24:3. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
Учение Сторожевой Башни. Матфея 24:3 в «Переводе нового мира» звучит так: «Когда он сидел на Масличной горе, ученики подошли к нему отдельно от других и спросили: „Скажи нам, когда это будет, и что будет признаком твоего присутствия и завершения системы вещей?“». Обратите внимание, что Общество Сторожевой Башни заменяет «пришествие» на «присутствие». На основании этого искаженного перевода рядовых Свидетелей Иеговы учат, что Иисус невидимо вернулся в 1914 году и с тех пор всегда духовно пребывает с нами [Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 341. См. также: Сторожевая башня. 1996. 15 августа. С. 9-14].
Почему они решили, что второе пришествие было незримым? В книге «Самый великий человек, который когда-либо жил» читаем: «Люди не могут видеть ангелов в небесной славе. Следовательно, приход Сына Человеческого с ангелами должен быть невидимым для глаз человеческих» [Самый великий человек, который когда-либо жил. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1991. [Раздел] 111].
Не забывайте, что, по учению Общества Сторожевой Башни, Иисус был «воскрешен» из мертвых как духовное существо — архангел Михаил. Физически Он не воскрес из мертвых. Следовательно, Иисус никак не может вернуться физическим, видимым образом. Он воскрес как невидимое духовное существо — и вернуться Он должен также как невидимое духовное существо.
По учению Свидетелей Иеговы, последние времена уже начались, и с 1914 года Христос «духовно» присутствует в мире [Reasoning from the Scriptures. P. 234]. Какие признаки указывают, что мы живем в последние дни? Какого-то одного абсолютного признака нет, но все признаки в совокупности ясно говорят об этом. Так называемый «совокупный» признак того, что мы живем в последние дни, включает в себя следующие элементы: народ восстает на народ (Матфея 24:7), недостаток продуктов питания (Матфея 24:7), сильнейшие землетрясения (Луки 21:11); губительные эпидемии (Луки 21:11); усиление «беззакония» (Матфея 24:11-12); люди «лишаются чувств от страха» перед тем, что происходит на земле (Луки 21:25-26); последователи Христа гонимы (Матфея 24:9); и благая весть о царстве проповедуется по всему миру (Матфея 24:14).
Все та же изданная Сторожевой Башней книга «Самый великий человек, который когда-либо жил» сообщает: «Подробное рассмотрение мировых событий с 1914 года открывает, что это важное пророчество Иисуса исполняется с того года в большем масштабе» [Самый великий человек, который когда-либо жил. [Раздел] 111].
Мы лишили бы себя возможности заметить зловещий «признак», если бы не понимали, что конец всемирной системы вещей ознаменован подобными событиями, происходящими с 1914 года. Начиная с того незабываемого года эта всемирная система вещей может быть низложена перед лицом всего человечества за самые кровопролитные войны в истории человечества; за нехватку пищи, в которой во многом виновны сами люди; за эпидемии, вызванные проступками людей; за рост беззакония; за охладение божественного свойства любви; за предательство, совершенное против человечества; за открытую ненависть к христианам, которые противодействовали ложным пророкам, проповедуя «эту благую весть о Царстве» всему населению земли во «свидетельство всем народам», и гонения на них [Man's Salvation Out of World Distress At Hand! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 23].
Поскольку потрясающие мир события начали стремительно сменять друг друга после 1914 года, руководство Сторожевой Башни считает, что Христос пришел и начал Свое духовное правление именно в том году [Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 141]. Следовательно, конец этой всемирной системы уже должен быть близок.
Библейское учение. Прежде всего, давайте отметим, что греческое слово parousia (пришествие) имеет несколько слегка отличных друг от друга значений, в том числе «присутствие», «физическое присутствие», «пришествие» и «прибытие» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: The University of Chicago Press, 1957), p. 635]. В словаре У. Вайна говорится, что слово parousia «обозначает как „прибытие“, так и последующее „пребывание“. К примеру, некая женщина в своем папирусном письме говорит о необходимости ее parousia в каком-то месте, чтобы позаботиться о делах, связанных с ее тамошней собственностью» [Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W. E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 111]. Слово parousia также использовано для описания физического «пребывания» Христа с учениками на горе преображения (2 Петра 1:16).
В Новом Завете слово parousia многократно используется без какого-либо намека на невидимость. Например:
В 1 Коринфянам 16:17 апостол Павел говорит: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше…».
Во 2 Коринфянам 7:6-7 Павел говорит: «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас…».
