Иисус предостерегает фарисеев, которые никогда не верили в Него. Следовательно, грех против Святого Духа могут совершить не только бывшие верующие (Евр. 6:4-6; 10:26-31; Ин. 5:16), но и те, кто никогда не верил. Попытка Цана изобразить все грехи, в которых люди упорствуют до конца, грехом против Святого Духа, противоречит библейскому учению о грехе в целом. Отличительным признаком этого единственного в своем роде греха является богохульство, причем богохульство против Божьего Духа. О том, что многие другие грехи не подлежат помилованию и влекут за собой проклятие, причем в разной степени, говорится, например, в Мф. 11:21, 24. Было бы рационализацией утверждать, будто выражения "в сем веке" и "в будущем" подразумевают, что можно умереть без помилования, а в конце мира получить помилование. Такая точка зрения предполагает, что две фразы противопоставляются друг другу. Однако конструкция οὔτε — οὔτε не подразумевает противопоставления. Вторая фраза добавлена для усиления первой: "ни во времени, ни в вечности", то есть абсолютно никогда. Суть в том, что человек, хулящий Духа, тем самым и в тот самый миг ставит себя в положение, исключающее возможность Божьего прощения. Он оказывается в таком же безнадежном положении, как и бесы. Слова Иисуса уже сейчас выносят такому человеку приговор. Фраза "в веке будущем" не подразумевает ни существования чистилища, ни какого-то посмертного испытательного срока — словно за другие, не такие смертные грехи можно получить отпущение впоследствии. Единственный суд, ожидающий суд в будущем мире, — суд, который совершится в последний день, и приговор этого суда будет идентичен тому, который выносится каждому человеку в момент смерти. Иисус не объясняет, что именно делает хулу на Духа особенной. Тем не менее, Он упоминает о ее особенности. По всей видимости, фарисеи были на грани того, чтобы навсегда лишить себя возможности прощения. Иисус указывает на это в стихе 28: Он изгоняет бесов "Духом Божиим". Хуля Иисуса (ст. 24), фарисеи вплотную подошли к хуле на Божьего Духа. Все остальные грехи и прочие богохульства, конечно, тоже не будут прощены без покаяния (3:2; 4:17), то есть без сокрушения и веры. Таким образом, хула на Духа не может быть прощена никогда потому, что она исключает возможность покаяния: "невозможно… опять обновлять покаянием" (Евр. 6:4-6), “не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня” (Евр. 10:26-27). Отсюда понятно, почему другие богохульства могут быть прощены: они не делают покаяние "невозможным". Производить покаяние — исключительная привилегия Духа, поэтому хула на Него приводит к состоянию, которое навсегда отделяет человека от Него и от Его работы. Иисус, будучи Богом, видел, насколько фарисеи были близки к этому состоянию. Мы с нашими ограниченными человеческими способностями никогда не сможем судить об этом так точно. Поэтому мы никогда не можем сказать о человеке, каким бы богохульником он ни был, что он совершил непростительный грех. Право выносить такой приговор принадлежит только Богу. Слова Иисуса и автора Послания к евреям мы можем использовать лишь как предупреждение, и этого вполне достаточно. Однако мы вправе сказать, что человек, который опасается, что совершил непростительный грех, тем самым свидетельствует о том, что его не совершал. Этот грех невозможно совершить непреднамеренно или бессознательно. Совершить его можно лишь в том случае, если Дух через Слово коснулся человека, и тот ясно осознал, что имеет дело с Духом Божьим, с Его божественной силой и спасительной властью. Когда человек сознательно отвечает Духу богохульством, он навсегда отрекается от возможности быть измененным Духом. И его состояние уже в тот момент тождественно неизменному состоянию бесов и нечестивых в аду. Это его character indelebilis.
Хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только сделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке (Из Бесед на Евангелие от Матфея).
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Иисус предостерегает фарисеев, которые никогда не верили в Него. Следовательно, грех против Святого Духа могут совершить не только бывшие верующие (Евр. 6:4-6; 10:26-31; Ин. 5:16), но и те, кто никогда не верил. Попытка Цана изобразить все грехи, в которых люди упорствуют до конца, грехом против Святого Духа, противоречит библейскому учению о грехе в целом. Отличительным признаком этого единственного в своем роде греха является богохульство, причем богохульство против Божьего Духа. О том, что многие другие грехи не подлежат помилованию и влекут за собой проклятие, причем в разной степени, говорится, например, в Мф. 11:21, 24. Было бы рационализацией утверждать, будто выражения "в сем веке" и "в будущем" подразумевают, что можно умереть без помилования, а в конце мира получить помилование. Такая точка зрения предполагает, что две фразы противопоставляются друг другу. Однако конструкция οὔτε — οὔτε не подразумевает противопоставления. Вторая фраза добавлена для усиления первой: "ни во времени, ни в вечности", то есть абсолютно никогда. Суть в том, что человек, хулящий Духа, тем самым и в тот самый миг ставит себя в положение, исключающее возможность Божьего прощения. Он оказывается в таком же безнадежном положении, как и бесы. Слова Иисуса уже сейчас выносят такому человеку приговор. Фраза "в веке будущем" не подразумевает ни существования чистилища, ни какого-то посмертного испытательного срока — словно за другие, не такие смертные грехи можно получить отпущение впоследствии. Единственный суд, ожидающий суд в будущем мире, — суд, который совершится в последний день, и приговор этого суда будет идентичен тому, который выносится каждому человеку в момент смерти. Иисус не объясняет, что именно делает хулу на Духа особенной. Тем не менее, Он упоминает о ее особенности. По всей видимости, фарисеи были на грани того, чтобы навсегда лишить себя возможности прощения. Иисус указывает на это в стихе 28: Он изгоняет бесов "Духом Божиим". Хуля Иисуса (ст. 24), фарисеи вплотную подошли к хуле на Божьего Духа. Все остальные грехи и прочие богохульства, конечно, тоже не будут прощены без покаяния (3:2; 4:17), то есть без сокрушения и веры. Таким образом, хула на Духа не может быть прощена никогда потому, что она исключает возможность покаяния: "невозможно… опять обновлять покаянием" (Евр. 6:4-6), “не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня” (Евр. 10:26-27). Отсюда понятно, почему другие богохульства могут быть прощены: они не делают покаяние "невозможным". Производить покаяние — исключительная привилегия Духа, поэтому хула на Него приводит к состоянию, которое навсегда отделяет человека от Него и от Его работы. Иисус, будучи Богом, видел, насколько фарисеи были близки к этому состоянию. Мы с нашими ограниченными человеческими способностями никогда не сможем судить об этом так точно. Поэтому мы никогда не можем сказать о человеке, каким бы богохульником он ни был, что он совершил непростительный грех. Право выносить такой приговор принадлежит только Богу. Слова Иисуса и автора Послания к евреям мы можем использовать лишь как предупреждение, и этого вполне достаточно. Однако мы вправе сказать, что человек, который опасается, что совершил непростительный грех, тем самым свидетельствует о том, что его не совершал. Этот грех невозможно совершить непреднамеренно или бессознательно. Совершить его можно лишь в том случае, если Дух через Слово коснулся человека, и тот ясно осознал, что имеет дело с Духом Божьим, с Его божественной силой и спасительной властью. Когда человек сознательно отвечает Духу богохульством, он навсегда отрекается от возможности быть измененным Духом. И его состояние уже в тот момент тождественно неизменному состоянию бесов и нечестивых в аду. Это его character indelebilis.