23:34. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
[В 1995 году Общество Сторожевой Башни, по-видимому, поняло, что далее оттягивать исполнение пророчества о поколении 1914 года уже просто некуда. Как бы то ни было, 1 ноября 1995 года в журнале «Сторожевая башня» появилась статья, в которой руководство Сторожевой Башни отреклось от прежнего истолкования Матфея 24:34.
Горя желанием увидеть конец этой злой системы, служители Иеговы порой строили догадки о времени, когда грянет «великая скорбь», даже связывая эту дату с продолжительностью жизни рода 1914 года и пытаясь вычислить ее. Однако мы приобретаем «сердце мудрое» не рассуждениями о том, сколько лет или дней живет род, но тем, что размышляем, как «счислять дни наши» в радостном восхвалении Иеговы (Псалтирь 89:12). Слово «род», как его употреблял Иисус, не диктует правило для отсчета времени, но относится преимущественно к живущим в определенный исторический период современным людям с их отличительными особенностями. […] В заключительном исполнении пророчества Иисуса в наше время под «родом сим», по- видимому, подразумеваются народы земли, которые увидят признак присутствия Христа, но не исправятся, (с. 17-18, 19).
Очевидно, что Сторожевая Башня в очередной раз пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Руководителям организации следовало бы просить прощения у всех своих последователей и других людей, которых они обманывали в течение без малого 30 лет. Они же пошли иным путем: пытаясь сохранить лицо, опять свалили всю вину на каких-то абстрактных «служителей Иеговы», которые якобы «порой строили догадки» о поколении 1914 года. — Примеч. науч. ред.]
Учение Сторожевой Башни. Евангелие от Матфея 24:34 в «Переводе нового мира» звучит так: «Истинно говорю вам, что не пройдет это поколение, как все это произойдет». Общество Сторожевой Башни внушает Свидетелям Иеговы, что под «этим поколением» имеется в виду поколение 1914 года. По словам Общества, именно эта группа людей не умрет, пока «все это» (т. е. пророчества, в том числе и Армагеддон) не произойдет.
Анализ того, как Общество Сторожевой Башни толковало этот стих на протяжении своей истории, чрезвычайно поучителен. В 1968 году Общество еще говорило своим последователям, что Свидетели Иеговы, которым в 1914 году было 15 лет, доживут до конца этой системы вещей. Один из номеров журнала «Пробудитесь!» за 1968 год объяснял словосочетание «это поколение» таким образом:
Иисус явно говорил о людях достаточно взрослых, чтобы с пониманием засвидетельствовать события, сопровождавшие начало «последних дней»… Даже если предположить, что пятнадцатилетние подростки достаточно понятливы, чтобы осознать смысл произошедшего в 1914 году, самому молодому представителю «этого поколения» сейчас все равно уже почти 70 лет… Иисус сказал, что конец этого развращенного мира наступит раньше, чем это поколение будет унесено смертью [Пробудитесь! 1968. 8 октября. [На англ. яз.]. P. 13].
Примерно десять лет спустя, в 1978 году, журнал «Сторожевая башня» утверждал: «Таким образом, когда мы прилагаем это к нашим временам, слово „поколение“ логически невозможно применять к младенцам, рожденным во время Первой мировой войны» [Сторожевая башня. 1978. 1 октября. [На англ. яз.]. P. 31]. В то время Общество Сторожевой Башни, очевидно, все еще полагало, что кульминацию человеческой истории увидят люди, которые в 1914 году были подростками.
Дэвид Рид по этому поводу замечает: «Стоит лишь подсчитать, что человеку, которому в 1914 году было 15 лет, в 1924 году будет уже 25, в 1934 году — 35, а в 1984 году — 85, и вы увидите, что к середине 1980-х годов поколение, которое, по мнению Сторожевой Башни, не должно „пройти“, уже почти полностью умерло. Пророчество практически провалилось. Однако руководители [Сторожевой Башни] не стали изменять пророчество — они просто растянули границы поколения» [David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 57].