Во 2 Коринфянам 10:10 Павел цитирует чьи-то слова о себе: «…в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна…».
Филиппийцам Павел сообщает: «И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии» (Филиппийцам 1:25-26).
В том же послании Павел пишет: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение…» (2:12). (Заметьте, что Павел говорит о физическом присутствии и отсутствии.)
Джозеф Тэйер в своем лексиконе объясняет слово parousia так: «В Новом Завете это слово употребляется, главным образом, в отношении пришествия, т. е. грядущего видимого возвращения Иисуса, Мессии, с небес для воскрешения мертвых, совершения последнего суда и официального и славного установления Царства Божьего» [J. H. Thayer. A Greek-English Lexicon of the New Testament (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963), p. 490]. Здесь нет и намека на невидимость.
В библейские времена слово parousia использовалось для описания визита царя или другого официального лица. Вполне возможно, что в Матфея 24:3 ученики Христа использовали это слово именно в таком значении [Это признают и сами Свидетели Иеговы. См.: Сторожевая башня. 1996. 15 августа. С. 11. — Примеч. науч. ред.]. Как отмечает толкователь Стэнли Туссен, ученики «были убеждены, что Иисус — Мессия, Которому во время Своего пришествия еще предстоит явить Себя Царем Израиля» [Stanley D. Toussaint. BeholdtheKing: AStudyofMatthew (Portland, OR: MultnomahPress, 1980), p. 269]. Экзегет Роберт Гандри разделяет это мнение и пишет, что слово parousia в Матфея 24:3 употребляется «в соответствии с его значением „визит сановных лиц“… оно указывает на публичность пришествия Сына Человеческого» [Robert H. Gundry. Matthew (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982), p. 476].
Помимо слова parousia, для описания второго пришествия Христа в Новом Завете используются и другие греческие слова. Например, слово apokalupsis, которое означает «откровение», «видимое раскрытие», «разоблачение» и «снятие покрова» с чего-то скрытого. Это слово используется, когда речь идет о снятии покрова со статуи, чтобы все могли ее увидеть. Это же слово используется в 1 Петра 4:13 применительно ко второму пришествию: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете». Употребление слова apokalupsis для описания второго пришествия ясно указывает на то, что пришествие будет зримым,, и его увидит все человечество.
Греческое слово apokalupsisтесно связано с идеей славы. Употребленное в отношении Бога и Христа, это слово описывает яркое проявление личности Бога, Его откровение Себя человеку в сиянии славы [The New International Dictionary of New Testament Theology, ed. Colin Brown, vol. 2 (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1979), p. 45]. Различные варианты его употребления в Писании подтверждают такое заключение. Например, явления Бога во славе всегда сопровождаются сиянием света (Матфея 17:2; 1 Тимофею 6:16; Откровение 1:16). Более того, Бог в Писании часто «показывает» или «являет» Свою славу людям (Исход 16:10; Второзаконие 5:24), и люди «видят» ее (Исход 16:7; 33:18; Исаия 40:5), что подчеркивает ее зримую природу. Именно эта зримая слава Христа откроется (apokalupsis) при втором пришествии (см. 1 Петра 4:13).
Еще одно греческое слово, которое используется для описания второго пришествия Христа, — epiphaneia, означающее «появление». [Как указывает греческо-русский словарь Вейсмана, это слово также означает «внешний блеск, наружность» — Прим. научн. ред.]. В словаре Вайна есть несколько примеров того, что в античной литературе это слово указывает на чье-то физическое, зримое появление [Vine's Expository Dictionary of Biblical Words. P. 32].
Павел несколько раз употребляет слово epiphaneia, говоря о зримом втором пришествии Христа [Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), pp. 72-73]. Так, например, в Титу 2:13 апостол говорит об ожидании «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В 1 Тимофею 6:14 Павел увещевает Тимофея «соблюсти заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа».
Примечательно, что первое пришествие Христа — которое было и телесным, и зримым (Слово стало плотью) — названо словом epiphaneia (2 Тимофею 1:10). Второе пришествие Христа точно так же будет и телесным, и зримым. Какие бы слова ни использовали библейские писатели, — parousia, apokalupsis, epiphaneia— все Писание указывает на то, что второе пришествие Христа будет видимым для всего человечества (см. Даниил 7:13; Захария 9:14; 12:10; Матфея 16:27-28; Марка 1:2; Иоанна 1:51; 2 Тимофею 4:1).
