Рассказывая о погребении Иуды, Матфей пишет: "Тогда исполнилось реченное пророком Иеремией: "Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 'и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь'" (Мф. 27:9-10). Предположительно, проблема заключается в том, что цитата взята из книги Захарии, а не из книги Иеремии.
Прежде чем разбираться в этом вопросе, стоит спросить себя, имеет ли смысл эта "ошибка". Можно ли поверить, что умный, образованный еврей мог допустить подобную ошибку? Даже если Матфея должны были счесть предателем, когда он стал сборщиком налогов, можно предположить, что он был умен и знаком со своим еврейским наследием. Во всяком случае, это должно заставить нас задуматься.
Дело в том, что еврейское мышление воспринимает пророчество тремя разными способами.
Иногда пророчества находят буквальное исполнение в Иисусе - например, Исаия 52:13-53:10. Именно так мы сегодня обычно понимаем пророчества.
Иногда встречается типологическое исполнение. Это означает, что Бог совершает некое действие несколько раз, и первое событие ("прообраз") находит более полное и значительное исполнение во втором событии ("образ"). Самый яркий пример - Матфея 2:15 и возвращение Иисуса из Египта в Назарет. "...да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 'из Египта воззвал Я Сына Моего'", - ссылка на книгу Осии 11:1. Спасение народа Израиля, который был Божьим "сыном" (у Осии), типологически исполнилось в великом Божьем Сыне, Иисусе (у Матфея). Израиль - "прообраз" большего образа, Иисуса.
Иногда новозаветный автор охотно объединяет несколько фраз из разных ветхозаветных отрывков и рассматривает их как единое пророчество - например, у Матфея сказано, что Иисус "придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется" (Мф. 2:23). В "буквальном" смысле такого пророчества не существует.
В Захарии 11:12–13 сказано: “И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника”.
Сходство с Иудой очевидно. Тридцать сребреников. Деньги брошены в храм. Но обратите внимание на различия. В книге Захарии нет упоминания о поле, и деньги не используются для покупки чего-либо, и брошены горшечнику, а не начальникам, как в Евангелии от Матфея. Эти отличия должны служить подсказкой, что происходит не буквальное исполнение пророчества, а нечто иное.
Еще больше осложняет ситуацию значительная разница между целями, с которыми пишут Захария и Матфей. Эта разница также должна предостеречь нас от того, чтобы рассматривать текст как буквальное пророчество (#1). В Захарии 11:4-17 пастыри Израиля не справились со своей работой, поэтому Захария совершает пророческое действие и предсказывает грядущую гибель народа. За работу ему заплатили 30 сребреников - цену раба, и Захария бросил их горшечнику в храме, продемонстрировав тем самым, что люди отвергли Бога как своего пастыря.
Большинство людей понимают, что некоторые отрывки из книги Иеремии тоже могут быть одним из источников текста, приведенного Матфеем. В Иеремии 18:2-6 пророк приходит в дом горшечника и видит, что горшечник волен менять форму горшка, как ему заблагорассудится. Точно так же Господь волен делать с народом все, что пожелает, в том числе уничтожить, если тот не покается. Иуда был уничтожен. В Иеремии 32:6-7 пророк предсказывает разрушение Иерусалима и заключение в тюрьму царя Седекии. Несмотря на грядущее разрушение города, Иеремия получает повеление купить поле как залог грядущего искупления. В книге Захарии покупка поля не упоминается. В 19-й главе Иеремии пророк покупает у горшечника кувшин за 17 сиклей и берет с собой несколько старейшин и священников в долину сыновей Енномовых, переименованную в Долину убиения. Он разбивает кувшин горшечника, чтобы проиллюстрировать погибель, которой Господь накажет их за грех: долина станет местом погребения мертвых. К сожалению, мы не знаем точного местоположения поля, которое было куплено на деньги Иуды. Большинство полагает, что оно находилось в долине Гинном, - возможно, в том месте, где она пересекается с долиной Кидрон. Если так, между текстами Иеремии и Матфея возникает тесная связь.
Обратите внимание на сходство с текстом из Евангелия от Матфея. Здесь речь идет о горшечнике. Бог волен наказывать за грех. Приобретается поле (о чем не сказано у Захарии). Иеремия получает плату (но не 30 сребреников). Он ведет старейшин и священников (которые оплатили предательство Иуды) в долину сыновей Енномовых - вероятно, в то же место, где находилось поле горшечника, купленное на деньги Иуды. Оба места предназначены для погребения мертвых. Затем он идет в храм и повторяет пророчество - на том же месте, куда Иуда бросил серебро.
По всей видимости, Матфей берет фразы из Захарии и Иеремии и смешивает их, чтобы донести до читателя нужную ему мысль. Р. Т. Франс называет цитату Матфея "мозаикой из библейских образов". Дональд Карсон комментирует: "Справедливо будет сказать, что источником цитаты, судя по всему, был текст Иеремии 19:1-13, а большинство фраз были взяты из книги Захарии… Матфей упоминает только Иеремию, - возможно, потому, что из двух пророков он более важен, а возможно, и потому, что, хотя Иеремия 19 - менее очевидная ссылка, она более важна с точки зрения пророчества и его исполнения". Некоторые ученые полагают, что Матфей ссылается на Иеремию, чтобы люди не пропустили более значимые отголоски пророчества Иеремии. Сочетание образов указывает на Иуду, и как Захария, так и Иеремия предсказывают, что в будущем грех будет уничтожен. Все это в понимании Матфея представляет собой пророчество (#2 и #3) об Иуде.