Журнал «Сторожевая башня» за 1980 год объяснял слова «это поколение» так: «Это поколение людей, которые видели катастрофические события, происходившие начиная с 1914 года и далее в связи с Первой мировой войной… Если предположить, что 10 лет — как раз тот возраст, когда событие оставляет неизгладимое впечатление…» [Сторожевая башня. 1980. 15 октября. [На англ. яз.]. P. 31]. Руководители Сторожевой Башни снизили возраст с 15 до 10 лет, чтобы добавить быстро умиравшему поколению еще пять лет жизни.
Однако принятое в 1980 году решение не устранило проблему. Нужен был новый шаг. И в журнале «Сторожевая башня» за 1984 год можно прочесть следующее: «Если Иисус использовал слово „поколение“ в том смысле, и мы применим его к 1914 году, то младенцам из того поколения сейчас по 70 лет и больше… Некоторые из них „не пройдут, как все это произойдет“» [Сторожевая башня. 1984. 15 мая. [На англ. яз.]. P. 5].
Аналогично, в журнале «Сторожевая башня» за 1985 год говорилось: «Божье правосудие должно свершиться прежде, чем поколение 1914 года полностью умрет» [Сторожевая башня. 1985. 1 мая. [На англ. яз.]. P. 4]. Журнал «Пробудитесь!» за 1988 год писал: «Большая часть поколения 1914 года уже умерла. Но на земле все еще есть миллионы тех, кто родился в том году или раньше… Слова Иисуса исполнятся: „это поколение не пройдет, пока все это не произойдет“» [Пробудитесь! 1988. 8 апреля. [На англ. яз.]. P. 14].
Книга Reasoning from the Scriptures (1989) отмечала, что времени остается все меньше: «„Поколение“, жившее при начале исполнения признака 1914 года, теперь уже находится в весьма преклонном возрасте. Времени, должно быть, остается очень мало. Существующие в мире условия указывают на то, что именно так и обстоит дело» [Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 239].
Библейское учение. Как правило, христиане придерживаются одного из двух основных толкований Матфея 24:34. Согласно первому из них, в 34-м стихе Христос говорит о том, что люди, которые увидят признаки, описанные в начале 24-й главы (эти знамения связаны с будущим временем Великой Скорби), еще при своей жизни увидят возвращение Христа. Иудеи верили, что Великая Скорбь продлится всего семь лет (Даниил 9:24-27), а потому живущие в начале этого периода, скорее всего, доживут до момента, когда через семь лет увидят второе пришествие (за исключением тех, кто лишится жизни в это смутное время).
Исследователь Библии Норман Гайслер говорит:
Поколение, которое увидит начало этих событий: мерзость запустения (ст. 15); великая скорбь, какой не было от начала мира (ст. 21); знамение Сына Человеческого на небе (ст. 30) и т. д., — все еще будет живо, когда эти кары закончатся. А поскольку общепризнанно, что Скорбь — это период около семи лет (Дан. 9:27; ср. Отк. 11:2) в конце времен, значит, Иисус имел в виду, что «род сей», видевший начало испытаний, все еще будет жив по их окончании [Norman Geisler and Thomas Howe. When Critics Ask: A Popular Handbook of Bible Difficulties (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 359].
Другие христиане полагают, что слово «род» использовано здесь в значении «народ, родня, семья, племя». В таком случае, в Матфея 24:34 Иисус обещал, что израильский народ доживет — несмотря на ужасные гонения во время Великой Скорби — до тех пор, когда при втором пришествии Божий замысел относительно Израиля будет окончательно исполнен. Норман Гайслер поясняет:
Слова Иисуса могут означать и то, что еврейский народ не исчезнет, пока все не исполнится. Поскольку Израилю было дано много обетований — в том числе и получение Палестины (Быт. 12; 14-15; 17) и Давидова царства (2 Цар. 7) в вечное наследие — Иисус, возможно, говорил о том, что Бог сохранит Израиль ради исполнения Своих обещаний. И Павел действительно говорит о будущем израильского народа, о том, что израильтянам будут возвращены Божьи заветные обетования (Римлянам 11:11-26) [Там же. P. 358-359].
