Учение Сторожевой Башни. Марка 13:32 в «Переводе нового мира» звучит так: «О дне том или часе не знает никто: ни ангелы на небе, ни Сын, но только Отец». Христос не знал времени конца, говорят Свидетели Иеговы, и не может быть Всемогущим Богом, потому что Бог знает все. «Если бы Иисус был равной частью Божества, Он знал бы все, что знает Отец. Но Иисус не знал всего, потому что он не был равен Отцу» [Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 19]. Только Отец есть Иегова, и только Отец знает все.
Библейское учение. Вечный Сын Божий, до воплощения обладавший одной природой и одной личностью (был полностью божественным) — в воплощении приобрел две природы (божественную и человеческую), но при этом остался одной личностью. Сын, Который всегда был личностью, при воплощении приобрел не человеческую личность, а человеческую природу.
Один из самых сложных аспектов взаимоотношений между двумя природами Христа состоит в том, что, хотя свойства одной природы никогда не приписываются другой, свойства обеих природ следует приписывать одной и той же личности. Таким образом, Христос обладал качествами, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Он был конечен и одновременно бесконечен, слаб и одновременно всемогущ, возрастал в знании и одновременно знал обо всем, находился лишь в одном месте и одновременно был вездесущ. После воплощения личность Христа распоряжалась свойствами обеих природ, а потому все, что можно сказать о любой из этих природ — человеческой или божественной, — можно сказать о Его единственной личности.
Иногда Христос поступал соответственно Своей человеческой природе, иногда — согласно божественной, но все, что Он делал и что Собой представлял, неизменно можно приписать Его единственной личности. Христу как человеку были знакомы голод (Луки 4:2), усталость (Иоанна 4:6) и потребность во сне (Лука 8:23), а как Бог Он был всеведущ (Иоанна 2:24), вездесущ (Иоанна 1:48) и всемогущ (Иоанна 11). Все эти качества были присущи одной и той же личности Иисуса Христа.
Евангелия ясно показывают, что в разные моменты жизни Христа главную роль играла то одна, то другая Его природа. Он поступал как человек в той мере, в какой это было необходимо для достижения земных целей, предусмотренных вечным планом спасения, и действовал как Бог, насколько это было возможно в период Его уничижения (Филиппийцам 2:6-9).
Вот ключевая мысль: во многих событиях, записанных в Евангелиях, проявлялись обе природы Христа. Например, когда Христос подошел к смоковнице, чтобы сорвать плод и утолить голод, Он проявил неведение, естественное для человеческого разума (Матфея 21:19). (Человек не мог заранее знать, что на дереве нет плодов.) Но тут же проявил Свое божественное всемогущество, повелев дереву засохнуть (стих 19).
В другой ситуации благодаря Своему божественному всеведению Иисус узнал, что Его друг Лазарь умер, и пошел в Вифанию (Иоанна 11:11). Придя же туда, Иисус спросил (не проявляя всеведения в соответствии с человеческой природой), куда положили Лазаря (стих 34). Роберт Реймонд отмечает: «Будучи Богочеловеком, [Иисус] одновременно всеведущ как Бог (наравне с другими Лицами Божества) и не знает о некоторых вещах как человек (наравне с другими представителями человеческой расы)» [Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness. P. 80].
Все вышесказанное помогает правильно понять слова Иисуса в Марка 13:32: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». В этом отрывке Иисус говорит как человек. Как человек, Он был не всеведущ, но ограничен в Своих познаниях, подобно всем людям. Если бы Иисус говорил как Бог, Он не сказал бы этих слов.
Очень важно указать Свидетелю Иеговы, что по Своей божественной природе Иисус был точно так же всеведущ, как и Отец. Писание говорит об этом совершенно ясно. Апостол Иоанн писал, что Иисус «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Иоанна 2:25). Ученики говорили: «Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Иоанна 16:30, выделено автором). После воскресения, когда Иисус в третий раз спросил Петра, любит ли он Его, ученик ответил: «...Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоанна 21:17).
Томас Шульц блистательно подытожил обширные свидетельства о всеведении Христа.
Во-первых, Он знает тайные помыслы и воспоминания человека, что свойственно Богу (3 Царств 8:39; Иеремия 17:9-16). Он видел зло в сердцах книжников (Матфея 9:4); Он знал заранее, кто отвергнет Его (Иоанна 10:64), а кто последует за Ним (Иоанна 10:14). Он мог читать в сердце каждого человека (Марка 2:8; Иоанна 1:48; 2:24, 25; 4:16-19; Деяния 1:24; 1 Коринфянам 4:5; Откровение 2:18-23). Простой смертный может лишь обоснованно предполагать, что происходит в сердцах и умах других людей.