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 331-336.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
«Духовное» второе пришествие?
Учение Сторожевой Башни. Матфея 24:3 в «Переводе нового мира» звучит так: «Когда он сидел на Масличной горе, ученики подошли к нему отдельно от других и спросили: „Скажи нам, когда это будет, и что будет признаком твоего присутствия и завершения системы вещей?“». Обратите внимание, что Общество Сторожевой Башни заменяет «пришествие» на «присутствие». На основании этого искаженного перевода рядовых Свидетелей Иеговы учат, что Иисус невидимо вернулся в 1914 году и с тех пор всегда духовно пребывает с нами [Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 341. См. также: Сторожевая башня. 1996. 15 августа. С. 9-14].
Почему они решили, что второе пришествие было незримым? В книге «Самый великий человек, который когда-либо жил» читаем: «Люди не могут видеть ангелов в небесной славе. Следовательно, приход Сына Человеческого с ангелами должен быть невидимым для глаз человеческих» [Самый великий человек, который когда-либо жил. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1991. [Раздел] 111].
Не забывайте, что, по учению Общества Сторожевой Башни, Иисус был «воскрешен» из мертвых как духовное существо — архангел Михаил. Физически Он не воскрес из мертвых. Следовательно, Иисус никак не может вернуться физическим, видимым образом. Он воскрес как невидимое духовное существо — и вернуться Он должен также как невидимое духовное существо.
По учению Свидетелей Иеговы, последние времена уже начались, и с 1914 года Христос «духовно» присутствует в мире [Reasoning from the Scriptures. P. 234]. Какие признаки указывают, что мы живем в последние дни? Какого-то одного абсолютного признака нет, но все признаки в совокупности ясно говорят об этом. Так называемый «совокупный» признак того, что мы живем в последние дни, включает в себя следующие элементы: народ восстает на народ (Матфея 24:7), недостаток продуктов питания (Матфея 24:7), сильнейшие землетрясения (Луки 21:11); губительные эпидемии (Луки 21:11); усиление «беззакония» (Матфея 24:11-12); люди «лишаются чувств от страха» перед тем, что происходит на земле (Луки 21:25-26); последователи Христа гонимы (Матфея 24:9); и благая весть о царстве проповедуется по всему миру (Матфея 24:14).
Все та же изданная Сторожевой Башней книга «Самый великий человек, который когда-либо жил» сообщает: «Подробное рассмотрение мировых событий с 1914 года открывает, что это важное пророчество Иисуса исполняется с того года в большем масштабе» [Самый великий человек, который когда-либо жил. [Раздел] 111].
Мы лишили бы себя возможности заметить зловещий «признак», если бы не понимали, что конец всемирной системы вещей ознаменован подобными событиями, происходящими с 1914 года. Начиная с того незабываемого года эта всемирная система вещей может быть низложена перед лицом всего человечества за самые кровопролитные войны в истории человечества; за нехватку пищи, в которой во многом виновны сами люди; за эпидемии, вызванные проступками людей; за рост беззакония; за охладение божественного свойства любви; за предательство, совершенное против человечества; за открытую ненависть к христианам, которые противодействовали ложным пророкам, проповедуя «эту благую весть о Царстве» всему населению земли во «свидетельство всем народам», и гонения на них [Man's Salvation Out of World Distress At Hand! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 23].
Поскольку потрясающие мир события начали стремительно сменять друг друга после 1914 года, руководство Сторожевой Башни считает, что Христос пришел и начал Свое духовное правление именно в том году [Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 141]. Следовательно, конец этой всемирной системы уже должен быть близок.
Библейское учение. Прежде всего, давайте отметим, что греческое слово parousia (пришествие) имеет несколько слегка отличных друг от друга значений, в том числе «присутствие», «физическое присутствие», «пришествие» и «прибытие» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: The University of Chicago Press, 1957), p. 635]. В словаре У. Вайна говорится, что слово parousia «обозначает как „прибытие“, так и последующее „пребывание“. К примеру, некая женщина в своем папирусном письме говорит о необходимости ее parousia в каком-то месте, чтобы позаботиться о делах, связанных с ее тамошней собственностью» [Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W. E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 111]. Слово parousia также использовано для описания физического «пребывания» Христа с учениками на горе преображения (2 Петра 1:16).
В Новом Завете слово parousia многократно используется без какого-либо намека на невидимость. Например:
В 1 Коринфянам 16:17 апостол Павел говорит: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше…».
Во 2 Коринфянам 7:6-7 Павел говорит: «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас…».