Какое бы из двух толкований вы ни предпочли, в 24-й главе Евангелия от Матфея (а равно и в любом другом отрывке Писания) нет никаких указаний на то, что кульминация предсказанных пророками событий должна наступить в какой-то точно указанный момент после 1914-го или любого другого года.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 341-346.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Поколение 1914 года
[В 1995 году Общество Сторожевой Башни, по-видимому, поняло, что далее оттягивать исполнение пророчества о поколении 1914 года уже просто некуда. Как бы то ни было, 1 ноября 1995 года в журнале «Сторожевая башня» появилась статья, в которой руководство Сторожевой Башни отреклось от прежнего истолкования Матфея 24:34.
Горя желанием увидеть конец этой злой системы, служители Иеговы порой строили догадки о времени, когда грянет «великая скорбь», даже связывая эту дату с продолжительностью жизни рода 1914 года и пытаясь вычислить ее. Однако мы приобретаем «сердце мудрое» не рассуждениями о том, сколько лет или дней живет род, но тем, что размышляем, как «счислять дни наши» в радостном восхвалении Иеговы (Псалтирь 89:12). Слово «род», как его употреблял Иисус, не диктует правило для отсчета времени, но относится преимущественно к живущим в определенный исторический период современным людям с их отличительными особенностями. […] В заключительном исполнении пророчества Иисуса в наше время под «родом сим», по- видимому, подразумеваются народы земли, которые увидят признак присутствия Христа, но не исправятся, (с. 17-18, 19).
Очевидно, что Сторожевая Башня в очередной раз пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Руководителям организации следовало бы просить прощения у всех своих последователей и других людей, которых они обманывали в течение без малого 30 лет. Они же пошли иным путем: пытаясь сохранить лицо, опять свалили всю вину на каких-то абстрактных «служителей Иеговы», которые якобы «порой строили догадки» о поколении 1914 года. — Примеч. науч. ред.]
Учение Сторожевой Башни. Евангелие от Матфея 24:34 в «Переводе нового мира» звучит так: «Истинно говорю вам, что не пройдет это поколение, как все это произойдет». Общество Сторожевой Башни внушает Свидетелям Иеговы, что под «этим поколением» имеется в виду поколение 1914 года. По словам Общества, именно эта группа людей не умрет, пока «все это» (т. е. пророчества, в том числе и Армагеддон) не произойдет.
Анализ того, как Общество Сторожевой Башни толковало этот стих на протяжении своей истории, чрезвычайно поучителен. В 1968 году Общество еще говорило своим последователям, что Свидетели Иеговы, которым в 1914 году было 15 лет, доживут до конца этой системы вещей. Один из номеров журнала «Пробудитесь!» за 1968 год объяснял словосочетание «это поколение» таким образом:
Иисус явно говорил о людях достаточно взрослых, чтобы с пониманием засвидетельствовать события, сопровождавшие начало «последних дней»… Даже если предположить, что пятнадцатилетние подростки достаточно понятливы, чтобы осознать смысл произошедшего в 1914 году, самому молодому представителю «этого поколения» сейчас все равно уже почти 70 лет… Иисус сказал, что конец этого развращенного мира наступит раньше, чем это поколение будет унесено смертью [Пробудитесь! 1968. 8 октября. [На англ. яз.]. P. 13].
Примерно десять лет спустя, в 1978 году, журнал «Сторожевая башня» утверждал: «Таким образом, когда мы прилагаем это к нашим временам, слово „поколение“ логически невозможно применять к младенцам, рожденным во время Первой мировой войны» [Сторожевая башня. 1978. 1 октября. [На англ. яз.]. P. 31]. В то время Общество Сторожевой Башни, очевидно, все еще полагало, что кульминацию человеческой истории увидят люди, которые в 1914 году были подростками.
Дэвид Рид по этому поводу замечает: «Стоит лишь подсчитать, что человеку, которому в 1914 году было 15 лет, в 1924 году будет уже 25, в 1934 году — 35, а в 1984 году — 85, и вы увидите, что к середине 1980-х годов поколение, которое, по мнению Сторожевой Башни, не должно „пройти“, уже почти полностью умерло. Пророчество практически провалилось. Однако руководители [Сторожевой Башни] не стали изменять пророчество — они просто растянули границы поколения» [David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 57].
