Учение Сторожевой Башни. Второзаконие 6:4 в «Переводе нового мира» звучит так: «Слушай, Израиль: Иегова, Бог наш, есть один Иегова» (пер. с англ.). Когда Иисуса спросили, какая заповедь величайшая из всех, Он ответил: «Слушай, Израиль, Иегова, наш Бог, — один Иегова» (Марка 12:29, ПНМ).
Бог «один», рассуждают Свидетели, следовательно, Он никак не может быть триединым. Иегова — Бог, есть только «один Иегова», значит, Иисус никак не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова, а учение о Троице никак не может быть верно. Библия тысячи раз говорит о Боге как о единственной личности. И когда говорит Сам Бог, Он говорит как единственная, неразделенная личность [Следует ли верить в Троицу? С. 13].
Опираясь на эти рассуждения, брошюра «Следует ли верить в Троицу?» спрашивает: «Если бы Бог действительно состоял из трех личностей, то зачем всем боговдохновленным писателям Библии нужно было бы говорить о нем как об одной личности? …Безусловно, если бы Бог состоял из трех личностей, он сделал бы так, чтобы писатели Библии написали об этом настолько ясно, что по этому поводу не осталось бы никаких сомнений» [Там же].
Библейское учение. Все Писание, от Бытия до Откровения, неизменно говорит, что есть только один истинный Бог. Это учение красной нитью проходит сквозь каждую страницу Библии. Еврейский текст Второзакония 6:4 допускает несколько вариантов перевода, но лучшим я считаю такой: «Слушай, о Израиль! Господь есть наш Бог, только Господь». Используя имена Бога, мы можем перевести этот стих так: «Слушай, о Израиль! Яхве есть наш Элохим, только Яхве». Древние евреи называли это исповедание веры Shema.
Shema была особенно важна для израильтян, которые жили в культуре, насыщенной ложными богами и идолами. Как правило, евреи повторяли это исповедание дважды в день, утром и вечером. О важности Shema свидетельствует и обычай заучивать эти слова в очень раннем возрасте.
Яхве (Господь) — наш Элохим (Бог). Это понятно. Теперь мы должны ответить на ключевой вопрос: кого мы называем Яхве? Только ли Отца, как говорят Свидетели Иеговы? Или Иисус — тоже Яхве? А может быть, Яхве — это триединый Бог?
Писание нигде не говорит прямо: «Отец есть Яхве». Но мы знаем, что Отец — Яхве, потому что Писание называет Его «Богом» и «единственным истинным Богом» (Иоанна 6:27; 17:3). Но в таком случае Иисуса тоже необходимо признать Яхве, поскольку Писание называет Его «Богом» (Иоанна 1:1), «Богом крепким» (Исайя 9:6; ср. 10:21), «великим Богом и Спасителем» (Титу 2:13) и «Господом» (Римлянам 10:9; 1 Коринфянам 12:3; Филиппийцам 2:11) [Robert М. Bowman. Understanding Jehovah's Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 120].
Отсюда следует, что Иисус есть Яхве в той же степени, что и Отец. Святого Духа также следует признать Яхве ввиду Его божественности (см. Деяния 5; 1 Коринфянам 3:16; 6:19; 2 Коринфянам 3:17; Ефесянам 2:22). Таким образом, Второзаконие 6:4 вовсе не противоречит учению о Троице. Верующие в Троицу с радостью подтвердят, что этот стих доказывает единственность Бога. И здесь нет никакого противоречия с истиной, что в одном Божестве есть три Личности, ясно изложенной в других отрывках Писания: Матфея 28:19 и 2 Коринфянам 13:13.
Верующие в Троицу согласны с утверждением, что есть только один Бог (Второзаконие 6:4). Верующие в Троицу учат не тому, что есть три бога, а тому, что есть только один Бог и что в одном Божестве есть три Личности.
[На с. 3 брошюры «Следует ли верить в Троицу?» Свидетели Иеговы дают точную историческую формулировку христианского учения о Троице, взятую из Афанасьевского Символа Веры. — Примеч. науч. ред.].
Интересно, что первые христиане (убеждения которых строились на фундаменте иудейской традиции) при всей своей бескомпромиссной приверженности единобожию, без колебаний признавали Иисуса и «Спасителем», и «Богом» (Римлянам 10:13; 1 Фессалоникийцам 5:2; 1 Петра 2:3; 3:15) [Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), p. 278]. Твердо веря в истинность Shema (Второзаконие 6:4), они смело применяли к Иисусу ветхозаветные тексты, в которых изначально говорилось о Яхве, Например:
Исполнение слов о Яхве и Элохиме из Исаии 40:3 можно найти в Марка 1:2-4.
Призывание имени Яхве в Иоиля 2:32 отождествляется и сопоставляется с призыванием имени Иисуса в Римлянам 10:13.
Слава Яхве, описанная в Исаии 6:1-5, в Иоанна 12:41 называется славой Иисуса.
