Он первый и по бытию, и это-то особенно старается показать Павел. А как скоро будет доказано, что Он был прежде всех ангелов, то понятно будет и то, что творимое ангелами Он Сам творил, как повелитель. И что удивительно, так это то, что апостол постарался представить Его первым, хотя Он появляется [как человек] среди людей позднее. Хотя в другом месте Павел назвал Адама первым, как и на самом деле было, здесь он говорит о Церкви вместо всего человеческого рода. В Церкви же [Иисус] - первый, а в ряду людей, как творение, Он - первый по плоти. Вот почему здесь апостол представляет его перворожденным.
Сын наименован первородным между многими братиями (Рим 8:29) по сродству плоти, Первенцем же из мертвых потому что воскресение мертвых – от Него (Против ариан).
Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение через крещение и рождение через воскресение… Все эти рождения, как оказывается, Христос почтил Собою: первое - первоначальным и жизненным вдохновением; второе - воплощением и крещением, когда крестился Сам; третье - воскресением, которого Сам стал «начатком». И как соделался первородным между многими братьями (Рим 8:29), так и благоволил соделаться первенцем из мертвых (На святое крещение).
И Он есть глава тела церкви, то есть чрез Него насаждена церковь на земле. И Он есть первородный мертвых делом и властью слова, - да будет во всем Он первенствующим, ибо как первее Он тварей, так первее Он и всех дел существ низших.
Когда христиане объясняют Свидетелям Иеговы, что греческое слово πρωτότοκος (букв. «первородный») не является указанием на факт или порядок рождения, но означает главенство человека как наследника над домом своего родного или приемного отца (см. Пс. 88:28), а потому в стихе Кол. 1:15 никак не может означать, что Христос был первым творением Бога Отца, иногда Свидетели в ответ возражают, что то же слово πρωτότοκος употреблено и в стихе Кол. 1:18, где оно «явно» употреблено в значении «первый из мертвых». Следовательно, рассуждают они, и в Кол. 1:15 это слово также употреблено в значении «первый из всего творения».
Однако такое толкование неприемлемо. Прежде всего, слово «первородный» в буквальном понимании означает не просто «первый», а первый из рожденных, т. е. применимо только к живым существам. Неодушевленное творение (а в Кол. 1:15, вспомним, речь идет обо всем творении) родиться не может, а потому понятие первородства в буквальном смысле к нему неприменимо. Следовательно, в Кол. 1:15 слово πρωτότοκος может быть использовано лишь как обозначение власти, главенства над всем творением.
Употребление этого слова в Кол. 1:18 никак не отступает от общего правила, и об этом явно свидетельствует контекст: «Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство», — т. е. речь опять-таки идет о главенстве Христа. Порядок воскресения здесь имеет чисто техническое значение — то обстоятельство, что Христос первым воскрес из мертвых к славе, автоматически делает Его «первородным», т. е. главным по отношению ко всем последующим.
Эту мысль Павел высказывает в контексте более обширной идеи: Христос был первородным (владыкой) ветхого творения («Он есть прежде всего»), а с момента воскресения явил Себя еще и как первородный (владыка) нового творения. Зачем? На этот вопрос сам Павел отвечает так: «дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол. 1:18-19).