце озабочено вечными интересами, мы побеспокоимся о том, чтобы познакомиться с Богом, узнать его таким, какой он есть, а не таким, каким его неверно изображают христиане. Мы можем приобрести это знание путем чтения и изучения Книги его имени, Святой Библии, и близкой связи с одобренной им видимой организацией, «людьми имени его», остатком его помазанных свидетелей, классом «верного и благоразумного раба» [Там же. С. 374-375].
Библейское учение. Правда ли, что суеверные переписчики-иудеи вычеркнули священное имя Иеговы из Библии, как утверждают Свидетели Иеговы? Абсурд! Это утверждение абсолютно необоснованно.
Особенно нелепо это утверждение звучит ввиду того, что Общество Сторожевой Башни настаивает на абсолютной точности ветхозаветных и новозаветных рукописей [Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 52-53; Библия — слово Бога или человека? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 59-60]. Так, в своей публикации «Ты можешь жить вечно в раю на земле» они ссылаются на слова сэра Фредерика Кеньона и выражают свое согласие с автором. Между тем Кеньон свидетельствует о достоверности текста как Ветхого, так и Нового Завета [Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 53].
Утверждение Сторожевой Башни, что божественное имя было удалено из Библии суеверными переписчиками, — выдумка, беспардонная ложь! И дело не только в том, что это заявление не основано на фактах, — существует огромное число фактов, свидетельствующих об обратном. И чем больше рукописей мы изучаем, тем больше убеждаемся, что древние переписчики воспроизводили библейский текст с поразительной точностью.
Как может Общество Сторожевой Башни одновременно настаивать на абсолютной точности ветхозаветных и новозаветных рукописей и утверждать, что имя Иегова было вычеркнуто из этих рукописей суеверными переписчиками-иудеями?
Мэриан Бодин говорит, что внедрение имени Иегова в Новый Завет вопреки свидетельству рукописей — это «лишь очередная попытка Свидетелей Иеговы скрыть истину о том, что Новый Завет последовательно возвеличивает имя Иисуса, а не Иеговы» [Marian Bodine. Christian Research Newsletter, «Bible Answer Man» column, May/June 1992, p. 3]. Мэриан предлагает ряд вопросов, при помощи которых можно обосновать это :
Во имя Кого мы должны собираться (Матфея 18:20; 1 Коринфянам 5:4)? Чьему имени повинуются бесы (Луки 10:17; Деяния 16:18)? Во имя Кого нам следует проповедовать покаяние и прощение (Луки 24:47)? Во имя Кого вы веруете и получаете прощение грехов (Иоанна 1:12; Деяния 10:43; 1 Иоанна 3:23; 5:13)? Чьим именем (и ничьим другим) мы обретаем спасение (Деяния 4:12)? Чье имя мы должны призывать, обращаясь к Богу с прошениями в молитвах (Иоанна 14:13, 14; 15:16; 16:23-24)? Чьи имя и власть призывали апостолы, исцеляя больных и хромых (Деяния 3:16; 4:7-10, 30)? Чье имя велел нам призывать Павел (1 Коринфянам 1:2)? Чье имя превыше любого другого имени (Ефесянам 1:21; Филиппийцам 2:9-11)? [Там же]
Очевидно, что ответ на все эти вопросы — имя Иисуса Христа. Если Свидетель Иеговы честен сам с собой, указанные стихи должны привлечь его внимание. Перечисленных ссылок на Писание более чем достаточно, чтобы понять, какое имя отличает истинных последователей Бога.
Кроме того, текст Филиппийцам 2:9-11 — где сказано, что Христу было дано имя превыше всякого имени, «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землей, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом» (ПНМ), — Павел позаимствовал из ветхозаветного отрывка, в котором речь идет о Яхве. Павел, превосходный знаток Ветхого Завета, явно намекает на слова, записанные пророком Исайей: «...Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Исайя 45:22-24). Павел использует знание Ветхого Завета, стремясь показать: что истинно в отношении Яхве, то истинно и в отношении Христа, Владыки всего человечества.
Наконец в Деяниях 1:8 записаны слова Иисуса, обращенные к апостолам: «...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Мы призваны быть свидетелями Иисуса Христа, а не Иеговы!“
Но если имя, по которому можно узнать истинных последователей Бога, — это имя Иисуса (как мы уже убедились), что же имел в виду Иисус, когда сказал: «А потому молитесь так: „Отец наш на небесах, да освятится имя Твое...“» (Матфея 6:9, ПНМ)? Прежде всего обратите внимание, что в этом стихе (как и в любом другом отрывке Писания) Иисус называет Бога не Иеговой, а Отцом. Уже один этот факт опровергает толкование Сторожевой Башни.
