А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня (глава VII).
И опять, давая ученикам власть возрождать в Бога, Он говорил им: «итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19) (Против ересей, книга III, глава XVII).
Кем бы ни был Господь наш Иисус Христос (да позволит Он пока выразиться так), Сыном какого Бога Он ни был бы, какова бы ни была природа (materia) Его человечества и Божества, какой бы веры Он ни был наставник, какое бы воздаяние ни обещал, — однако Он Сам возвещал, что Он есть, что Он был, какую волю Отца Он исполнял, что определил делать человеку, когда обитал Он на земле: возвещал или открыто, народу, или отдельно, ученикам, из коих двенадцать Он особенно приблизил к Себе, определив им быть учителями народов. Когда же один из них отпал, остальным одиннадцати, возносясь к Отцу после Воскресения, Он приказал идти и учить народы, крестя их в Отца, и Сына и Духа Святого (Мф. 28:19) (О проскрипции против еретиков 20).
Это очищение проникнуто верой, скрепленной печатью во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. Мф.28:19). Ведь если при трех свидетелях подтвердится всякое слово (Мф. 18:16), разве нам тем более не будет довольно (как залога нашей надежды) такого же числа Божественных Имен, — если при благословении они для нас и свидетели веры, и поручители спасения? А если свидетельство веры и обетование спасения утверждаются в присутствии троих, то необходимо присоединить еще и Церковь. Ибо где пребывают все Три, то есть Отец и Сын и Святой Дух, там и Церковь, которая есть тело Трех. [...] Конечно, спасение через чистую веру существовало прежде Страстей и Воскресения Господа. Но как только вера возросла, обратившись на Его Рождество, Страсти и Воскресение, то и таинство получило расширение — печать крещения, своего рода одежду веры, которая до того была нагой, а теперь уже не может существовать без исполнения закона. Ибо закон крещения был дан и форма его была предписана. Идите, — говорит Христос, — учите язычников, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). С этим законом согласуется следующее определение: Если кто не был возрожден от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5); оно связывает веру с необходимостью крещения (О крещении 6, 13).
Стих 19: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. — Сначала они учат все народы, потом поят наученных водой. Ибо не может быть, чтобы тело приняло таинство крещения, если душа прежде не восприняла истины веры. А принимают крещение они во Имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы один дар был от Тех, божество Которых едино: и имя Троицы — один Бог.
Стих 20: Уча их соблюдать все, что Я повелел вам. — Особый порядок: Он повелел апостолам, чтобы они сначала учили все народы, потом насыщали таинством веры, а после веры и крещения учили всему, что нужно соблюдать. А чтобы мы не подумали, что это повеленное легко и незначительно, Он присоединил: Все, что Я заповедал вам. Так что те, которые уверуют и будут крещены в Троицу, пусть соблюдают все, что повелено (Четыре книги толкования на Евангелие от Матфея).
«Имя» Святого Духа
Учение Сторожевой Башни. Матфея 28:19 в «Переводе нового мира» звучит так: «А потому идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа…». Из этого стиха явствует, что Святой Дух — личность, поскольку и Отец, и Сын являются личностями, а слово «имя» относится к Духу в той же мере, что и к Отцу, и к Сыну. Но Свидетели Иеговы с этим не согласятся.
Они утверждают, что слово «имя» не всегда означает имя собственное. Например, говоря: «именем закона»,— мы не подразумеваем некую личность. Скорее, мы указываем на то, что закон символизирует, — на его власть. В брошюре «Следует ли верить в Троицу?» говорится, что «имя» — обычный способ указать на «силу или власть» [Следует ли верить в Троицу? С. 22]. Именно в таком смысле слово «имя» якобы использовано в Матфея 28:19 [Сторожевая башня. 1992. 1 февраля. С. 14-15]. Следовательно, этот стих нельзя использовать как основание для веры в личность Святого Духа.
Библейское учение. Прежде всего следует задуматься над заявлением Сторожевой Башни о том, что слово «имя» далеко не всегда обозначает имя собственное. На самом деле все выглядит как раз наоборот: греческое слово, переводимое как «имя», в Новом Завете почти всегда означает реальную личность. Как говорит Роберт Боумэн: «Греческое слово, означающее „имя“ (onoma), в Новом Завете встречается примерно 228 раз и во всех случаях, за исключением четырех географических названий (Марка 14:32; Луки 1:26; 24:13; Деяния 28:7; см. также Откровение 3:12), всегда относится к личности» [Robert М. Bowman. P. 115]. А поскольку в Матфея 28:19 слово «имя» использовано применительно к Отцу, Сыну и Святому Духу, присутствие личностного элемента в этой фразе представляется довольно очевидным, поскольку Отец и Сын — несомненные личности. Соответственно, Святой Дух тоже должен быть личностью.
А как быть с утверждением Сторожевой Башни, что слово «имя» может обозначать силу или власть? Изучение Писания ясно показывает, что это слово действительно может обозначать силу и власть, — но это всегда сила и власть личности [Там же]. Это слово никогда не обозначает силу и власть некой энергии или вещи.
читать (pdf)