Во 2 Коринфянам 10:10 Павел цитирует чьи-то слова о себе: «…в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна…».
Филиппийцам Павел сообщает: «И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии» (Филиппийцам 1:25-26).
В том же послании Павел пишет: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение…» (2:12). (Заметьте, что Павел говорит о физическом присутствии и отсутствии.)
Джозеф Тэйер в своем лексиконе объясняет слово parousia так: «В Новом Завете это слово употребляется, главным образом, в отношении пришествия, т. е. грядущего видимого возвращения Иисуса, Мессии, с небес для воскрешения мертвых, совершения последнего суда и официального и славного установления Царства Божьего» [J. H. Thayer. A Greek-English Lexicon of the New Testament (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963), p. 490]. Здесь нет и намека на невидимость.
В библейские времена слово parousia использовалось для описания визита царя или другого официального лица. Вполне возможно, что в Матфея 24:3 ученики Христа использовали это слово именно в таком значении [Это признают и сами Свидетели Иеговы. См.: Сторожевая башня. 1996. 15 августа. С. 11. — Примеч. науч. ред.]. Как отмечает толкователь Стэнли Туссен, ученики «были убеждены, что Иисус — Мессия, Которому во время Своего пришествия еще предстоит явить Себя Царем Израиля» [Stanley D. Toussaint. Behold the King: A Study of Matthew (Portland, OR: Multnomah Press, 1980), p. 269]. Экзегет Роберт Гандри разделяет это мнение и пишет, что слово parousia в Матфея 24:3 употребляется «в соответствии с его значением „визит сановных лиц“… оно указывает на публичность пришествия Сына Человеческого» [Robert H. Gundry. Matthew (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982), p. 476].
Помимо слова parousia, для описания второго пришествия Христа в Новом Завете используются и другие греческие слова. Например, слово apokalupsis, которое означает «откровение», «видимое раскрытие», «разоблачение» и «снятие покрова» с чего-то скрытого. Это слово используется, когда речь идет о снятии покрова со статуи, чтобы все могли ее увидеть. Это же слово используется в 1 Петра 4:13 применительно ко второму пришествию: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете». Употребление слова apokalupsis для описания второго пришествия ясно указывает на то, что пришествие будет зримым,, и его увидит все человечество.
Греческое слово apokalupsis тесно связано с идеей славы. Употребленное в отношении Бога и Христа, это слово описывает яркое проявление личности Бога, Его откровение Себя человеку в сиянии славы [The New International Dictionary of New Testament Theology, ed. Colin Brown, vol. 2 (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1979), p. 45]. Различные варианты его употребления в Писании подтверждают такое заключение. Например, явления Бога во славе всегда сопровождаются сиянием света (Матфея 17:2; 1 Тимофею 6:16; Откровение 1:16). Более того, Бог в Писании часто «показывает» или «являет» Свою славу людям (Исход 16:10; Второзаконие 5:24), и люди «видят» ее (Исход 16:7; 33:18; Исаия 40:5), что подчеркивает ее зримую природу. Именно эта зримая слава Христа откроется (apokalupsis) при втором пришествии (см. 1 Петра 4:13).
Еще одно греческое слово, которое используется для описания второго пришествия Христа, — epiphaneia, означающее «появление». [Как указывает греческо-русский словарь Вейсмана, это слово также означает «внешний блеск, наружность» — Прим. научн. ред.]. В словаре Вайна есть несколько примеров того, что в античной литературе это слово указывает на чье-то физическое, зримое появление [Vine's Expository Dictionary of Biblical Words. P. 32].
Павел несколько раз употребляет слово epiphaneia, говоря о зримом втором пришествии Христа [Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), pp. 72-73]. Так, например, в Титу 2:13 апостол говорит об ожидании «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В 1 Тимофею 6:14 Павел увещевает Тимофея «соблюсти заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа».
Примечательно, что первое пришествие Христа — которое было и телесным, и зримым (Слово стало плотью) — названо словом epiphaneia (2 Тимофею 1:10). Второе пришествие Христа точно так же будет и телесным, и зримым. Какие бы слова ни использовали библейские писатели, — parousia, apokalupsis, epiphaneia — все Писание указывает на то, что второе пришествие Христа будет видимым для всего человечества (см. Даниил 7:13; Захария 9:14; 12:10; Матфея 16:27-28; Марка 1:2; Иоанна 1:51; 2 Тимофею 4:1).
читать (pdf)