В древности имя считалось эквивалентом того, кто его носит. Знание имени человека было равносильно знанию его природы и существа. Соответственно, имя Бога указывает на то, каким образом Он открыл Себя человечеству. Имя Бога — отражение того, кто Он есть. Следовательно, в Матфея 6:9 речь идет не просто о почитании имени Бога, но прежде всего о почитании Личности, которую это имя представляет.
С учетом этих обстоятельств важно отметить, что слово «святить», использованное в греческом тексте, означает «почитать», «обращаться как со святыней», «высоко ценить, почитать и обожать» . Безусловно, Бог уже свят. Это молитва не о том, чтобы Бог или Его имя стали святыми, а о том, чтобы Божий народ относился к Богу и Его имени как к святыне, с почтением (ср. Исход 20:8; Левит 19:2, 32; Иезекииль 36:23; 1 Петра 1:15). Мы святим имя Бога не тем, что вслух называем Его Иеговой (словом, которого нигде — я повторяю: нигде нет в контексте), а тем, что следим за своими мыслями и поступками, чтобы ничем не уронить Его достоинство.
Антонимом слова «святить» является слово «сквернить», которое также означает «относиться с равнодушием», «пренебрегать», «не принимать всерьез». Именно так на протяжении всей истории обращались с Богом язычники. В отличие от язычников, дети Божьи должны проявлять к Нему величайшее почтение во всех своих мыслях и поступках.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 59-63.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
«Святить имя Бога»
Учение Сторожевой Башни. В Матфея 6:9 мы читаем: «А потому молитесь так: „Отец наш на небесах, да освятится имя Твое...“» (ПНМ). Единственный способ святить имя Бога, говорят Свидетели Иеговы, — называть Его истинным именем, «Иегова», и относиться к этому имени как к святыне [Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 28]. Более того, чтобы наши молитвы были услышаны, мы должны обращаться к Богу, используя это имя [Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 27]. Называть Бога каким-либо другим именем значит бесчестить Его [Let Your Name Be Sanctified].
Как мы уже знаем, Сторожевая Башня полагает, что суеверные иудеи и христиане-отступники удалили священное имя Иегова из Библии [Божье имя пребудет вовеки. С. 27]. Развивая эту мысль, Свидетели Иеговы говорят нам, что большинство современных переводов Библии также вводит людей в заблуждение, не используя слово «Иегова» в качестве имени Бога. В 1961 году Общество Сторожевой Башни издало книгу, озаглавленную словами из Матфея 6:9 — Let Your Name Be Sanctified [«Да освятится имя Твое»], в которой мы читаем:
Перевод Книги [Библии] на все большее количество языков и диалектов продолжается, чтобы Книга могла достигать все новых и новых людей, вечная жизнь которых находится в опасности. Но из многих подобных переводов мы не можем узнать имени нашего Творца, потому что вместо него используются другие слова или титулы. Такие переводы не уважают и не почитают имя и не содержат его в святости; фактически оно было скрыто от читателей, которым необходимо знать это имя для своего спасения [Let Your Name Be Sanctified. C. 12, вставка автора. См. также: Сторожевая башня. 1997. 15 августа. С. 6; 1997. 1 октября. С. 17].
Как же узнать это «имя», которое даст нам спасение? Та же публикация Сторожевой Башни объясняет:
Если наше сердце озабочено вечными интересами, мы побеспокоимся о том, чтобы познакомиться с Богом, узнать его таким, какой он есть, а не таким, каким его неверно изображают христиане. Мы можем приобрести это знание путем чтения и изучения Книги его имени, Святой Библии, и близкой связи с одобренной им видимой организацией, «людьми имени его», остатком его помазанных свидетелей, классом «верного и благоразумного раба» [Там же. С. 374-375].
Библейское учение. Правда ли, что суеверные переписчики-иудеи вычеркнули священное имя Иеговы из Библии, как утверждают Свидетели Иеговы? Абсурд! Это утверждение абсолютно необоснованно.
Особенно нелепо это утверждение звучит ввиду того, что Общество Сторожевой Башни настаивает на абсолютной точности ветхозаветных и новозаветных рукописей [Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 52-53; Библия — слово Бога или человека? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 59-60]. Так, в своей публикации «Ты можешь жить вечно в раю на земле» они ссылаются на слова сэра Фредерика Кеньона и выражают свое согласие с автором. Между тем Кеньон свидетельствует о достоверности текста как Ветхого, так и Нового Завета [Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 53].
Утверждение Сторожевой Башни, что божественное имя было удалено из Библии суеверными переписчиками, — выдумка, беспардонная ложь! И дело не только в том, что это заявление не основано на фактах, — существует огромное число фактов, свидетельствующих об обратном. И чем больше рукописей мы изучаем, тем больше убеждаемся, что древние переписчики воспроизводили библейский текст с поразительной точностью.