Журнал «Сторожевая башня» за 1980 год объяснял слова «это поколение» так: «Это поколение людей, которые видели катастрофические события, происходившие начиная с 1914 года и далее в связи с Первой мировой войной… Если предположить, что 10 лет — как раз тот возраст, когда событие оставляет неизгладимое впечатление…» [Сторожевая башня. 1980. 15 октября. [На англ. яз.]. P. 31]. Руководители Сторожевой Башни снизили возраст с 15 до 10 лет, чтобы добавить быстро умиравшему поколению еще пять лет жизни.
Однако принятое в 1980 году решение не устранило проблему. Нужен был новый шаг. И в журнале «Сторожевая башня» за 1984 год можно прочесть следующее: «Если Иисус использовал слово „поколение“ в том смысле, и мы применим его к 1914 году, то младенцам из того поколения сейчас по 70 лет и больше… Некоторые из них „не пройдут, как все это произойдет“» [Сторожевая башня. 1984. 15 мая. [На англ. яз.]. P. 5].
Аналогично, в журнале «Сторожевая башня» за 1985 год говорилось: «Божье правосудие должно свершиться прежде, чем поколение 1914 года полностью умрет» [Сторожевая башня. 1985. 1 мая. [На англ. яз.]. P. 4]. Журнал «Пробудитесь!» за 1988 год писал: «Большая часть поколения 1914 года уже умерла. Но на земле все еще есть миллионы тех, кто родился в том году или раньше… Слова Иисуса исполнятся: „это поколение не пройдет, пока все это не произойдет“» [Пробудитесь! 1988. 8 апреля. [На англ. яз.]. P. 14].
Книга Reasoning from the Scriptures (1989) отмечала, что времени остается все меньше: «„Поколение“, жившее при начале исполнения признака 1914 года, теперь уже находится в весьма преклонном возрасте. Времени, должно быть, остается очень мало. Существующие в мире условия указывают на то, что именно так и обстоит дело» [Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 239].
Библейское учение. Как правило, христиане придерживаются одного из двух основных толкований Матфея 24:34. Согласно первому из них, в 34-м стихе Христос говорит о том, что люди, которые увидят признаки, описанные в начале 24-й главы (эти знамения связаны с будущим временем Великой Скорби), еще при своей жизни увидят возвращение Христа. Иудеи верили, что Великая Скорбь продлится всего семь лет (Даниил 9:24-27), а потому живущие в начале этого периода, скорее всего, доживут до момента, когда через семь лет увидят второе пришествие (за исключением тех, кто лишится жизни в это смутное время).
Исследователь Библии Норман Гайслер говорит:
Поколение, которое увидит начало этих событий: мерзость запустения (ст. 15); великая скорбь, какой не было от начала мира (ст. 21); знамение Сына Человеческого на небе (ст. 30) и т. д., — все еще будет живо, когда эти кары закончатся. А поскольку общепризнанно, что Скорбь — это период около семи лет (Дан. 9:27; ср. Отк. 11:2) в конце времен, значит, Иисус имел в виду, что «род сей», видевший начало испытаний, все еще будет жив по их окончании [Norman Geisler and Thomas Howe. When Critics Ask: A Popular Handbook of Bible Difficulties (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 359].
Другие христиане полагают, что слово «род» использовано здесь в значении «народ, родня, семья, племя». В таком случае, в Матфея 24:34 Иисус обещал, что израильский народ доживет — несмотря на ужасные гонения во время Великой Скорби — до тех пор, когда при втором пришествии Божий замысел относительно Израиля будет окончательно исполнен. Норман Гайслер поясняет:
Слова Иисуса могут означать и то, что еврейский народ не исчезнет, пока все не исполнится. Поскольку Израилю было дано много обетований — в том числе и получение Палестины (Быт. 12; 14-15; 17) и Давидова царства (2 Цар. 7) в вечное наследие — Иисус, возможно, говорил о том, что Бог сохранит Израиль ради исполнения Своих обещаний. И Павел действительно говорит о будущем израильского народа, о том, что израильтянам будут возвращены Божьи заветные обетования (Римлянам 11:11-26) [Там же. P. 358-359].
Какое бы из двух толкований вы ни предпочли, в 24-й главе Евангелия от Матфея (а равно и в любом другом отрывке Писания) нет никаких указаний на то, что кульминация предсказанных пророками событий должна наступить в какой-то точно указанный момент после 1914-го или любого другого года.
читать (pdf)