Очам их Он и явился и не явился, был видим и скрывался. Ибо как не был видим, когда они слышали Его вопрошающего, и на вопросы ответствовали? когда шел Он с ними, как спутник, и вместе был вождем их? Видели убо Его, но не познавали. Очи ею, сказано,держастеся, да Его не познаста (Лк. 24, 16). Не удерживались очи, да не видят, но держастеся, да не познают.
Свидетели Иеговы, отрицая телесное воскресение Христа, настаивают на том, что вновь сотворенный Богом после смерти на столбе архангел Михаил являлся людям в разных телах и обличьях, которые принимал временно. Подтверждение своим словам Свидетели Иеговы видят в том, что ученики не узнавали являвшегося им Христа:
Не показывает ли, однако, факт, что апостол Фома мог вложить свою руку в рану на ребрах Иисуса, что Иисус был воскрешен из мертвых в том же теле, которое было прибито к столбу? Нет, Иисус просто материализовался в плотское тело, как это делали ангелы в прошлом… В то время как Иисус явился Фоме в теле, подобном тому, в котором Он был умерщвлен, Он принимал также другие тела, когда являлся Своим последователям. Так, Мария Магдалина сначала приняла Иисуса за садовника. В других случаях Его ученики не сразу узнавали Его. И когда они Его узнавали, это происходило не на основании Его внешнего вида, а какого-нибудь выражения или действия (Иоанна 20:14-16; 21:6-7; Луки 24:30-31) (Ты можешь жить вечно в раю на земле [1989], с. 145).
Однако в столь замысловатой теории нет нужды, поскольку евангельский текст предлагает вполне разумное и простое объяснение. В 16-м стихе той же главы мы читаем: «Глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Соответственно, в стихе 31 глаза учеников «открылись». Текст не дает никаких оснований полагать, будто Господь не воскрес в теле.