Как может Общество Сторожевой Башни одновременно настаивать на абсолютной точности ветхозаветных и новозаветных рукописей и утверждать, что имя Иегова было вычеркнуто из этих рукописей суеверными переписчиками-иудеями?
Мэриан Бодин говорит, что внедрение имени Иегова в Новый Завет вопреки свидетельству рукописей — это «лишь очередная попытка Свидетелей Иеговы скрыть истину о том, что Новый Завет последовательно возвеличивает имя Иисуса, а не Иеговы» [Marian Bodine. Christian Research Newsletter, «Bible Answer Man» column, May/June 1992, p. 3]. Мэриан предлагает ряд вопросов, при помощи которых можно обосновать это :
Во имя Кого мы должны собираться (Матфея 18:20; 1 Коринфянам 5:4)? Чьему имени повинуются бесы (Луки 10:17; Деяния 16:18)? Во имя Кого нам следует проповедовать покаяние и прощение (Луки 24:47)? Во имя Кого вы веруете и получаете прощение грехов (Иоанна 1:12; Деяния 10:43; 1 Иоанна 3:23; 5:13)? Чьим именем (и ничьим другим) мы обретаем спасение (Деяния 4:12)? Чье имя мы должны призывать, обращаясь к Богу с прошениями в молитвах (Иоанна 14:13, 14; 15:16; 16:23-24)? Чьи имя и власть призывали апостолы, исцеляя больных и хромых (Деяния 3:16; 4:7-10, 30)? Чье имя велел нам призывать Павел (1 Коринфянам 1:2)? Чье имя превыше любого другого имени (Ефесянам 1:21; Филиппийцам 2:9-11)? [Там же]
Очевидно, что ответ на все эти вопросы — имя Иисуса Христа. Если Свидетель Иеговы честен сам с собой, указанные стихи должны привлечь его внимание. Перечисленных ссылок на Писание более чем достаточно, чтобы понять, какое имя отличает истинных последователей Бога.
Кроме того, текст Филиппийцам 2:9-11 — где сказано, что Христу было дано имя превыше всякого имени, «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землей, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом» (ПНМ), — Павел позаимствовал из ветхозаветного отрывка, в котором речь идет о Яхве. Павел, превосходный знаток Ветхого Завета, явно намекает на слова, записанные пророком Исайей: «...Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Исайя 45:22-24). Павел использует знание Ветхого Завета, стремясь показать: что истинно в отношении Яхве, то истинно и в отношении Христа, Владыки всего человечества.
Наконец в Деяниях 1:8 записаны слова Иисуса, обращенные к апостолам: «...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Мы призваны быть свидетелями Иисуса Христа, а не Иеговы!“
Но если имя, по которому можно узнать истинных последователей Бога, — это имя Иисуса (как мы уже убедились), что же имел в виду Иисус, когда сказал: «А потому молитесь так: „Отец наш на небесах, да освятится имя Твое...“» (Матфея 6:9, ПНМ)? Прежде всего обратите внимание, что в этом стихе (как и в любом другом отрывке Писания) Иисус называет Бога не Иеговой, а Отцом. Уже один этот факт опровергает толкование Сторожевой Башни.
В древности имя считалось эквивалентом того, кто его носит. Знание имени человека было равносильно знанию его природы и существа. Соответственно, имя Бога указывает на то, каким образом Он открыл Себя человечеству. Имя Бога — отражение того, кто Он есть. Следовательно, в Матфея 6:9 речь идет не просто о почитании имени Бога, но прежде всего о почитании Личности, которую это имя представляет.
С учетом этих обстоятельств важно отметить, что слово «святить», использованное в греческом тексте, означает «почитать», «обращаться как со святыней», «высоко ценить, почитать и обожать» . Безусловно, Бог уже свят. Это молитва не о том, чтобы Бог или Его имя стали святыми, а о том, чтобы Божий народ относился к Богу и Его имени как к святыне, с почтением (ср. Исход 20:8; Левит 19:2, 32; Иезекииль 36:23; 1 Петра 1:15). Мы святим имя Бога не тем, что вслух называем Его Иеговой (словом, которого нигде — я повторяю: нигде нет в контексте), а тем, что следим за своими мыслями и поступками, чтобы ничем не уронить Его достоинство.
Антонимом слова «святить» является слово «сквернить», которое также означает «относиться с равнодушием», «пренебрегать», «не принимать всерьез». Именно так на протяжении всей истории обращались с Богом язычники. В отличие от язычников, дети Божьи должны проявлять к Нему величайшее почтение во всех своих мыслях и поступках.
читать (pdf)