Голос Яхве звучит, «как шум вод многих» (Иезекииль 43:2), голос Иисуса тоже сравнивается с «шумом вод многих» (Откровение 1:15).
Описание Яхве как вечного света в Исаии 60:19-20 отождествляется с описанием Иисуса как вечного света в Откровении 21:23.
По поводу Второзакония 6:4, важно подчеркнуть, что Бог открывал Себя человечеству постепенно, в несколько этапов. Сначала Он показал единство и уникальность Своей природы: Бог открыл людям, что Он — единственный истинный Бог. Эта было необходимой отправной точкой, потому что Израиль всегда жил в окружении народов, которые исповедовали многобожие. Устами пророков Бог возвестил Израилю истину единобожия.
Хотя ветхозаветное откровение делает отчетливый акцент на единственности и уникальности Бога (и это нашло отражение в Shema), нельзя сказать, что в Ветхом Завете нет никаких намеков или указаний на учение о Троице. Такие указания есть (Бытие 1:26; 3:22; 11:7; Притчи 30:4; Исайя 6:8; 48:16). Однако во всей полноте Бог открыл это учение только в новозаветные времена (см. Матфея 3:16-17; 28:19; 2 Коринфянам 13:13; Ефесянам 2:13; 4:4). И теперь, читая Ветхий Завет в свете Нового, мы находим в нем дополнительные свидетельства о Троице. Богослов Бенджамин Уорфилд отмечает:
Ветхий Завет можно уподобить богато обставленному, но тускло освещенному залу; если внести светильник, в зале не появится ничего, чего в нем не было раньше; однако свет выявит многое, что там уже находилось, но было плохо видно или вообще скрыто во тьме. Тайна Троицы [ясно] не открыта в Ветхом Завете; однако она лежит в основе ветхозаветного откровения, и ее почти можно увидеть то здесь, то там. Таким образом, более полное откровение, последовавшее за ветхозаветным откровением Бога, не исправляет его, но лишь совершенствует, расширяет и увеличивает [Benjamin B. Warfield. Biblical and Theological Studies (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1968), p. 30].
Учение о том, что есть только один Бог, но в едином Божестве — три Личности, ясно подтверждается Писанием. Эту истину иллюстрирует один из ключевых стихов Нового Завета — Матфея 28:19.
Роудс, Рон. Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания / пер. с англ. Д. Розет и др. — СПб. : Центр апологет. исслед., 2004. — 407 с. С. 210-213.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Величайшая заповедь [в сопоставлении: Второзаконие 6:4]
Учение Сторожевой Башни. Второзаконие 6:4 в «Переводе нового мира» звучит так: «Слушай, Израиль: Иегова, Бог наш, есть один Иегова» (пер. с англ.). Когда Иисуса спросили, какая заповедь величайшая из всех, Он ответил: «Слушай, Израиль, Иегова, наш Бог, — один Иегова» (Марка 12:29, ПНМ).
Бог «один», рассуждают Свидетели, следовательно, Он никак не может быть триединым. Иегова — Бог, есть только «один Иегова», значит, Иисус никак не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова, а учение о Троице никак не может быть верно. Библия тысячи раз говорит о Боге как о единственной личности. И когда говорит Сам Бог, Он говорит как единственная, неразделенная личность [Следует ли верить в Троицу? С. 13].
Опираясь на эти рассуждения, брошюра «Следует ли верить в Троицу?» спрашивает: «Если бы Бог действительно состоял из трех личностей, то зачем всем боговдохновленным писателям Библии нужно было бы говорить о нем как об одной личности? …Безусловно, если бы Бог состоял из трех личностей, он сделал бы так, чтобы писатели Библии написали об этом настолько ясно, что по этому поводу не осталось бы никаких сомнений» [Там же].
Библейское учение. Все Писание, от Бытия до Откровения, неизменно говорит, что есть только один истинный Бог. Это учение красной нитью проходит сквозь каждую страницу Библии. Еврейский текст Второзакония 6:4 допускает несколько вариантов перевода, но лучшим я считаю такой: «Слушай, о Израиль! Господь есть наш Бог, только Господь». Используя имена Бога, мы можем перевести этот стих так: «Слушай, о Израиль! Яхве есть наш Элохим, только Яхве». Древние евреи называли это исповедание веры Shema.
Shema была особенно важна для израильтян, которые жили в культуре, насыщенной ложными богами и идолами. Как правило, евреи повторяли это исповедание дважды в день, утром и вечером. О важности Shema свидетельствует и обычай заучивать эти слова в очень раннем возрасте.
Яхве (Господь) — наш Элохим (Бог). Это понятно. Теперь мы должны ответить на ключевой вопрос: кого мы называем Яхве? Только ли Отца, как говорят Свидетели Иеговы? Или Иисус — тоже Яхве? А может быть, Яхве — это триединый Бог?
