И если говорит: «что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог» (Мк. 10, 18); то говорит это Бог, по плоти Своей и Себя сопричисляя к человекам, и сообразуясь с понятием пришедшего к Нему; потому что юноша почитал Его простым человеком, а не Богом. И ответ имеет следующий смысл: «если почитаешь Меня человеком, а не Богом; то не называй Меня благим: ибо «никтоже благ», потому что благость свойственна не человеческому естеству, но Богу». (О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан 7)
«Никто не добродетелен, кроме одного — Бога»
Учение Сторожевой Башни. Марка 10:17-18 в «Переводе нового мира» звучит так: «И когда он отправлялся в путь, подбежал один человек и, упав пред ним на колени, спросил его: „Учитель Добродетельный, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?“ Иисус сказал ему: „Почему ты называешь меня добродетельным? Никто не добродетелен, кроме одного — Бога“».
На основании этого стиха Свидетели Иеговы отрицают божественность Христа, поскольку Он Сам говорит, что добродетелен только Бог. Брошюра «Следует ли верить в Троицу?» сообщает читателю: «Этими словами Иисус подчеркнул, что никто, даже он сам, не благ так, как Бог. То, в какой мере благ Бог, отличает его от Иисуса» [Следует ли верить в Троицу? С. 17]. Справочник Aid to Bible Understanding также говорит, что «Хотя Иисус Христос и обладал высочайшей нравственностью, он не принял титула „Добродетельный“... Тем самым он признал, что Иегова — высший стандарт добродетели» [Aid to Bible Understanding. P. 676].
Библейское учение. В рассматриваемом отрывке Иисус вовсе не отрицает, что Ему присуща божественная «добродетель» [в Синодальном переводе «благость» — прим. научн. ред.]. Не отрицает Он и Своей божественности. Скорее, Он просто расспрашивал юношу, чтобы понять, чего тот хочет. По сути дела, Иисус сказал: «Понимаешь ли ты, о чем говоришь, называя Меня благим? Называешь ли ты Меня Богом?» [Norman Geisler and Thomas Howe. When Critics Ask: A Popular Handbook of Bible Difficulties (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 350]. Джон Дж. Грассмик поясняет: «Ответ Иисуса был не отрицанием Его божественности, но завуалированным ее утверждением. Человек, легкомысленно назвавший Иисуса „благим“, должен был понять, кто Он такой на самом деле» [The Bible Knowledge Commentary, New Testament, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Wheaton, IL: Victor Books, 1983) p. 150].
Апологет Норман Гайслер по этому поводу пишет: «Юноша не понимал, какой вывод вытекает из его слов. Поэтому Иисус поставил перед ним очень неприятную дилемму. Либо Иисус благ и является Богом, либо Он не благ и является человеком. Благой Бог или грешный человек — но только не добродетельный человек. Таковы реальные варианты выбора относительно сущности Христа. Ни один добродетельный человек не назвал бы себя Богом, не будучи Им» [Norman Geisler and Thomas Howe. P. 350].
Суть того, что Иисус сказал молодому вельможе, можно подытожить следующим образом: «Если Я не Бог, не называй меня благим, ибо благ только Бог» [Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses (Irvine, CA: n.p., n.d.), pp. 41-42]. Или: «Ты назвал меня титулом, приличествующим одному только Богу. Сознаешь ли ты это и действительно ли имеешь это в виду?» [J. Dwight Pentecost. The Words and Works of Jesus Christ (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982), p. 359].
читать (pdf)