Пропущенные слова. Мы все этим страдаем. Я из штата Миннесота, и мы любим заканчивать предложения на полуслове. «Хочешь пойти?» Из контекста вы понимаете, что в конце должно стоять «со мной». Особенно часто это встречается в параллельных конструкциях. «Я пошел в магазин, а он нет». Что «нет»? Не «пошел в магазин». Вы прекрасно знаете, какое слово нужно подставить на вашем родном языке.
В других языках все не так просто. Иисус говорит Своим родителям: «Почему вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне надлежит быть в **** Отца Моего (ἐν τοῖς τοῦ πατρός μου)?» (Лк. 2:49). Что означает τοῖς? Лука об этом умалчивает и оставляет ответ на усмотрение нашего знакомого с греческим языком воображения.
Большинство переводов вставляют в текст слово «дом». Это вполне логично, если Иисус имел в виду храм. В таком случае пропущенное слово - οἶκος. Такое толкование предпочитает, например, Дарелл Бок.
Что с этим толкованием не так? Правильно, τοῖς - артикль множественного числа, а храм был только один. Это объясняет, почему не все согласны с таким переводом. Многие предпочитают вариант «заниматься делами Отца Моего». Собирательное существительное «дела» объясняет множественное число артикля.
Интересно, что ни в одной рукописи Нового Завета существительное, которое согласовалось бы с τοῖς не вставлено.
Я не убежден, что вставка слова «дом» правомерна, τοῖς - все-таки множественное число (хотя Бок утверждает, что это идиома). Вариант «среди народа Отца Моего» как бы намекает, что Иосиф и Мария не принадлежали к Божьему народу.
Иосиф и Мария никак не могли знать, что Иисус должен находиться в определенном месте, но, возможно, они должны были понимать, что даже в 12-летнем возрасте Иисус должен участвовать в работе Своего Небесного Отца, в Его «делах».
Наверное, это устраняет некоторую неуклюжесть отрывка. Лично меня ответ Иисуса немного смущает. Я сам, как отец, ответил бы так: «Нет. Откуда я мог знать, что тебе нужно быть в каком-то месте?» Но, по всей видимости, к этому моменту Иисус уже говорил со Своими родителями о том, кто Он такой и чем Ему нужно заниматься.
Обратите ваше внимание, что наличие материалов о какой-либо группе на этом веб-сайте не обязательно означает, что данная группа рассматривается как деструктивный культ.
Пропущенные слова. Мы все этим страдаем. Я из штата Миннесота, и мы любим заканчивать предложения на полуслове. «Хочешь пойти?» Из контекста вы понимаете, что в конце должно стоять «со мной». Особенно часто это встречается в параллельных конструкциях. «Я пошел в магазин, а он нет». Что «нет»? Не «пошел в магазин». Вы прекрасно знаете, какое слово нужно подставить на вашем родном языке.
В других языках все не так просто. Иисус говорит Своим родителям: «Почему вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне надлежит быть в **** Отца Моего (ἐν τοῖς τοῦ πατρός μου)?» (Лк. 2:49). Что означает τοῖς? Лука об этом умалчивает и оставляет ответ на усмотрение нашего знакомого с греческим языком воображения.
Большинство переводов вставляют в текст слово «дом». Это вполне логично, если Иисус имел в виду храм. В таком случае пропущенное слово - οἶκος. Такое толкование предпочитает, например, Дарелл Бок.
Что с этим толкованием не так? Правильно, τοῖς - артикль множественного числа, а храм был только один. Это объясняет, почему не все согласны с таким переводом. Многие предпочитают вариант «заниматься делами Отца Моего». Собирательное существительное «дела» объясняет множественное число артикля.
Интересно, что ни в одной рукописи Нового Завета существительное, которое согласовалось бы с τοῖς не вставлено.
Я не убежден, что вставка слова «дом» правомерна, τοῖς - все-таки множественное число (хотя Бок утверждает, что это идиома). Вариант «среди народа Отца Моего» как бы намекает, что Иосиф и Мария не принадлежали к Божьему народу.
Иосиф и Мария никак не могли знать, что Иисус должен находиться в определенном месте, но, возможно, они должны были понимать, что даже в 12-летнем возрасте Иисус должен участвовать в работе Своего Небесного Отца, в Его «делах».
Наверное, это устраняет некоторую неуклюжесть отрывка. Лично меня ответ Иисуса немного смущает. Я сам, как отец, ответил бы так: «Нет. Откуда я мог знать, что тебе нужно быть в каком-то месте?» Но, по всей видимости, к этому моменту Иисус уже говорил со Своими родителями о том, кто Он такой и чем Ему нужно заниматься.