Писание нигде не говорит прямо: «Отец есть Яхве». Но мы знаем, что Отец — Яхве, потому что Писание называет Его «Богом» и «единственным истинным Богом» (Иоанна 6:27; 17:3). Но в таком случае Иисуса тоже необходимо признать Яхве, поскольку Писание называет Его «Богом» (Иоанна 1:1), «Богом крепким» (Исайя 9:6; ср. 10:21), «великим Богом и Спасителем» (Титу 2:13) и «Господом» (Римлянам 10:9; 1 Коринфянам 12:3; Филиппийцам 2:11) [Robert М. Bowman. Understanding Jehovah's Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 120].
Отсюда следует, что Иисус есть Яхве в той же степени, что и Отец. Святого Духа также следует признать Яхве ввиду Его божественности (см. Деяния 5; 1 Коринфянам 3:16; 6:19; 2 Коринфянам 3:17; Ефесянам 2:22). Таким образом, Второзаконие 6:4 вовсе не противоречит учению о Троице. Верующие в Троицу с радостью подтвердят, что этот стих доказывает единственность Бога. И здесь нет никакого противоречия с истиной, что в одном Божестве есть три Личности, ясно изложенной в других отрывках Писания: Матфея 28:19 и 2 Коринфянам 13:13.
Верующие в Троицу согласны с утверждением, что есть только один Бог (Второзаконие 6:4). Верующие в Троицу учат не тому, что есть три бога, а тому, что есть только один Бог и что в одном Божестве есть три Личности.
[На с. 3 брошюры «Следует ли верить в Троицу?» Свидетели Иеговы дают точную историческую формулировку христианского учения о Троице, взятую из Афанасьевского Символа Веры. — Примеч. науч. ред.].
Интересно, что первые христиане (убеждения которых строились на фундаменте иудейской традиции) при всей своей бескомпромиссной приверженности единобожию, без колебаний признавали Иисуса и «Спасителем», и «Богом» (Римлянам 10:13; 1 Фессалоникийцам 5:2; 1 Петра 2:3; 3:15) [Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), p. 278]. Твердо веря в истинность Shema (Второзаконие 6:4), они смело применяли к Иисусу ветхозаветные тексты, в которых изначально говорилось о Яхве, Например:
Исполнение слов о Яхве и Элохиме из Исаии 40:3 можно найти в Марка 1:2-4.
Призывание имени Яхве в Иоиля 2:32 отождествляется и сопоставляется с призыванием имени Иисуса в Римлянам 10:13.
Слава Яхве, описанная в Исаии 6:1-5, в Иоанна 12:41 называется славой Иисуса.
Голос Яхве звучит, «как шум вод многих» (Иезекииль 43:2), голос Иисуса тоже сравнивается с «шумом вод многих» (Откровение 1:15).
Описание Яхве как вечного света в Исаии 60:19-20 отождествляется с описанием Иисуса как вечного света в Откровении 21:23.
По поводу Второзакония 6:4, важно подчеркнуть, что Бог открывал Себя человечеству постепенно, в несколько этапов. Сначала Он показал единство и уникальность Своей природы: Бог открыл людям, что Он — единственный истинный Бог. Эта было необходимой отправной точкой, потому что Израиль всегда жил в окружении народов, которые исповедовали многобожие. Устами пророков Бог возвестил Израилю истину единобожия.
Хотя ветхозаветное откровение делает отчетливый акцент на единственности и уникальности Бога (и это нашло отражение в Shema), нельзя сказать, что в Ветхом Завете нет никаких намеков или указаний на учение о Троице. Такие указания есть (Бытие 1:26; 3:22; 11:7; Притчи 30:4; Исайя 6:8; 48:16). Однако во всей полноте Бог открыл это учение только в новозаветные времена (см. Матфея 3:16-17; 28:19; 2 Коринфянам 13:13; Ефесянам 2:13; 4:4). И теперь, читая Ветхий Завет в свете Нового, мы находим в нем дополнительные свидетельства о Троице. Богослов Бенджамин Уорфилд отмечает:
Ветхий Завет можно уподобить богато обставленному, но тускло освещенному залу; если внести светильник, в зале не появится ничего, чего в нем не было раньше; однако свет выявит многое, что там уже находилось, но было плохо видно или вообще скрыто во тьме. Тайна Троицы [ясно] не открыта в Ветхом Завете; однако она лежит в основе ветхозаветного откровения, и ее почти можно увидеть то здесь, то там. Таким образом, более полное откровение, последовавшее за ветхозаветным откровением Бога, не исправляет его, но лишь совершенствует, расширяет и увеличивает [Benjamin B. Warfield. Biblical and Theological Studies (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1968), p. 30].
Учение о том, что есть только один Бог, но в едином Божестве — три Личности, ясно подтверждается Писанием. Эту истину иллюстрирует один из ключевых стихов Нового Завета — Матфея 28:19.
читать (pdf)