Во-вторых, Христос знает о том, что недоступно для человеческого восприятия. Он точно знал, где в воде была рыба (Луки 5:4-6; Иоанна 21:6—11), и точно знал, у какой рыбы во рту будет монета (Матфея 17:27). Он знал будущее (Иоанна 11:11; 18:4) во всех подробностях (Матфея 21:2-4), знал о смерти Лазаря (Иоанна 11:14).
В-третьих, Он знал Божество изнутри, что свидетельствует о Его близком общении с Богом и совершенном знании. Он знает Отца так же, как Отец знает Его (Матфея 11:27; Иоанна 7:29; 8:55; 10:15; 17:25).
Четвертое и завершающее учение Писания по этому вопросу заключается в том, что Христос знает все (Иоанна 16:30; 21:17) и что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Колоссянам 2:3) [Цит. по: Мак-Дауэлл Джош и Ларсон Барт. Иисус. Чикаго: SGP, 1989. С. 49-50].
Главным же свидетельством всеведения Христа, несомненно, является факт, что Он слышит молитвы христиан и отвечает на них. «Говоря о Своей власти слышать молитвы учеников и отвечать на них, — считает Роберт Реймонд, — Иисус претендовал на всеведение. Тот, кто способен слышать бесчисленные молитвы Своих учеников, возносимые к Нему днем и ночью на протяжении столетий, безошибочно определять, кто высказал ту или иную просьбу, и отвечать на каждую просьбу в соответствии с божественным разумом и волей, не может не быть всеведущим» [Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness. P. 122].
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 132-135.
Вопрос: Не являются ли эти строки отрицанием божественной природы Святого Духа?
Ответ: Святой Дух на самом деле знает все, однако в этих строках говорится не о сфере Его деятельности. Несколько факторов выступают в поддержку этого заключения.
Во-первых, в этих строках упоминаются лишь двое из Троицы, Отец и Сын.
Во-вторых, во многих отрывках из Писания говорится только о двух составляющих Троицу, так как у каждого их них своя роль, а в данном контексте рассматривается только их деятельность (ср. Еф. 1:2; Фил. 1:2; Кол. 1:2).
В-третьих, в этом контексте их других групп упоминаются только создания; а) «никто» (то есть, ни одно из существ, включая людей); б) «ни Сын» как человек (хотя как Бог Он знает все); в) «ни Ангелы небесные». Поэтому в этом контексте фразу «только Отец» следует понимать как противопоставление всем этим созданным существам.
В-четвертых, смысл заключается в том, что ни одно из созданий не знает (даже Христос как человек, который сотворен); только Создатель знает. Однако Святой Дух — также Создатель (Быт. 1:2; Пс. 103:30).
В-пятых, в аналогичной ситуации, в От. 19:12 говорится только о Сыне, знающем значение Его имени. Однако все согласны, что Отец, который является Богом, знает это тоже. Но в этом случае в контексте не говорится об Отце, просто противопоставляются Сын и все создания.
В-шестых, Матфей не отрицает, но утверждает божественность Святого Духа тем, что объединяет Его с Отцом и Сыном под одним «именем» (Мф. 28:18-20), которым все должны креститься, а также тем, что связывает Его с работой всех остальных участников Троицы при крещении Христа (Мф. 3:16-17). Итак, божественность и всеведение Святого Духа не отрицаются этими строками. Напротив, они подразумеваются.
Гайслер Н., Хоу Т., Ответы критикам Библии, «Обетование миру», СПб. — 2006. с. 325
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
О дне том или часе не знает никто
Учение Сторожевой Башни. Марка 13:32 в «Переводе нового мира» звучит так: «О дне том или часе не знает никто: ни ангелы на небе, ни Сын, но только Отец». Христос не знал времени конца, говорят Свидетели Иеговы, и не может быть Всемогущим Богом, потому что Бог знает все. «Если бы Иисус был равной частью Божества, Он знал бы все, что знает Отец. Но Иисус не знал всего, потому что он не был равен Отцу» [Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 19]. Только Отец есть Иегова, и только Отец знает все.
Библейское учение. Вечный Сын Божий, до воплощения обладавший одной природой и одной личностью (был полностью божественным) — в воплощении приобрел две природы (божественную и человеческую), но при этом остался одной личностью. Сын, Который всегда был личностью, при воплощении приобрел не человеческую личность, а человеческую природу.
Один из самых сложных аспектов взаимоотношений между двумя природами Христа состоит в том, что, хотя свойства одной природы никогда не приписываются другой, свойства обеих природ следует приписывать одной и той же личности. Таким образом, Христос обладал качествами, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Он был конечен и одновременно бесконечен, слаб и одновременно всемогущ, возрастал в знании и одновременно знал обо всем, находился лишь в одном месте и одновременно был вездесущ. После воплощения личность Христа распоряжалась свойствами обеих природ, а потому все, что можно сказать о любой из этих природ — человеческой или божественной, — можно сказать о Его единственной личности.