Одним словом, Матфей, вероятно, опирается не только на Захарию, поскольку между текстом Евангелия и пророчеством Захарии есть заметные различия, а Иеремия - более значимый пророк, особенно в Евангелии от Матфея (2:17; 16:14), поэтому вполне разумно, что Матфей приписывает "мозаичное" пророчество Иеремии. Марк поступает так же, объединяя пророчества Исаии и Малахии и приписывая их более значимому пророку - Исаии (Марка 1:2, цитата из Исаии 43:3 и Малахии 3:1).
Некоторые тексты кажутся противоречивыми лишь на первый взгляд, если не доставлять себе труда понять мысли автора. Зачастую все гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Рассказывая о погребении Иуды, Матфей пишет: "Тогда исполнилось реченное пророком Иеремией: "Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 'и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь'" (Мф. 27:9-10). Предположительно, проблема заключается в том, что цитата взята из книги Захарии, а не из книги Иеремии.
Прежде чем разбираться в этом вопросе, стоит спросить себя, имеет ли смысл эта "ошибка". Можно ли поверить, что умный, образованный еврей мог допустить подобную ошибку? Даже если Матфея должны были счесть предателем, когда он стал сборщиком налогов, можно предположить, что он был умен и знаком со своим еврейским наследием. Во всяком случае, это должно заставить нас задуматься.
Дело в том, что еврейское мышление воспринимает пророчество тремя разными способами.
В Захарии 11:12–13 сказано: “И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника”.
Сходство с Иудой очевидно. Тридцать сребреников. Деньги брошены в храм. Но обратите внимание на различия. В книге Захарии нет упоминания о поле, и деньги не используются для покупки чего-либо, и брошены горшечнику, а не начальникам, как в Евангелии от Матфея. Эти отличия должны служить подсказкой, что происходит не буквальное исполнение пророчества, а нечто иное.
Еще больше осложняет ситуацию значительная разница между целями, с которыми пишут Захария и Матфей. Эта разница также должна предостеречь нас от того, чтобы рассматривать текст как буквальное пророчество (#1). В Захарии 11:4-17 пастыри Израиля не справились со своей работой, поэтому Захария совершает пророческое действие и предсказывает грядущую гибель народа. За работу ему заплатили 30 сребреников - цену раба, и Захария бросил их горшечнику в храме, продемонстрировав тем самым, что люди отвергли Бога как своего пастыря.
Большинство людей понимают, что некоторые отрывки из книги Иеремии тоже могут быть одним из источников текста, приведенного Матфеем. В Иеремии 18:2-6 пророк приходит в дом горшечника и видит, что горшечник волен менять форму горшка, как ему заблагорассудится. Точно так же Господь волен делать с народом все, что пожелает, в том числе уничтожить, если тот не покается. Иуда был уничтожен. В Иеремии 32:6-7 пророк предсказывает разрушение Иерусалима и заключение в тюрьму царя Седекии. Несмотря на грядущее разрушение города, Иеремия получает повеление купить поле как залог грядущего искупления. В книге Захарии покупка поля не упоминается. В 19-й главе Иеремии пророк покупает у горшечника кувшин за 17 сиклей и берет с собой несколько старейшин и священников в долину сыновей Енномовых, переименованную в Долину убиения. Он разбивает кувшин горшечника, чтобы проиллюстрировать погибель, которой Господь накажет их за грех: долина станет местом погребения мертвых. К сожалению, мы не знаем точного местоположения поля, которое было куплено на деньги Иуды. Большинство полагает, что оно находилось в долине Гинном, - возможно, в том месте, где она пересекается с долиной Кидрон. Если так, между текстами Иеремии и Матфея возникает тесная связь.
Обратите внимание на сходство с текстом из Евангелия от Матфея. Здесь речь идет о горшечнике. Бог волен наказывать за грех. Приобретается поле (о чем не сказано у Захарии). Иеремия получает плату (но не 30 сребреников). Он ведет старейшин и священников (которые оплатили предательство Иуды) в долину сыновей Енномовых - вероятно, в то же место, где находилось поле горшечника, купленное на деньги Иуды. Оба места предназначены для погребения мертвых. Затем он идет в храм и повторяет пророчество - на том же месте, куда Иуда бросил серебро.
По всей видимости, Матфей берет фразы из Захарии и Иеремии и смешивает их, чтобы донести до читателя нужную ему мысль. Р. Т. Франс называет цитату Матфея "мозаикой из библейских образов". Дональд Карсон комментирует: "Справедливо будет сказать, что источником цитаты, судя по всему, был текст Иеремии 19:1-13, а большинство фраз были взяты из книги Захарии… Матфей упоминает только Иеремию, - возможно, потому, что из двух пророков он более важен, а возможно, и потому, что, хотя Иеремия 19 - менее очевидная ссылка, она более важна с точки зрения пророчества и его исполнения". Некоторые ученые полагают, что Матфей ссылается на Иеремию, чтобы люди не пропустили более значимые отголоски пророчества Иеремии. Сочетание образов указывает на Иуду, и как Захария, так и Иеремия предсказывают, что в будущем грех будет уничтожен. Все это в понимании Матфея представляет собой пророчество (#2 и #3) об Иуде.
Одним словом, Матфей, вероятно, опирается не только на Захарию, поскольку между текстом Евангелия и пророчеством Захарии есть заметные различия, а Иеремия - более значимый пророк, особенно в Евангелии от Матфея (2:17; 16:14), поэтому вполне разумно, что Матфей приписывает "мозаичное" пророчество Иеремии. Марк поступает так же, объединяя пророчества Исаии и Малахии и приписывая их более значимому пророку - Исаии (Марка 1:2, цитата из Исаии 43:3 и Малахии 3:1).
Некоторые тексты кажутся противоречивыми лишь на первый взгляд, если не доставлять себе труда понять мысли автора. Зачастую все гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд.