6:47. Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
6:48. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
6:49. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
6:50. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
6:51. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
6:52. ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
Если я слышал это однажды, я слышал это тысячу раз. Речь идет об утверждении, будто Иоанн изображает Иисуса Богом, а синоптики (Матфей, Марк и Лука) — обыкновенным человеком. И только если объединить все Евангелия вместе, в итоге складывается представление об Иисусе как о Боге и одновременно человеке.
Фактически именно такая постановка вопроса заставляет людей усомниться в историчности Евангелия от Иоанна. Складывается впечатление, будто поначалу люди воспринимали Иисуса как обычного человека, но потом, по прошествии некоторого времени, их взгляды все больше и больше эволюционировали, пока в итоге не получилось нечто вроде Евангелия от Иоанна. Следовательно, доверять этой более поздней, более божественной версии Иисуса нельзя. Нужно вернуться к более ранней (и предположительно более человечной) версии Иисуса в синоптических евангелиях.
Безусловно, в этих рассуждениях есть доля истины (именно поэтому они просуществовали так долго). Действительно, христология Иоанна более прямолинейна и однозначна. Можно даже сказать, что она лучше «проработана» - в зависимости от того, какой смысл вы вкладываете в этот термин. Действительно, изображение Иисуса у Иоанна во многом уникально, и это также объясняет, почему его евангелие так любят люди.
Однако из этого не следует, что синоптические евангелия каким-то образом отрицают божественность Иисуса или изображают Его всего лишь человеком. Напротив, думаю, правильнее будет сказать, что синоптики изображают Иисуса Богом не столь явно, как это делает Иоанн, однако все же отчетливо указывают на Его сущность как Бога Израиля.
В качестве примера возьмем хорошо известную историю о хождении Иисуса по водам. И рассмотрим ее в том виде, в каком она изложена в Евангелии от Марка — том самом евангелии, которое, по мнению критиков, в наименьшей степени изображает Иисуса Богом и в наибольшей — человеком. Вот интересующий нас текст:
Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвёртой стражи ночи подошёл к ним, идя по морю, и хотел миновать их.Они, увидев Его, идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошёл к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились… (Мк. 6:47-51).
Для начала давайте согласимся с тем, что хождение по воде само по себе впечатляющее чудо. И нам может показаться, что этого достаточно для доказательства божественности Иисуса. Но критики могут возразить (и вполне справедливо), что одно лишь то, что некто совершил впечатляющее чудо, еще не делает его Богом. Разве Моисей не творил впечатляющие чудеса? Разве мы называем его Богом? Конечно, нет.
Однако в этой истории есть нечто большее, нежели просто впечатляющее чудо. Погрузившись в детали, мы быстро понимаем, что в ней есть ряд особенностей, которые связывают поступки (и слова) Иисуса с деяниями (и словами) Яхве в Ветхом Завете. По моему мнению (и мнению других авторов), эти связи достаточно убедительны, чтобы предположить, что Марк представляет Иисуса как Бога Израиля.
1. В Ветхом Завете именно Яхве «ходит по морю»
Если вдуматься, хождение по водам - несколько неординарное чудо. Почему Иисус проделал это на глазах у учеников, а не просто, скажем, перенес Себя в лодку чудесным образом? Вне всякого сомнения, причина в том, что это действие отождествляется с Богом Израиля:
Параллели в греческих конструкциях особенно впечатляют. Иисус делает то же, что и Яхве.
2. В Ветхом Завете именно Яхве «проходит мимо» людей, когда открывается им
Одним из самых странных моментов в повествовании Марка можно считать утверждение о том, что Иисус намеревался «миновать» учеников. На первый взгляд это звучит нелогично. Неужели Иисус направляется куда-то еще? Но здесь опять-таки следует обратить внимание на отсылки к Ветхому Завету. В Ветхом Завете Яхве неоднократно открывается людям, «проходя мимо» них:
3. В Ветхом Завете именно Яхве называет себя «Я ЕСМЬ»
Если вас не убедили приведенные выше ссылки, слова, которыми Иисус говорит о здесь о самом Себе, весьма показательны. Проходя мимо учеников, Иисус произносит имя Божье: «Я ЕСМЬ» (ἐγὼ εἰμί). В большинстве английских переводов это не заметно, поскольку в них ἐγὼ εἰμί звучит как «Эгей, парни, это Я». Но контекст, о котором мы говорили выше, свидетельствует о том, что Иисус имеет в виду нечто большее. Он называет Себя Господом.
Любопытно, что именно та деталь, которую принято считать характерной для Иоанна («Я ЕСМЬ»), присутствует в одном из синоптических евангелий.
4. В Ветхом Завете именно Яхве успокаивает ветер и волны
Не следует забывать и о последнем этапе этого чуда. Иисус успокаивает ветры и волны подобно тому, как Он сделал это ранее в Марка 4:35-41. И здесь мы снова видим прямую связь с образом Яхве в Ветхом Завете.
Таким образом, здесь мы имеем дело не только с чудом. У этого чуда есть ряд отличительных особенностей, которые связывают действия Иисуса с действиями Яхве, причем таким образом, что это невозможно списать на простое совпадение.
Что это значит? Это значит, что Иисус в Евангелии от Марка не выглядит только человеком, а в Евангелии от Иоанна Он предстает как совершенный Бог. Все четыре Евангелия, каждое по-своему, изображают Иисуса и Богом, и человеком.