Иногда Христос поступал соответственно Своей человеческой природе, иногда — согласно божественной, но все, что Он делал и что Собой представлял, неизменно можно приписать Его единственной личности. Христу как человеку были знакомы голод (Луки 4:2), усталость (Иоанна 4:6) и потребность во сне (Лука 8:23), а как Бог Он был всеведущ (Иоанна 2:24), вездесущ (Иоанна 1:48) и всемогущ (Иоанна 11). Все эти качества были присущи одной и той же личности Иисуса Христа.
Евангелия ясно показывают, что в разные моменты жизни Христа главную роль играла то одна, то другая Его природа. Он поступал как человек в той мере, в какой это было необходимо для достижения земных целей, предусмотренных вечным планом спасения, и действовал как Бог, насколько это было возможно в период Его уничижения (Филиппийцам 2:6-9).
Вот ключевая мысль: во многих событиях, записанных в Евангелиях, проявлялись обе природы Христа. Например, когда Христос подошел к смоковнице, чтобы сорвать плод и утолить голод, Он проявил неведение, естественное для человеческого разума (Матфея 21:19). (Человек не мог заранее знать, что на дереве нет плодов.) Но тут же проявил Свое божественное всемогущество, повелев дереву засохнуть (стих 19).
В другой ситуации благодаря Своему божественному всеведению Иисус узнал, что Его друг Лазарь умер, и пошел в Вифанию (Иоанна 11:11). Придя же туда, Иисус спросил (не проявляя всеведения в соответствии с человеческой природой), куда положили Лазаря (стих 34). Роберт Реймонд отмечает: «Будучи Богочеловеком, [Иисус] одновременно всеведущ как Бог (наравне с другими Лицами Божества) и не знает о некоторых вещах как человек (наравне с другими представителями человеческой расы)» [Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness. P. 80].
Все вышесказанное помогает правильно понять слова Иисуса в Марка 13:32: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». В этом отрывке Иисус говорит как человек. Как человек, Он был не всеведущ, но ограничен в Своих познаниях, подобно всем людям. Если бы Иисус говорил как Бог, Он не сказал бы этих слов.
Очень важно указать Свидетелю Иеговы, что по Своей божественной природе Иисус был точно так же всеведущ, как и Отец. Писание говорит об этом совершенно ясно. Апостол Иоанн писал, что Иисус «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Иоанна 2:25). Ученики говорили: «Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Иоанна 16:30
, выделено автором). После воскресения, когда Иисус в третий раз спросил Петра, любит ли он Его, ученик ответил: «...Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоанна 21:17).Томас Шульц блистательно подытожил обширные свидетельства о всеведении Христа.
Во-первых, Он знает тайные помыслы и воспоминания человека, что свойственно Богу (3 Царств 8:39; Иеремия 17:9-16). Он видел зло в сердцах книжников (Матфея 9:4); Он знал заранее, кто отвергнет Его (Иоанна 10:64), а кто последует за Ним (Иоанна 10:14). Он мог читать в сердце каждого человека (Марка 2:8; Иоанна 1:48; 2:24, 25; 4:16-19; Деяния 1:24; 1 Коринфянам 4:5; Откровение 2:18-23). Простой смертный может лишь обоснованно предполагать, что происходит в сердцах и умах других людей.
Во-вторых, Христос знает о том, что недоступно для человеческого восприятия. Он точно знал, где в воде была рыба (Луки 5:4-6; Иоанна 21:6—11), и точно знал, у какой рыбы во рту будет монета (Матфея 17:27). Он знал будущее (Иоанна 11:11; 18:4) во всех подробностях (Матфея 21:2-4), знал о смерти Лазаря (Иоанна 11:14).
В-третьих, Он знал Божество изнутри, что свидетельствует о Его близком общении с Богом и совершенном знании. Он знает Отца так же, как Отец знает Его (Матфея 11:27; Иоанна 7:29; 8:55; 10:15; 17:25).
Четвертое и завершающее учение Писания по этому вопросу заключается в том, что Христос знает все (Иоанна 16:30; 21:17) и что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Колоссянам 2:3) [Цит. по: Мак-Дауэлл Джош и Ларсон Барт. Иисус. Чикаго: SGP, 1989. С. 49-50].
Главным же свидетельством всеведения Христа, несомненно, является факт, что Он слышит молитвы христиан и отвечает на них. «Говоря о Своей власти слышать молитвы учеников и отвечать на них, — считает Роберт Реймонд, — Иисус претендовал на всеведение. Тот, кто способен слышать бесчисленные молитвы Своих учеников, возносимые к Нему днем и ночью на протяжении столетий, безошибочно определять, кто высказал ту или иную просьбу, и отвечать на каждую просьбу в соответствии с божественным разумом и волей, не может не быть всеведущим» [Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness. P. 122].
читать (pdf)