3:16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
3:17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Крещение Иисуса
Учение Сторожевой Башни. Матфея 3:16-17 в «Переводе нового мира» звучит так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него. И вот, голос с небес, говорящий: „Это Сын мой, возлюбленный, я одобряю его“».
Высмеивая обычное христианское толкование этого стиха, Общество Сторожевой Башни спрашивает: «Говорил ли Бог, что он сам был своим собственным сыном, что он благоволил себе, что он послал сам себя? Нет, Бог, Творец, говорил, что он как вышестоящий благоволил нижестоящему, своему Сыну Иисусу, в порученном ему деле» [Следует ли верить в Троицу? С. 18].
По мнению Свидетелей Иеговы, Матфея 3:16-17 не доказывает, что Отец, Сын и Святой Дух — это один Бог. Как сказано в брошюре «Следует ли верить в Троицу?», Библия несколько раз упоминает Авраама, Исаака и Иакова вместе, но это не делает их «одним». Петр, Иаков и Иоанн тоже упоминаются вместе, но это не делает их «одним» [Там же. С. 23]. Следовательно, Матфея 3:16-17 не подтверждает учение о Троице.
Библейское учение. Как и Матфея 28:19 или 2 Коринфянам 13:13, эти отрывки сами по себе не доказывает истинность учения о Троице. Верующие в Троицу основывают свою веру не на одном стихе, а на совокупном свидетельстве всего Писания. Если текст Матфея 3:16-17 рассматривать наряду с другими отрывками, не остается сомнений, что учение о Троице истинно.
Сам по себе текст Матфея 3:16-17, возможно, и не доказывает, но определенно подтверждает справедливость учения о Троице. Богословски можно продемонстрировать, что три Личности, упомянутые в этом отрывке, — Отец, Сын и Святой Дух — один Бог. Свидетели Иеговы не сомневаются, что Отец есть Бог, поэтому это утверждение мы доказывать не будем. Но Иисус назван «Сыном Божиим», и это доказывает, что Он обладает той же божественной природой, что и Отец.
Хотя речевой оборот «сын такого-то» в определенном контексте может означать «потомок», гораздо чаще он используется в значении «принадлежащий к числу» [James Oliver Buswell. A Systematic Theology of the Christian Religion (Grand Rapids: Zondervan, 1979), I:105]. Например, слова «из сынов пророческих» означают «принадлежащий к числу пророков» (3 Царств 20:35), а слова «сыновья певцов» — «принадлежащий к числу певцов» (Неемия 12:28). Аналогично словосочетание «Сын Бога» означает «божественный» и указывает на ничем не ограниченное Божество.
Древние семиты и жители Востока использовали словосочетание «сын такого-то», чтобы указать на подобие или тождество природы [Райри Чарльз. Основы богословия. М: Духовное возрождение, 1997. С. 290-291]. Таким образом, когда Иисус называл Себя Сыном Божьим, Его современники-иудеи отлично понимали, что Он фактически называл Себя Богом. Бенджамин Уорфилд утверждает, что с первых дней христианства словосочетание «Сын Бога» считали абсолютно равнозначным слову «Бог» [Benjamin В. Warfield. The Person and Work of Christ. P. 77]. Вот почему, когда Иисус произнес эти слова, иудеи заявили: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он [Христос] должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Иоанна 19:7). Понимая, что Иисус отождествил себя с Богом, евреи хотели предать Его смерти за богохульство (см. Левит 24:16).
Еще одно доказательство вечного сыновства Христа находится в Послании к евреям. Во 2-м стихе 1-й главы сказано, что Бог создал Вселенную через Своего «Сына» — следовательно, Христос был Сыном Божьим еще до начала творения. Писание ясно говорит, что Христос как Сын существовал «прежде всего» (Колоссянам 1:17; сравните со стихами 13 и 14). Иисус как Сын Божий (Иоанна 8:54-56) утверждает, что Он существовал от вечности еще до Авраама (стих 58).
Таким образом, мы приходим к выводу, что в Матфея 3:16-17 об Отце и Сыне говорится с точки зрения Их вечной божественности. Это еще одно свидетельство в пользу учения о Троице. А поскольку из других отрывков мы знаем, что Святой Дух есть Бог (Деяния 5:34; 1 Коринфянам 3:16; 6:19; 2 Коринфянам 3:17; Ефесянам 2:22), текст Матфея 3:16-17 — блестящее подтверждение того, что Троица действительно существует.
читать (pdf)