Cпаситель не напрасно сказал: И если хотите принять, но чтобы показать, что Он не принуждает их. Я не принуждаю вас, говорит Он. Этими словами Он требует от них самих внимательного размышления и показывает, что Иоанн есть Илия, и Илия – Иоанн: оба они приняли на себя одинаковое служение, оба были предтечами. Потому и сказал не просто: сей есть Илия, но: И если хотите принять, он есть, то есть, если будете смотреть со вниманием на события (Беседы на Евангелие от Матфея).
Вопрос. Что сказывает Господь, когда говорит об Иоанне: «И если хотите принять, он есть Илия, который придет»? Мы знаем, что Иоанна казнил Ирод. И как он опять сам будет Илиею?
Ответ. Господь в Своем божественном пришествии послал его пред Собою в духе и силе Илии. Он прекрасно называется Илией, по равенству благодатности, и подобию устроения. Ибо началом и концом Заветов обоих был Иоанн. Он был конец Закона и начало Благой Вести, то есть иного, более чем принадлежащего Закону поведения и жития учитель, подобно как и чаемый Илия, который предваряет как-то незадолго Божие второе Христово пришествие во плоти, что есть конец этого бытия и жития и начало будущего. И подобно Иоанну, и его убивает (убьет) за истину разумно понимаемый Ирод (Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 197).
Итак, Иоанн называется Илиею, не в смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ (μετεμψύχωσιν), но в том смысле, что, - как говорит другое Евангельское свидетельство (Лк 1:17; Мф 17:12) - он придет в духе и силе Илии, [т. е.] будет иметь ту же самую благодать или меру (mensuram) Духа Святого. Но ведь и строгость, и воздержанность в образе жизни Илии и Иоанна одинаковы. Тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил то же опоясание. Тот вследствие обличений царя Ахава и Иезавели в нечестии был вынужден бежать (3 Цар 19), и этот за обличение беззаконного брака Ирода и Иродиады претерпел усекновение главы. Думают, что он называется Илиею потому, что как Илия по пророчеству Малахии придет перед вторым пришествием Спасителя, так Иоанн пришел (fecerit) перед первым: и тот, и другой являются провозвестниками или первого, или второго пришествия Господа (Толкование на Евангелие от Матфея).
Он называет Иоанна Илией, [как равного Илии] по силе и духу. Поскольку же сказанное было неясно, то Он предоставил это ведению тех, кто способен уразуметь. Также и ангел Гавриил сказал о нем: «И он предыдет пред ним в духе и силе Илии» (Лк 1:17), показав, что он и есть Илия, хоть и отличается от него внешне.
Вопрос: Говорил ли Иисус, что Иоанн Креститель является перевоплощенным Илием?
Ответ: Есть много причин, почему этот стих не говорит о перевоплощении.
Во-первых, Иоанн и Илия не были одним человеком, они выполняли одну функцию: «И спросили его -- Ты Илия? Он сказал: нет» (Ин. 1:21). Таким образом, Иисус не учил, что Иоанн Креститель на самом деле был Илией, но просто он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17) для того, чтобы продолжить его пророческую миссию.
Во-вторых, ученики Иисуса поняли, что Он говорит об Иоанне Крестителе, так как Илия появился на горе Преображения (см. Мф. 17:1-13). Но поскольку Иоанн уже прожил жизнь и умер к этому времени, а Илия все еще был широко известен своими конкретными действиями, то Илия, очевидно, не был перевоплощением Иоанна Крестителя.
В-третьих, Илия не подходит как образец для перевоплощения по другой причине — он не умирал. Его взяли на небо, как Еноха, который «не видел смерти» (4 Цар. 2:11; Евр. 11:5). Согласно традиционным учениям о перевоплощении, до перевоплощения в другое тело, человек должен умереть.
В-четвертых, если есть какие-то сомнения в этом отрывке, его надо понимать в свете ясного учения Писания, выступающего против перевоплощения. В Послании к Евреям, например, ясна сказано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27; ср. Ин. 9:2).